Для России сейчас повышение пенсионного возраста — важный вопрос. Чтобы его правильно решить, стоит присмотреться к опыту других стран, и прежде всего соседей по Европейскому континенту. А этот опыт свидетельствует: чтобы сохранить жизнеспособность экономики, в большинстве стран неизбежно приходили к повышению пенсионного возраста. Это процесс во многом естественный, поскольку сопровождается увеличением продолжительности жизни. Несколько лет назад женщины во многих странах Европы выходили на пенсию в 55 лет, мужчины — в 60 (как сейчас в России), но эти возрастные ограничения постепенно менялись правительствами в сторону увеличения в течение нескольких лет. Это также способствовало снижению уровня пенсионных пособий за годы работы.
Статистика стран ОЭСР свидетельствует: если в 1980 году продолжали работать 20 из каждых 100 человек в возрасте 65 лет и старше, то 35 лет спустя активно работающих пожилых насчитывалось уже 53 из 100. Проблема повышения пенсионного возраста тесно связана с демографической ситуацией в каждой стране и положением на рынке труда. Если занятость даже незначительно возрастет, старение может существенно снизить стандарт пенсионного уровня жизни. Недавнее исследование показывает, что повышение пенсионного возраста может быть решением проблемы занятости на национальном рынке труда. Если продолжительность жизни увеличивается, а уровень рождаемости падает, тогда государству приходится платить пенсию не 5–10 лет в среднем, а может быть, даже 20–30 лет (так называемый срок дожития).
В каждой стране имеется два пути решения этой проблемы: либо повышение налогов и взносов, либо сокращение количества людей, имеющих право на получение пособия по возрасту. Первый путь требует очень больших денег: неудивительно, что задолженность развитых западных стран выросла на миллиарды долларов. Поэтому для большей части Европы (да и для многих стран за пределами Старого Света — например, США) второй путь — который как раз и заключается в повышении пенсионного возраста — остается фактически единственным.
Увеличение возрастного порога для выхода на пенсию было неизбежным и для моей родной Венгрии. Изменение законодательства в 2011 году привело к уступке женщинам, которым, деликатно выражаясь, за 40, что в настоящее время обернулось серьезными последствиями: 200 000 женщин уволились с пенсионным пособием. Бюджету это обходится в 1 млрд долларов США в год. В настоящее время мы находимся в фазе подъема пенсионного возраста. К 2022 году 65-летний рубеж станет в Венгрии унифицированным пенсионным возрастом и для мужчин, и для женщин.
Однако не исключено, что уже через пять-десять лет руководству страны будет необходимо инициировать новый рост пенсионного возраста — до 67 лет, при ожидаемом повышении продолжительности жизни. Но при этом важен не только возраст сам по себе: существует необходимость в значительных изменениях на рынке труда — например, путем увеличения трудовой активности женщин. В противном случае страна опять столкнется с более высоким пенсионным взносом, более высокими налогами и постоянно дефицитным пенсионным бюджетом.
Практически во всех странах Европы, за исключением «социально-ориентированных» Швеции и Норвегии, возраст выхода на пенсию может составлять более 64 лет, а даже 70 лет — уже не редкость. В ближайшие 5–10 лет французы, немцы, испанцы и датчане постепенно повышают пенсионный возраст до 67 лет. Великобритания, исходя из сложной ситуации на ее рынке труда, вынуждена двигаться еще дальше, и только экономический спад, связанный с Brexit, затормозил введение в стране 70-летнего пенсионного возраста. И сейчас этот вопрос снова дебатируется в британской общественной жизни. В частности, там говорят и пишут о том, что большинство людей, родившихся после 1986 года, могут прожить до 90 лет. Поэтому, даже если они уйдут на пенсию в возрасте 70 лет, им все равно придется пользоваться пенсионным обеспечением в течение 20 лет.
Из-за динамичного роста ожидаемой продолжительности жизни многие другие страны Европы — Финляндия, Италия, Греция, Португалия, Словакия — также задумываются о реформе пенсионного возраста. То есть они не собираются фиксировать возраст выхода на пенсию, но он всегда будет зависеть от того, сколько граждане той или иной страны живут в среднем. Таким образом, количество лет, проведенных в период «дожития» на пенсии, в принципе не изменится, но срок выхода на заслуженный отдых будет отложен. Чехи пошли еще дальше: они собираются увеличивать возрастной предел каждый год еще на два месяца — и так до достижения 70-летней отметки. А с 2041 года возрастной порог для выхода на заслуженный отдых возрастет до 70 лет по всему Евросоюзу.
Но это перспектива пусть не очень отдаленного, но будущего. А как обстоит дело сейчас? Во Франции, благодаря пенсионной реформе, возраст выхода на заслуженный отдых увеличился с 2017 года до 62 лет, но тут учитывается не только возраст, но и стаж — количество лет работы. Французы имеют право на выход на пенсию с 62-летнего возраста при условии, что у них за плечами стаж официальной работы не менее 41,5 года. Если же такого стажа нет, то срок выхода на пенсию — все те же 67 лет.
В Австрии официально срок выхода на пенсию для мужчин — 65 лет, для женщин — 60, но с 2033 года планируется постепенно перейти на более высокий уровень — 65 лет.
В Румынии, хотя официально срок выхода на пенсию — 59 лет для женщин, и 64 года для мужчин, реальный пенсионный возраст составляет 56 лет. Это связано с отсутствием рабочих мест. Ожидается, что к 2030 году возраст повысится: для женщин — до 63 лет, для мужчин — до 65 лет.
В Польше работники правоохранительных органов или отдельных отраслей промышленности, работающие в особых условиях труда, имеют право на скидку с общего пенсионного возраста. В настоящее время он составляет 60 лет для женщин и 65 — для мужчин, но к 2040 году достигнет 67 лет для обоих полов. А льготы по более раннему выходу на пенсию будут также сокращаться.
Следует отметить: по мере того как средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах увеличивается, годы, потраченные на работу, также будут следовать этой тенденции — то есть расти. Термин «старость» отмирает, по крайней мере, в понимании «дряхлость» и «бездействие», и это можно считать важной тенденцией в Европе XXI века. Приятно сознавать, что Россия теперь тоже следует этой тенденции.