До конца года власти хотят выдать предприятиям гарантии по займам на сумму почти 1,5 трлн руб. — рекордный план. В этом случае внутренний долг превысит 10% ВВП — последний раз так было во времена дефолта 1998 года
Минфин готов нарастить внутренний госдолг максимально с 1997 года, поручившись за бизнес более чем на 1 трлн руб. до конца года. Если власти выдадут гарантии предприятиям в полном объеме, как планируют, долг к ВВП может вырасти почти на 2 п.п. — больше всего с 1997 года. Верхний предел внутреннего госдолга на 1 января 2017 года предложено увеличить сразу на 1 трлн руб. — до 9,87 трлн руб. (почти 12% ВВП).
О том, что власти хотят увеличить программу госгарантий на этот год сразу на 850 млрд руб. — с 592 млрд до 1,44 трлн руб., стало известно из проекта поправок в бюджет, опубликованного Минфином на этой неделе. Если программа будет исполнена, это станет рекордным объемом выданных за год госгарантий по обязательствам предприятий. Внутренний долг правительства в таком случае превысит 10% ВВП впервые с конца 1990-х годов, показывают расчеты РБК, сделанные на основе данных Минфина. Госгарантии позиционируются властями как важный механизм поддержки экономического роста, но они включаются в состав госдолга и в будущем могут приводить к расходам бюджета.
Гарантии под Новый год
Правительство в этом году не выдало еще ни одной гарантии, но Минфин уже решил повысить план по их выдаче на 143%. Как правило, большинство гарантий выдаются в последние месяцы года, многие — 31 декабря (в прошлом году 48 гарантий было выдано в канун Нового года), следует из данных Счетной палаты.
Увеличение программы на 850 млрд руб. целиком приходится на категорию гарантий по банковским кредитам и облигационным займам компаний, которые готовят инвестиционные проекты (в том числе в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности): рост со 175,3 млрд до 1,03 трлн руб.
Речь о бизнесе, готовом вложиться в строительство и реконструкцию социальных, агропромышленных, коммунальных и транспортных проектов и в дальнейшем эксплуатировать их, разъясняло ранее Минэкономразвития. Государство готово ручаться за бизнес в объеме до 100% займа, но не более 50% стоимости инвестиционного проекта.
Для банков государственное поручительство — первоклассная гарантия, что должно существенно упрощать получение кредитов для бизнеса, также следует из пояснений Минэкономразвития. Эти кредиты в рублях под гарантии государства могут предоставлять российские банки или Внешэкономбанк.
Компании, намеренные инвестировать в социальные, аграрные, энергосберегающие и транспортные проекты, — единственные заемщики, которым готов дополнительно помочь Минфин. По другим девяти категориям гарантийной поддержки, включая оборонно-промышленный комплекс и гособоронзаказ, Минфин не заложил увеличения гарантий.
Перевалит за 10% ВВП
На конец 2015 года внутренний госдолг России составлял чуть более 7,3 трлн руб., или 9% от ВВП. На госгарантии пришлось почти 24% внутреннего долга, следует из данных Минфина. В поправках, которые еще должны одобрить правительство и Дума, Минфин предложил увеличить предел по чистым заимствованиям до 500 млрд руб. (с планировавшихся ранее 300 млрд руб.).
Рост чистых заимствований и госгарантий означает, что внутренний госдолг может достигнуть 9,02 трлн руб., или 10,9% прогнозируемого Минфином ВВП за 2016 год, рассчитал РБК (см. график). Цифра получена исходя из допущения о 100-процентном выполнении обновленного плана по госгарантиям, за вычетом погашения в этом году ранее выданных гарантий и ожидаемого исполнения гарантий по гарантийным случаям.
По данным Счетной палаты, в этом году на 1 сентября госгарантии не предоставлялись, а погашение по 56 гарантиям составило 216,2 млрд руб. Минфин списывает гарантию с государственного внутреннего долга, если истек ее срок или получатель гарантии полностью выполнил свои обязательства по займу или же государство выплатило деньги по гарантийному случаю.
Сколько всего гарантий будет погашено за весь 2016 год, не говорится ни в законе о бюджете, ни в поправках, ни в открытых документах Минфина. Пресс-служба ведомства не ответила на запрос о госгарантиях. Поэтому РБК взял цифру на 1 сентября, но до конца года она может увеличиться — тогда объем госдолга будет меньше. Кроме того, Минфин ожидает, что государству придется выплатить около 11 млрд руб. по гарантийным случаям (соответственно, эти гарантии тоже будут списаны с госдолга).
Стоит также учитывать, что план по выдаче госгарантий никогда не выполняется на 100%. Так, в 2015 году были предоставлены гарантии на 208 млрд руб. (лишь 37% от плана), в 2014 году — 533 млрд руб. (77%). В среднем за последние пять лет исполнение программы госгарантий составило 60%, следует из данных Счетной палаты. Кроме того, госгарантии — это долг, который с малой вероятностью превращается в реальные расходы. В прошлом году гарантийных случаев вообще не было, а в этом году Минфин резервирует под выплаты лишь 10,8 млрд руб. Гарантии, которые правительство выдаст в этом году, могут быть исполнены не ранее 2018 года, следует из закона о бюджете.
«Призраки девяностых»
Хотя у России очень низкий по мировым меркам уровень госдолга к ВВП, «призраки девяностых» продолжают преследовать Минфин, судя по высказываниям чиновников. Министр финансов Антон Силуанов не раз говорил, что госзаимствования в условиях нынешнего бюджета сопряжены с риском раскручивания долговой спирали.
В июне он сказал в интервью РБК, что при больших заимствованиях правительства банки — покупатели ОФЗ могут вынудить Минфин размещать более короткие бумаги, это чревато риском скатиться к пирамиде ГКО — символу дефолта 1998 года.
Тогда внутренний госдолг к ВВП составлял относительно небольшие 20%, но правительство оказалось неплатежеспособным. Сейчас долг в России дорогой (стоимость заимствований превышает 8%), а ситуация может выйти из-под контроля и при маленьких объемах долга — «достаточно пару лет увеличивать объем заимствований на 1 трлн, на 1,5 трлн, на 2 трлн руб., и доверие инвесторов точно изменится», говорит РБК чиновник финансово-экономического блока правительства.
Долг, который допускает Минфин к концу 2016 года, — относительно небольшой, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Но настораживает тот факт, что в отношении к ВВП он будет увеличиваться, в то время как экономика страны не растет — в этом отличие России от других стран, например Индии, где госдолг растет в номинальном выражении, но растет и ВВП. России придется увеличивать и расходы на обслуживание долга — получается «снежный ком», добавляет он.
Впрочем, риска скатиться в «пирамиду ГКО» сейчас нет, полагает Порывай. Но в долгосрочной динамике наращивание даже по 1,5% ВВП в год может привести к такой ситуации. Универсального «опасного» значения по госдолгу нет, но плохо, если проценты по его обслуживанию выше номинального роста ВВП. Для России «опасный» уровень госдолга — свыше 50% ВВП, считает Порывай (сейчас с учетом внешнего долга у России — около 14%). Это еще не критический уровень, но при нем инвесторы будут испытывать дискомфорт, рассуждает аналитик.