Победа в телеконкурсе «Голос» священника Фотия взорвала массовое общественное сознание, привыкшее к победам в подобных телешоу замурзанных домохозяек (в лучшем случае) или лиц неопределенного пола. В телестудии «ВМ» состоялся круглый стол на тему «Священники в массовой культуре: вызовы времени или отступление от канонов», участники которого попытались ответить на вопрос, насколько активно лица духовного сана могут участвовать в жизни мирян.
В самом начале дискуссии протоиерей, член Общественной палаты отец Всеволод Чаплин сразу же попытался расставить все точки над i:
— Я считаю поступок иеромонаха Фотия в общем нормальным. Да, священник выступает на сцене. Он может выступать даже на рок-концертах. Ну да, он поет какие-то вещи, какие я, например, петь бы не стал. Потому что для меня, даже не монаха, они слишком уж далеки от христианского послания.
И действительно, в песне Per te («Для тебя»), которую пел Фотий в полуфинале «Голоса», от христианского послания мало что есть. Скорее текст этого произведения тесно коррелируется с творчеством Стаса Михайлова и его песней «Все для тебя»:
Для тебя, для тебя буду жить.
Любовь победит.
С тобой, с тобой сделаю
Все то, что ты меня попросишь.
Пойду всегда туда, куда бы ты ни пошла.
Дам всю любовь, которую имею для тебя
примерно так переводятся с итальянского слова этой песни о любви, которая явно далека от христианской любви в ближнему.
— Священник может обращаться со сцены к участникам рок-фестиваля, — продолжил тему протоиерей Чаплин, — но священник вряд ли должен и может выступать на стрипшоу или участвовать в концерте, где звучит так называемый блатняк. Он не должен стоять на сцене рядом с ворами и уголовниками, прославляя их. Рекомендаций на всякий раз не напишешь, но чувство меры в этом случае должно быть соблюдено.
Где находится заветное чувство меры и как оценивать искрометное выступление Фотия с точки зрения веры, попытался выяснить протоиерей отец Иоанн Власов, клирик храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине: — Самые важные события Церкви (выступления Фотия на «Голосе», по всей видимости, следует к таковым относить. — «ВМ») всегда проверялись лишь временем.
И только время покажет, где граница, за которую переступать нельзя. Когда эмоции немного поутихнут.
Сколько должно пройти времени, отец Иоанн точно не знает.
— Наверное, полгода. А вообще все зависит от того, насколько активно иеромонах Фотий окунется в концертную деятельность с гастролями.
НЕ ПИАР, А СПЛОШНОЕ МУЧЕНИЕ
Что же до того, имел ли иеромонах Фотий прямое указание от своего церковного начальства участвовать в песенном конкурсе, то отец Иоанн считает:
— Мне кажется, что это личное. Не какой-то новый тренд внутри православной церкви, а личная инициатива иеромонаха Фотия.
А отец Всеволод добавил в этой связи:
— Это ни в коем случае не стратегия никакая. У церкви в любом случае не должно быть стратегии пиара, чтобы всем понравиться. В конце концов, историей успеха христианство было обязано мученичеству. Вот это история успеха христианина.
Вообще-то непохоже было, чтобы иеромонах Фотий слишком уж мучился в финале «Голоса», и тем не менее определенный успех он поимел.
На самом деле, как утверждает протоиерей Чаплин, инициатива привлекать священников к концертной деятельности и внедрение их в поп-культуру идет снизу. То есть концертные директора и администраторы иногда просят батюшку произнести что либо напутственное перед очередным сценическим угаром. Иными словами, как утверждают участники дискуссии, священникам обязательно нужно идти на поп-концерты, иначе отовсюду полезут сайентологи, иеговисты или последователи бога Кузьмы, не дай бог.
— Да они уже здесь! — воскликнул кто-то из гостей телестудии, а отец Всеволод специально нагнулся, чтобы посмотреть, не спрятался ли под столом какой-нибудь злокозненный иеговист. Такового, к счастью, не оказалось, и дискуссия опять перетекла в русло обсуждения творчества иеромонаха Фотия.
БЕСОВСКИЕ МОТИВЫ
— А как же насчет того, что в Церкви запрещено исполнение инструментальной музыки, между тем как Фотий пел именно под инструментальное сопровождение? — спросили у Всеволода Чаплина журналисты. Дело в том, что сам иеромонах Фотий утверждал в интервью интернет-порталу zvon80.ucoz.ru: «Инструментальная музыка, по одной из версий, была придумана потомками Каина. Вообще, из глубин веков идет легенда, что именно потомки Каина придумали разные орудия труда, в том числе создали музыкальные инструменты, потому что у них было угнетенное состояние духа. Когда ты совершаешь грех и потом тебя мучает совесть, ты впадаешь в уныние и тебе нужно чем-то утешиться. И вот они сделали духовые инструменты — первые свистульки, ручные органы».
На вопрос про исконно природную греховность всякого рода музыки протоиерей ответил так, будто участвуя в пресс-конференции, парируя нападки досужих журналистов:
— При богослужении инструментальная музыка запрещена, да. Но в церковном культурном пространстве она довольно часто используется.
Священники играют на гитарах наравне с мирянами, участвуют в ансамблях разного рода. На сцене это не запрещено, поскольку сцена не используется только при богослужении.
— Вы говорили, что песни, подобные тем, что пел Фотий, вы бы исполнять не стали.
— Не стал бы. Это все-таки любовная лирика, и для одинокого священника, как я, она звучала бы со сцены несколько странно, согласитесь. Я бы спел что-нибудь более нейтральное. Например, любимую песню отца Александра Меня «Призрачно все в этом мире бушующем».
— Вы только что сказали: «Спели бы…» Это если бы вас пригласили в шоу «Голос»? — Я не буду участвовать в шоу «Голос». Слава богу, мне не предлагали, нет. Я вообще не пою. Но с моей точки зрения, что-нибудь общефилософское из уст Фотия было бы уместнее, чем эта его любовная лирика.
— Да ладно, наверняка что-нибудь поете на междусобойчике среди православных! — Да я не умею ни на чем играть вообще!
КОНЕЦ КОНЧИТЫ
Уже после того как дискуссия в телестудии «ВМ» завершилась, журналисты спросили гостей: как же так вышло, что практически одновременно победителями аналогичных нашему «Голосу» конкурсов самодеятельного вокала стала католическая монахиня Кристина Скуччия в Италии, отец Роб Галеа победил в австралийском «Х-факторе», а в Испании победил падре Дамиан? Не является ли это частью единого христианско-православно-католического проекта? Или речь идет просто-напросто о политике прозелитизма, которой вслед за католиками стали грешить православные?
— Ни в коем случае! — безапелляционно заявил религиовед Роман Лункин. — Вы что думаете, папа Франциск из Ватикана с нашим митрополитом по телефону о победе на шоу «Голос» договаривался? Скорее всего, речь идет — и это подтверждено нашими социологическими исследованиями — о смене предпочтений среди зрительской аудитории.
— Иными словами, теперь вместо бородатой женщины Кончиты наш зритель хочет видеть на сцене представителей духовенства с их устойчивыми морально-этическими принципами?
— Именно! — в один голос заверили участники круглого стола.
— Но не все люди хотят видеть священника, поющего под гитару, — возмущались журналисты.
— Это социокультурный феномен и вместе с тем феномен жизненный, — считает религиовед Вильям Шмидт. — Почему мы должны что-то — я имею в виду отдельное явление — поющих под гитары священников, — из нашей повседневной жизни изымать? Вы хотите сказать, что религиозная практика — это не духовная практика? А культурная практика — это духовная практика или нет? Отвечая на подобные вопросы, мы подходим к формам институализации.
Если есть что-то недопустимое в культурных практиках, то культура институализируется и становится культом.
Там, где присутствуют определенные и строгие ритуалы, мы можем говорить о неких нормах или догмах, которые нарушать нельзя. Разделять церковь и общество в социальном пространстве на священников с гитарами или без оных — это с одной стороны дело искусственное, а с другой — дело вкуса.
БЛАГОСЛОВИТЕ МУЗЫКУ
— Говорить о божьих истинах можно в разных культурных формах, — утверждает отец Иоанн, имея в виду песни иеромонаха Фотия. — Но нельзя делать это в тех культурных формах, которые явно безнравственны, которые эти истины компрометируют. В форме стриптиза говорить о благовещении вряд ли пристойно. В форме рэпа — можно сказать, и сейчас есть даже православная рэп-группа.
Как бы то ни было, вопрос о той мере, в какой священник может участвовать в шоубизе, так и остался открытым:
— Так может ли православный священник принимать участие в кулинарных поединках, например? — спросили журналисты «ВМ» у отца Всеволода.
— Почему нет? При монастырях есть специально обученные кухонному ремеслу люди. Их называют келарями.
— А в телешоу типа «Жестокие игры», где участники валяются в грязи и мутузят друг друга надувными бревнами?
— Это навряд ли. Все же здесь присутствует дух насилия. Хотя если собрать команду священников для участия в подобных шоу — почему бы и нет?
В конце концов участники дискуссии сошлись на том, что вскоре мы сможем лицезреть батюшку, читающего рэп или исполняющего хип-хоп, и ничего удивительного в этом не будет. Хотя, как оговорился отец Иоанн, если православному священнику есть что сказать, рэп ему уж точно не понадобится.
Коль скоро иеромонах Фотий на круглый стол не пришел, пришлось звонить ему самому:
— Отчего к нам в телестудию не приехали, отче?
— Я как бы не получил благословения на участие в программе «Вечерней Москвы».
Слышал, что письменную просьбу направили владыке, а он ее направил на рассмотрение нашему настоятелю — на этом цепочка прервалась. Я не получил от владыки вообще никаких указаний — ехать к вам на эфир или не ехать.
— Последний вопрос: свою концертную деятельность вместе с гастролями продолжать намерены?
— Я так скажу: я не откажусь от любого концерта. Лишь бы его благословил правящий архиерей. То есть митрополит.
СВЯЩЕННИКИ-ПЕСЕННИКИ
Анатолий Зайшлый
В прошлом охотник и защитник природы, вегетарианец, а сегодня священник и исполнитель собственных песен протоиерей Анатолий любит повторять: «Жизнь очень интересная, только жаль, что короткая». У 63-летнего служителя церкви она делится на три периода, по 21 год каждый.
Первый он провел на Украине. Затем служил в церквях Сибири. А последние двадцать лет Зайшлый живет в Белгороде и служит в местных храмах.
Про телевизор
В XVI веке прозорливый старец сказал, что в домашнем углу На месте иконы поселится ящик и люди послужат ему. Это снова в нашем доме телевизор заработал, Чтобы сеять блуд в народе и обман. Каждый день телевещает на планете всем народам, Чтобы каждый бесам в сети попадал. Приходишь ты в гости и видишь, что в угол все люди с вниманьем глядят, Работу бросают, поля зарастают, бегут к сериалу опять.
■ Алексей Попов
Родился в маленьком горняцком городке. С детства посещал церковь и с подросткового возраста начал петь в церковном хоре. Одновременно учился в музыкальной школе по классу гитары. После школы поступил в духовную семинарию и с 2002 года служит в храме села Густомысл (Курская область).
Адамово покаяние
Я Адамову песню спою,
Как потерял он место в раю,
Сильно об этом скорбел,
Молился, плакал, но терпел.
Видел Адам погибель свою,
Но Бог обещал еще в раю,
Что семя жены главу змея сотрет
И человек опять к Богу придет.
КАК ПОЛ МАККАРТНИ МЕНЯ НА СЛУЖЕНИЕ СПОДВИГ
Игумен Сергей Рыбко, настоятель храма сошествия святого духа, любитель рок-музыки, бывший хиппи
Когда-то в 1977 году я играл на барабанах в рок-группе, но с тех пор много времени утекло. Теперь я только проповедую на рок-концертах. И еще слушаю «Пинк Флойд».
А насчет благословления дело было так: как-то раз удачно выступил в Ярославле, но потом решил, что это дело все же не монашеское. А когда Пол Маккартни выступал с концертом на Красной площади, после него Святейший служил в Казанском соборе.
Вышел Святейший, посмотрел на площадь, усеянную пивными бутылками, сокрушился и стал говорить о том, что некому нашу молодежь от непотребства оградить.
Тут-то и всплыла моя персона как бывшего музыканта. Можно сказать, что меня сподвиг Пол Маккартни. Выступал я и с Кинчевым, и с Бутусовым, и с Борей Гребенщиковым. А Фотия знаю лично.
У него действительно мощнейший голос. Как я отношусь к его творчеству? Трудно сказать. Дальше все зависит от него. Не охватят ли его соблазны? Все в руках Божьих…