1 сентября - День знаний, в учебные заведения столицы пойдут 1 миллион 300 тысяч московских детей. Среди них — учащиеся Преображенского кадетского корпуса, где накануне торжественного дня побывали корреспонденты «ВМ».
Ученик 9-го класса Данила Соловьев готовится к новому учебному году основательно. Приводит в порядок повседневную форму, наводит лоск на парадную. Прощается с близкими — сегодня он дома последний день, завтра снова переселяется в корпус.
— Иду на учебу с радостью, очень соскучился по своим товарищам и наставникам, — улыбается вице-старший кадет Соловьев. Это почетное звание парень заслужил примерным поведением и отличной учебой. — Это, может, как в кино прозвучит, но я горд учиться в таком месте.
Славные традиции
Преображенскому кадетскому корпусу — 15 лет. Но само его название не пустой географизм. Когда-то неподалеку отсюда базировался Преображенский лейб-гвардейский полк, созданный в 1691 году самим Петром I. Учебное заведение пользуется хорошей репутацией, выпускники корпуса уже служат Родине в военных частях и других силовых структурах. И не роняют честь родной альма-матер.
— Символизм подчеркнут, — улыбается один из воспитателей, майор запаса Александр Гвоздов. — Пока ученики не примут присягу кадета, они одеты в старомодную камуфляжную форму «дубок». А вот после присяги, до которой проходит примерно полгода учебы, ребята получают право носить современную и красивую форму «цифра». Первыми строчками нашего устава прописано: «Здоровье детей — самое главное». Мы свято блюдем этот принцип.
Руководство кадетского корпуса всегда на грани. Нужно соблюсти баланс между военной строгостью и лаской, которая необходима каждому ребенку.
— Бывает, приходится принимать непопулярные решения. В таких случаях мы все решаем с родителями ребят во время собраний, — рассказывает замдиректора Преображенского корпуса Александр Зиновьев.
В первый раз — в первый класс
Волнуются перед 1 сентября не только кадеты. В корпус пришли новые воспитатели — мужчины с военной выправкой, стальным рукопожатием и необъяснимой харизмой, которая образуется после многих лет службы. Раскладывают новенькие учебники.
— Я окончил высшее военное командное училище, — представляется капитан запаса Никита Зубко. — Прошел горячие точки... Из армии ни за что бы не ушел, если бы не сердюковские реформы. Поработал в милиции, но там чувствовал себя не в своей тарелке. А здесь мне очень нравится. Волнительно, но думаю — справлюсь.
Идут последние приготовления: в спальнях расставляют кровати, после генеральной уборки наводят лоск.
— У нас все как в армии, за одним исключением — мы никогда не забываем, что работаем в школе, — улыбается подполковник запаса, офицер-воспитатель Юрий Костылев. — И все равно: корпус — не школа. Есть у нас учителя-предметники, гражданские. А есть воспитатели — офицеры. Нам доверено главное — души ребят.
Юрий Костылев — поэт. Его стихи опубликованы на сайте стихи.ру под псевдонимом «Тарас Клюв».
Кадеты выглядят здоровыми и довольными, помещения — ухоженные, стены «пахнут» силой и уверенностью. Какой бы путь ни выбрали кадеты в жизни, они навсегда останутся личностями. Глядя на их воспитателей, сомнений в этом нет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Годына, директор преображенского кадетского корпуса:
— Мы отбираем только лучших педагогов, тщательно следим за их моральным обликом. Главное, что мы не перестаем твердить, — офицеры, помните, перед вами — дети! Дети, а не военнослужащие. Регулярно проводим методические занятия по педагогике и подходим к этому неформально. Конкурс у нас большой, в этом году было 8 человек на место. К сожалению, у ребят хромают знания, мало отличников. Мы внимательно следим за состоянием ребят, проверяем их на наркотики внезапными тестами. Если кто-то попался — навсегда прощаемся. Кадетство и наркотики несовместимы. К счастью, такие «находки» единичны.