12 декабря 1979 года Политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе «ограниченного контингента советских войск» на территорию Демократической Республики Афганистан. СССР ввязался в гражданскую войну в соседней стране. Участие в конфликте, продолжавшееся 10 лет, стоило Вооруженным силам СССР 15 тысяч жизней солдат, а всего в войне приняли участие более полумиллиона «воинов-интернационалистов» — термин прижился и даже был героизирован, как кажется, заслуженно.
Между тем сам конфликт в Афганистане продолжается до сих пор. Но вопрос о том, почему и для чего СССР ввел войска в Афганистан, остается актуальным и спустя 28 лет после окончания войны. Ради чего гибли там наши солдаты? Разобраться в этом попробовали эксперты на сетевом вещании «ВМ».
Преддверие событий
Географическое положение Афганистана, в самом сердце Азии, почти на сто с лишним лет сделало его полем столкновения интересов Российской и Британской империй. Влияние в Афганистане обеспечивало стабильность во всем регионе. Между тем, несмотря на тотальное цивилизационное и военное превосходство, Британии не удалось установить господство над территорией этой полинациональной страны, 99 процентов которой исповедуют ислам (80 процентов — сунниты).
Советская Россия в 1919 году стала первой страной, признавшей независимость Афганистана. Между странами установились тесные дипломатические отношения, что, впрочем, не помешало Красной армии в 1929 и 1930 годах вторгаться на территорию Афганистана и фактически принимать участие в гражданской войне, попутно решая проблему басмачества, имевшего там базы и поддерживаемого Британией.
В 1960-е годы Афганистан еще оставался королевством. На фоне низкого уровня развития экономики и господства полуфеодальных отношений там именно в это время возникла левая (марксистская) Народно-демократическая партия Афганистана, образование которой поддержал СССР. Мы не станем анализировать, как могла возникнуть в стране с тотально неграмотным населением марксистская партия, но это случилось. В 1973 году власть перешла к королю Сардару Мухаммеду Дауду. Отношения у короля и СССР были отличными.
Вехи десятилетней истории
Но 27 апреля 1978 года случился еще один переворот, произошла так называемая Апрельская (Саурская) революция. Король и члены его семьи погибли. Крах Дауда стал для СССР неожиданностью. Остроты ситуации добавляло и то, что короля свергли афганские офицеры, учившиеся когда-то в СССР, бывшие студенты советских военных вузов. В итоге к власти в ДРА пришла Народно-демократическая партия. Но уже весной 1979 года в стране вспыхнула очередная гражданская война. Оппонентами НДПА выступили традиционалисты, с июля 1979 года поддерживаемые (в том числе и вооружением) США (секретная директива Джимми Картера).
Конфликтная ситуация «под носом» у азиатских республик не могла не вызвать обеспокоенности политического руководства СССР. Так же, как и понимание того, что США стремятся усилить свое присутствие в регионе. Важно еще помнить о том, что весной 1979 года американцы полностью утратили влияние в соседнем Иране, в результате апрельской революции там возникла Исламская республика.
Историки, как правило, делят ход Афганской войны на четыре этапа. С декабря 1979 по февраль 1980 года происходил непосредственный ввод войск. Причем он был осуществлен достаточно спокойно. Но постепенно обстановка стала накаляться — присутствие «ограниченного контингента» раздражало местное население.
Военные действия советским войскам давались нелегко: группы моджахедов (участников джихада, так называли себя оппоненты НДПА) были очень мобильны. Таким образом, период активных военных действий пришелся на март 1980 года и длился до апреля 1985-го. К слову, поддержка моджахедов со стороны США — финансовая, вооружением, созданием тренировочных лагерей в соседнем Пакистане — с 1980 года уже носила открытый характер.
До декабря 1986 года от активных боевых действий СССР плавно переходил к поддержке афганских войск авиацией, артиллерией и саперными подразделениями, ну а финальный этап войны растянулся до 15 февраля 1989 года, когда последние войска покинули территорию Афганистана.
Чувства и долг
Отношение к присутствию наших войск в Афганистане было в мире, естественно, разным.
Именно по этой причине, полагают историки, и были бойкотированы многими государствами Олимпийские игры 1980 года в Москве. (Напомним, что от приезда в СССР отказалось около 60 стран, в том числе США, Япония, ФРГ, Канада, Турция, Южная Корея; часть спортсменов из Франции, Великобритании и Греции прибыли в индивидуальном порядке, а на открытии и закрытии Игр некоторые команды шли под флагами Международного Олимпийского комитета, но не своих держав.) Правда, советским людям это праздник не омрачило.
Более того: у подавляющего большинства граждан СССР была четкая установка: наше дело правое. Афганистан пугал потерями, но внутреннее убеждение в святости «интернационального долга» перевешивало. Да и большинство участников боевых действий, особенно на начальном периоде войны, были искренне уверены в верности и справедливости их миссии.
Но, конечно, не все. Да и среди военачальников по этому вопросу единства не было: кто-то, конечно, был не против «помахать шашкой», но в целом перспектива ввода войск у действующих военных радости не вызывала.
ЦИТАТЫ
Александр Цалко, генерал-майор в запасе, командир вертолетного полка в Афганистане:
— Мы шли туда защищать родину и не допустить формирования на южных границах нашей страны враждебного нам государства. И за пять лет, которые я занимался подготовкой летчиков, мне пришлось столкнуться лишь с одним-единственным случаем отказа от службы. Один — из 26 экипажей по пять человек! К слову, многие из тех, кто к нам приходил, были изначально настроены, я бы так сказал, «на подвиг», что на самом деле сильно всем мешало. Гораздо проще было с теми, кто пришел воевать, работать, выполнять долг. Когда все завершилось, я сам проанализировал то, чем занимался, и пришел к выводу, что долг я свой исполнил.
Андрей Серенко политолог, ведущий эксперт российского центра изучения современного Афганистана:
— Мы отдавали интернациональный долг так, будто что-то задолжали. На самом деле разговоры об интернациональном долге и прочем подобном — не более чем набор пропагандистских клише, адресованных нашей аудитории, чтобы убедить ее в абсолютной необходимости ввода войск. Честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю, какими целями руководствовалась команда Брежнева, отправляя людей в Афганистан.
По закону или по совести
Вопрос о правомерности решения о вводе войск в советские времена фактически не поднимался. Однако в период перестройки он все же возник. Так, II Съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 года объявил Афганскую войну преступной. По словам Михаила Аничкина, спецгруппа, созданная при Политбюро в 1978 году, в которую входил в том числе Юрий Андропов, полгода не могла принять решения по афганскому вопросу. И даже генсек был поначалу против. Сегодня же большинство экспертов склоняются к мысли о том, что у Политбюро и вовсе не было права принимать такое решение. Такое право по Конституции 1977 года было только у Верховного Совета СССР или у его Президиума. Впрочем, это формальность, и все мы это понимаем.
Что же касается заявлений нашего руководства, что ввод войск осуществлен по просьбам законного афганского правительства, то здесь мнения расходятся. Так, Владимир Кошелев подчеркивал во время обсуждения: договор СССР и ДРА о взаимной военной помощи был, и никто этого не отрицает, просьбы о помощи могли звучать во время устных бесед, но никаких письменных просьб о введении войск со стороны официального Кабула нет и не было.
Так или иначе, но с весны 1979 года устных просьб со стороны афганского руководства было не менее 20. И еще одна пикантная деталь. Как выясняется, штурму дворца Амина предшествовали три безуспешные попытки лишить его жизни: отравление, физическое уничтожение с помощью снайпера и диверсионный подрыв.
ЦИТАТА
Владимир Кошелев, заместитель председателя российского союза ветеранов Афганистана, писатель, экс-сотрудник ГРУ:
— Говорят, что ввод войск был ошибкой, а вывод — преступлением. Я бы согласился с этим мнением. Но все это происходило на фоне исламской революции в Иране и размещения крылатых ракет возле наших границ. Это логика холодной войны.
Афганистан, как известно, был не единственным военным конфликтом, в котором наша страна приняла самое деятельное участие: Китай, Корея, Алжир, Вьетнам и другие. По словам Дмитрия Попова, с момента окончания Второй мировой и до распада СССР более полутора миллионов советских солдат и военных специалистов приняли участие в 46 военных конфликтах по всему миру.
— Многие конфликты до сих пор засекречены, — утверждает эксперт. — В них в общей сложности погибли 25 тысяч человек. Но Афганистан унес из этого общего числа 15 тысяч жизней.
Безусловно, эти конфликты были разными по масштабу. Но афганский, уверен эксперт Дмитрий Журавлев, отличался от прочих:
— В других военных конфликтах в основном участвовали специалисты, не рядовые. Именно в этом и кроется коренное отличие Афганской войны от всех прочих. Да и масштабность ее, как ни крути, была иной.
Но неужели нельзя было не вводить войска, отстаивать свои интересы, но без этого? По этому вопросу сломано немало копий.
Горькие потери
По официальным данным, потери личного состава Советской армии в Афганской войне составили 15 031 человек, КГБ — около 600 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести; ранения и контузии получили свыше 54 тысяч человек. Более того — значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались от последствий тяжелых ранений и травм, но их не включили в число официально озвученных потерь. Точное число погибших на войне афганцев неизвестно, по оценкам экспертов, оно колеблется от одного до двух миллионов человек.
ЦИТАТЫ
Александр Цалко, генерал-майор в запасе, командир вертолетного полка в Афганистане:
— Как мне кажется, в 1979 году советское руководство попросту испугалось того, что новый режим, воцарившийся в Афганистане, будет нам враждебен. Он изначально вел себя не так, как окружение короля Дауда, с которым СССР установил хорошие отношения. В стране начались репрессии, столкновения между многочисленными племенами. На мой взгляд, решение руководства страны о вводе войск было ошибочным. Однако я допускаю, что оно обладало не совсем достоверной информацией о происходящем — вопрос лишь в том, случайно она искажалась или намеренно.
Дмитрий Журавлев, генеральный директор института региональных проблем:
— Из стран, где произошла революция под красным флагом, СССР никогда не уходил. И это — как раз случай с Афганистаном. Надо также понимать, что в руководстве страны, в Политбюро, были люди, прошедшие Великую Отечественную. К моменту нашего прихода в Афганистан революции исполнился год, там начались реформы. Идеология не давала нам отступиться: мы полагали, что идем защищать людей, стоявших на позиции революции. Но СССР опасался еще и того, что Амин, учившийся в США, мог договориться с Америкой. А этого допустить никто не хотел.
Андрей Серенко, политолог, ведущий эксперт российского центра изучения современного Афганистана:
— Причина, по которой советские руководители приняли решение о вводе войск и по которой это решение лоббировали в КГБ, — пресловутый раскол афганских коммунистов на две партии. В каком-то смысле он привел и к расколу советских военных и силовых специалистов, работавших в Афганистане. Военные советники склонялись к позиции партии «Хальк», а люди КГБ — к «Парчан». Это, в частности, объясняет, почему группа наших военных специалистов в целом поддерживала Амина и готова была с ним сотрудничать, он ведь был «халькистом». КГБ был готов привести с собой не вполне трезвого Бабрака Кармаля, а значит, и «Парчан». Одним словом, между ведомствами, принимавшими решение о вводе войск, возникла конкуренция. Но и это полдела. СССР предстояло сделать что-то в ответ на иранскую революцию и появление недружественного режима в Тегеране. Но поскольку в Афганистане происходил именно социалистический эксперимент, это делало СССР в определенном смысле заложником. Ему пришлось адекватно реагировать на то, что лежало в плоскости столкновения не просто неких государств, а двух систем — Запада и Востока.
Последствия и… реноме
После вывода 40-й армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986– 1992) просуществовал еще три года, но, лишенный поддержки России, переживавшей свои потрясения, был свергнут коалицией полевых командиров-моджахедов. Эта война, уверен Андрей Серенко, имела как краткосрочные, так и долгосрочные последствия, главные из которых — формирование исламского фундаментализма, возникновение террористической организации Аль-Каида и появление движения моджахедов, которое быстро стало интернациональным и сохраняется до сих пор. Американцам так хотелось нас победить, язвительно заметил Дмитрий Журавлев, что они сами не поняли, какого дракона вырастили. Но зато теперь последствия его «выкармливания» известны. А Серенко напомнил, что ядро печально известной организации «Талибан» составили дети тех беженцев, что бежали от советского военного присутствия в пакистанские лагеря, где попадали в «нужные» медресе и учебные заведения, позволившие им сформировать ядро нового афганского фундаментализма.
По мнению ряда других экспертов, Афганистан сыграл роль опосредованного катализатора и в развале СССР. Впрочем, с этим категорически не согласен Михаил Аничкин, который уверен, что фактором распада стало предательство в высших эшелонах власти, а не эта война.
Впрочем, как бы там ни было, и сегодня, обсуждая тему Афганистана, Дмитрий Попов попросил всех быть чуть деликатнее и избегать применительно к этой истории слова «ошибка», поскольку «подобное отношение автоматически проецируется на всех, кто искренне выполнял свою воинскую обязанность».
Что же касается имиджа страны и ее реноме, то они, конечно, изрядно пострадали в результате Афганской войны. Но это уже другая история...