Американский президент Дональд Трамп с большой помпой выполнил одно из своих предвыборных обещаний — окончательно запретил трансгендерам участвовать в женских соревнованиях. Подписание соответствующего указа было обставлено как важнейший шаг в борьбе за права женщин и выглядело довольно странно — хозяин Белого дома подмахнул документ в окружении нескольких десятков дам разных возрастов, в том числе очень юного. Навряд ли участвующие в этом шоу дошкольницы понимали, кто такие трансгендеры и какая конкретно от них исходит угроза. Тем не менее указ подписан, и он может серьезно повлиять на спортивные регламенты и предотвратить скандалы, которые в последние годы регулярно полыхают в США вокруг успехов атлетов, сменивших пол.
Интересно, что нынешнее «революционное решение» Трампа ссылается на федеральный Акт IX, запрещающий дискриминацию по половому признаку в учебных заведениях. Тот же самый закон лежал в основе указов Джо Байдена, открывших женские соревнования и женские раздевалки для бывших мужчин. То есть присказка про «закон и дышло» актуальна в том числе и для США. Сейчас объявлено, что школы, колледжи и университеты, позволяющие трансгендерам выходить на женские старты и попадать в заявки женских команд, лишатся государственного финансирования. Кроме того, иностранным спортсменкам, сменившим пол, будет отказано в визах при въезде на территорию США.
Прямо приказать Олимпийскому и Паралимпийскому комитету США (USOC), а также Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) запретить атлетов-трансгендеров Трамп не может. Но пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт сообщила журналистам, что администрация американского президента ожидает, что «Олимпийский комитет и NCAA больше не позволят мужчинам выступать в женских видах спорта», исполнительная власть «начинает публичную кампанию по давлению на эти организации». В своем выступлении после подписания указа Трамп поручил госсекретарю Марко Рубио «дать ясно понять Международному олимпийскому комитету, что Америка категорически отвергает безумие трансгендеров».
Напомню, что МОК после скандального выступления новозеландской тяжелоатлетки-трансгендера Лорел Хаббард на Играх-2020 в Токио самоустранился от этой проблемы. Ряд научных работ (в том числе профинансированных администрацией Джо Байдена) уверяли, что бывшие мужчины не представляют угрозы для женского спорта. Но это не помешало властям многих республиканских штатов, а также ряду международных федераций (легкой атлетики, плавания, велоспорта, крикета, регбилига, шахмат и других) закрыть женский разряд для атлетов, сменивших пол после начала полового созревания. В NCAA до недавного времени существовал только барьер по уровню мужского гормона тестостерона (до 5 наномолль на литр крови), что привело к ряду скандалов — например, с пловчихой Лией Томас и волейболисткой Блэр Флеминг.
Политика возвращения к традиционным ценностям
Президент NCAA Чарли Бейкер в прошлом году во время выступления в сенатской комиссии пытался приуменьшить масштаб проблемы, заявляя, что на 510 тысяч спортсменов-студентов и школьников в США приходится только 10 трансгендеров. Однако десятки судебных исков в американских судах показывают, что это неправда. В недавнем докладе ООН утверждается, что в последние годы более 600 спортсменок по всему миру потеряли из-за бывших мужчин (трансгендеров) и личностей с мужским уровнем тестостерона (интерсексов) более 890 медалей в 29 видах спорта. Под переданной в МОК петицией с требованием окончательно закрыть женский спорт для бывших мужчин собрано 40 тысяч подписей спортсменов.
Защита прав женщин на фоне «трансгендерного безумия» была важным пунктом в предвыборной кампании Трампа. Правда, при этом почему-то использовался образ олимпийской чемпионки по боксу Иман Хелиф, которая пол никогда не меняла и выиграла в Париже-2024, будучи интерсексом. Как бы то ни было, после своего вступления в должность президент США последовательно проводит политику возвращения к традиционным ценностям, отменяя «достижения» своего предшественника в сфере поддержки меньшинств и небинарных личностей. «Отныне женский спорт будет только для женщин, — заявил Трамп в среду перед собравшимися в Восточной комнате Белого дома. — Война с женским спортом окончена».
В первый же день своего второго президентства Трамп подписал указ, объявляющий, что существует только два пола, а все попытки учредить «третий гендер Х» нелегитимны. Для трансгендеров были закрыты женские тюрьмы и центры для жертв семейного насилия. Начато расследование в отношении школьного округа Денвера, в котором отсутствует разделение туалетов на мужские и женские. Учителям и преподавателям запрещено помогать школьникам и студентам в их намерении «совершить переход». Вооруженные силы США и федеральные структуры отказались от приоритетов DEI (Diversity, Equality, Inclusion — разнообразие, равенство, инклюзивность) при замещении вакантных должностей. Эта стратегия, дающая преимущества «уязвимым категориям» (в том числе сексуальным меньшинствам и трансгендерам), отменена и в крупных американских компаниях, например в Google и Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена).
Разумеется, все не так просто, и одним росчерком пера проблемы, копившиеся годами, не решить. Впереди многочисленные суды и акции «правозащитников». Однако просвет, позволяющий выбраться из моральных и правовых дебрей с трансгендерами и интерсексами в американском и мировом спорте, явно наметился. Напомню, что в России законом запрещается осуществление медицинских вмешательств, включая применение лекарственных препаратов, направленных на смену пола. Кроме того, запрещена пропаганда привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола. Движение ЛГБТ признано в нашей стране экстремистским и запрещено.