Русская усадьба на протяжении XVIII столетия олицетворяла собой экономический и культурный расцвет дворянства, отражала пути его жизнеустройства и самовыражения. В это время вокруг обеих столиц и в провинции сложился особый усадебный мир, безраздельным владыкой и творцом которого стал помещик. Манифест 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», в частности, отменил обязательную гражданскую или военную службу, дав дворянам возможность сделаться образцовыми хозяевами своих имений и усадеб; их обустройство отныне превратилось для дворян в одно из важнейших занятий, а для некоторых — в главную цель жизни.
Отметим преемственность принципов формирования дворянской усадьбы. В выполнении этой задачи владельцы ориентировались на широко известные «эталонные» ансамбли — такие как Петергоф и Царское Село. Следование подобным образцам давало возможность не только воспользоваться заложенными в них блестящими архитектурными идеями, но и прослыть просвещенным придворным, тонким знатоком искусств, способствующим приобщению современников к высокой культуре. Кроме того, положение обязывало дворянскую элиту, к которой, безусловно, относился граф Петр Борисович Шереметев, в своих великолепных усадьбах принимать высокопоставленных гостей, в том числе иногда и царствующих особ.
Именно граф П. Б. Шереметев заложил традиции гостеприимства в усадьбе Кусково. Согласно его указанию, «в селе Кускове распоряжено <…> гулянье всем, кому угодно оным пользоваться, по воскресеньям и четвергам, в прочие же дни гулянья нет, выключая 28, 29 июня и 1 августа (день рождения сына и наследника П. Б. Шереметева графа Николая Петровича, тезоименитство самого хозяина и престольный праздник усадебной Спасской церкви. — С. Ш.), в которые дни также гуляют»1.
Особое внимание П. Б. Шереметева родовое подмосковное имение Кусково привлекло в 1740‑х годах, и не случайно. Рядом находилось село Перово, подаренное императрицей Елизаветой Петровной своему фавориту графу А. Г. Разумовскому. Кроме того, в 1753 году государыня пожаловала наследнику великому князю Петру Федоровичу подмосковное село Люберцы, также расположенное неподалеку от усадьбы Кусково; в Люберцах для великокняжеской четы — Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны — возвели дом. Таким образом, Кусково оказалось между местами частого пребывания императрицы и «молодого двора». Все это побудило графа именно здесь начать строительство дворцово‑паркового ансамбля, рассчитывая принимать в кусковской усадьбе именитых гостей.
Елизавета Петровна, как известно, любила псовую охоту, и каждый ее выезд в Москву сопровождался прибытием сюда значительной части императорской охоты, отправлявшейся вслед за двором. Последней охотой императрицы в окрестностях Москвы была псовая охота в Перовских рощах. В Камер‑фурьерском журнале за 1754 год читаем: «9‑го числа Мая, пополудни, ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО и Его Императорское Высочество (великий князь Петр Федорович. — С. Ш.) изволили иметь выход; было съезжее поле в Перовских рощах. <…> А с поля ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО и Его Императорское Высочество и все в свите, бывшие на охоте, Российские и чужестранные, у Камергера и кавалера Графа господина Шереметева в селе Коскове <…> кушали вечернее кушанье; при чем представлена была изрядная иллюминация»2.
Значительные события в жизни Империи — коронационные торжества, юбилеи правлений, празднования военных побед — заставляли имераторский двор во главе с августейшими особами покидать Санкт-Петербург и на время переезжать в Москву. Все эти посещения древней столицы сопровождались праздничными мероприятиями и «культурной программой», которой «угощали» съехавшихся представителей родовитой знати. Во второй половине XVIII века в подобные «программы» Кусково включали чаще других подмосковных: граф Петр Борисович и его наследник граф Николай Петрович Шереметевы умели встретить и развлечь гостей на самом высоком уровне.
Расцвет усадьбы Кусково пришелся на период правления Екатерины II, посещавшей усадьбу Кусково не менее пяти раз. Выехав в Первопрестольную 1 сентября 1762 года на коронацию, которая состоялась 22 сентября, императрица пробыла здесь до июня 1763‑го. В январе этого года она впервые пожаловала в гости к графу П. Б. Шереметеву в его «подмосковный Версаль». Запись в Камер‑фурьерском журнале: «<…> 30‑го числа, в Четверток, <…> [императрица] Высочайше изволила иметь выход в барже, поставленной на полозках, в числе 10‑ти персон, а прочие кавалеры, дамы, фрейлины ехали в разных фигурных санях. <…> [Императрица] изволила предприять отсутствие в село Кусково, к Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву, где и обеденное кушанье изволила кушать с находившимися в свите. <…> По окончании стола изволила прогуливаться к сделанной в оном селе горе. Из села Кускова изволила возвратиться во Дворец пополудни в 10‑м часу»3.
Перед самым отъездом в Санкт-Петербург Екатерина II увидела усадьбу во всей красе — летом: «10-го числа [июня] <…> пополудни в 6‑ть часов изволила иметь выход в подмосковную Его Сиятельства Графа Петра Борисовича Шереметева вотчину, село Кусково, куда по прибытии изволила <…> в пруде прогуливаться в шлюпке; а оттуда изволила проходить в покои и забавляться в карты. Потом изволила кушать вечернее кушанье с прибывшими в свите <…> кавалерами, дамами и фрейлинами, в 29‑ти персонах; а при окончании стола при пушечной пальбе пили здоровье следующих: 1‑е, ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верных рабов <…>»4.
В январе 1775 года весь цвет российского дворянства во главе с императрицей собирается в Москве на торжества по случаю недавнего заключения с Турцией триумфального для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора. 21 марта «перед полуднем в 12‑м часу ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила с небольшою свитою фрейлин и кавалеров предприять шествие в каретах в село Кусково, к Его Сиятельству господину Обер-Камергеру Графу Петру Борисовичу Шереметеву. По прибытии в помянутое село ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО встречена на крыльце Его Сиятельством с фамилиею и препровождаема <…> в его аранжерею, где и соизволила обеденное кушанье, как с находящимися в свите персонами, так и с фамилиею Его Сиятельства, в 19‑ти персонах. В продолжении стола играла музыка на волторнах и кларнетах. По окончании стола ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила иметь время продолжением в разговорах. По продолжении разговоров ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, гостеприимцу оказав ВЫСОЧАЙШЕЕ свое удовольствие и ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожаловав к руке, соизволила предприять отсутствие в Москву и до кареты препровождаема <…> Его Сиятельством и его фамилиею»5.
Назначенные в Москве на 12 июля гулянья на Ходынском поле были внезапно отложены в связи с нездоровьем императрицы (по мнению некоторых исследователей, в связи с рождением дочери Елизаветы от Г. А. Потемкина). «Оправившись после родов, Екатерина почти месяц живет в небольшом домике в Царицыне и постепенно входит в привычный ритм деятельности. Потемкин все время рядом. Вместе они совершают сначала небольшие путешествия (посещают знаменитую усадьбу графа П. Б. Шереметева Кусково), затем поездки, длящиеся несколько дней»6. Случилось упомянутое посещение 22 августа 1775 года. Вновь обратимся к Камер‑фурьерскому журналу: «В Субботу, в 12‑м часу пред полуднем, ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила свиты Своей с фрейлинами и кавалерами поехать в каретах в подмосковное село Кусково, принадлежащее Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву, разстоянием от Царицына чрез Коломенское и Перерву верст 20‑ть. По прибытии туда в начале 2‑го часа при выходе из кареты ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО встретил Его Сиятельство со всею своею фамилиею и препровождал в покои. Обеденный стол приуготовлен был в гроте, где ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила кушать со всеми персонами на 24‑х кувертах (куве́рт — обеденный прибор. — С. Ш.). При питии за ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА здравие палили из пушек. После стола ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила со всеми персонами гулять по саду и по всем увеселительным местам, кои показывал Его Сиятельство. В 6‑м часу во оном же саду, а потом в аллее, где сделано было наподобие театра место, представлена была французскими актерами опера‑комик, которую ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила смотреть из ставки»7.
Продолжение статьи читайте в свежем выпуске "Московский журнал" №06-2024