«Ростех» инвестирует сотни миллионов рублей в развитие производства фейерверков на трех своих предприятиях. Для конкуренции с китайцами понадобится еще и административный ресурс, предупреждают участники рынка.
Госкорпорация «Ростех» направит «сотни миллионов рублей» на раз- витие крупнейшего производителя и поставщика фейерверков для Минобороны — НИИ прикладной химии (НИИПХ), сообщили РБК в пресс-службе госкорпорации. Деньги также будут вложены в развитие производства фейерверков в ЧПО им. Чапаева и на Краснозаводском химическом заводе. Общий объем инвестиций в «Ростехе» называть отказались, лишь отметив, что на первоначальном этапе планируется потратить 200 млн руб. Инвестиции, говорят в госкорпорации, пойдут на модернизацию производства.
Сейчас, как отмечают в «Ростехе», производит и продает фейерверки только НИИПХ, хотя такие возможности есть у всех трех предприятий.
По оценкам «Ростеха», НИИПХ зарабатывает около 330 млн руб. в год. От 82 млн до 132 млн руб. из этой суммы — это деньги, полученные благодаря поставкам Минобороны. «Остальное — это средства от продаж фейерверков частными компаниями, у которых есть лицензии Минпромторга на их запуск», — пояснили в госкорпорации. Пиротехнические изделия по уровню опасности делятся на пять типов: от первого класса (хлопушки, бенгальские огни) до профессиональных фейерверков четвертого и пятого классов. По данным Росстата, в 2016 году оборот торговли пиротехническими средствами составил 4 млрд руб. Опрошенные РБК эксперты — гендиректор компании «Русский фейерверк» Анатолий Воробьев и директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов — оценили оборот российского рынка фейерверков еще выше — в 5 млрд руб.
В «Ростехе» рассчитывают, что к 2025 году общий доход трех предприятий от поставок разного вида фейерверков составит 2,5 млрд руб. в год. Это половина объема всего российского рынка, более 90% которого сегодня занимают китайские компании. «Каких-то крупнейших китайских игроков выделить нельзя. Производство фейерверков там — это средний и малый бизнес, — говорит Воробьев. — Всего в Китае около 4 тыс. компаний по их производству и продаже».
Одновременно «Ростех» намерена выйти и на зарубежный рынок, в частности в Европу. «Европейский рынок привлекателен, он в несколько раз больше российского. В частности, объем только польского рынка фейерверков сопоставим с российским, а немецкий больше в четыре-пять раз, то есть оценивается в 20–25 млрд руб.»,— делится оценками гендиректор компании «Большой праздник» и вице-президент Московской пиротехнической ассоциации Виктор Самошин. Эти оценки подтверждает и Воробьев.
В НИИПХ планы о развитии фейерверочного бизнеса комментировать не стали. Телефоны ЧПО им. Чапаева и Краснозаводского химзавода не отвечают.
Конкуренция с китайцами
И в Европе, и в России основную долю рынка занимают китайские производители. Конкурировать с ними практически нереально, считает Самошин, поскольку Китай выигрывает в цене за счет дешевого производства. «Из-за того что в Китае жарко, все происходит под открытым небом. В России продукт сушится искусственным путем — в сушильных камерах. А для этого потребляется дополнительное электричество», — объясняет эксперт. Кроме того, китайские производители в последнее время улучшили качество продукции и взялись за ее перелицензирование,добавляет он.
Выход на европейский рынок для «Ростеха» осложнится и санкциями, введенными в отношении госкорпорации в 2014 году. Дополнительные трудности могут возникнуть и потому, что российская продукция в Европе неизвестна. «Поэтому «Ростеху» придется вкладываться и в продвижение своей продукции», — резюмирует Самошин.
Увеличить свою долю на российском рынке «Ростех» без вмешательства правительства не сможет, считает Худалов. Госкорпорация, скорее всего, будет настаивать на ужесточении сертифицирования продукции, которое усложнит китайцам доступ на российский рынок, предполагает он.
«Задушить рынок регулированием несложно: надо вводить новые технические нормы и условия по выбросу вредных веществ. Понятно, что основная часть [китайских компаний] под эти условия не попадет и автоматом уйдет из России», — заключил Худалов.
Окно в Европу
Выйти за рубеж можно будет только в случае увеличения производства профессиональных фейерверков (пиротехника четвертого и пятого классов), в которых заинтересована Европа, отметил Воробьев. «Это сценические фейерверки и салюты, а также шары для фейерверочных показов, которые может приобрести и использовать только специалист и обладатель специальных лицензий», — объясняет Воробьев. По его словам, экспорт из Китая в Европу таких изделий затруднен, так как они считаются взрывоопасными. Европейцы делают такую пиротехнику сами, однако этот продукт получается в пять раз дороже того, что предлагают китайцы, добавил Воробьев.
«Российская продукция должна быть немного дороже китайской, но гораздо дешевле европейской,— согласен старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. — Ослабление рубля сделало российские товары более конкурентоспособными, и это может помочь выходу предприятий «Ростеха» на европейский рынок».