Габсбурги правили Австрией с 1278 по 1918 год. А затем были изгнаны из своей страны и полвека не имели права даже въезжать в нее. Нынешний глава рода Карл фон Габсбург, внук последнего австрийского императора, живет на родине предков, но он лишен политических амбиций. Его задача — объединять семью, как когда-то семья объединила Европу.
Родился 11 января 1961 года в Штарнберге (Германия). Родители: Отто фон Габсбург, сын последнего австрийского императора Карла I, и принцесса Регина Саксен-Мейнингенская, двоюродная сестра королевы Нидерландов Беатрикс. Шестой по счету ребенок (у Карла пять старших сестер и младший брат). В 1981 году поступил в Зальцбургский университет имени Париса фон Лодрона, изучал право, а с 1983-го дополнительно взял курс политологии и испанского. В 1993 году бросил университет, так и не закончив. В 1981–1982 годах служил в армии, где освоил профессию пилота. В 1986 году возглавил австрийское отделение Панъевропейского союза. В 1994-м вошел в президиум Панъевропейского союза. В 1993 году женился на дочери барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса Франческе. В браке родились трое детей: Элеонора (1994), Фердинанд (1997), Глория (1999). Карл и Франческа развелись в 2003 году. В 1996–1999 годах был депутатом Европейского парламента. С 2002 года является генеральным директором UNPO — международной неправительственной организации, цель которой защищать интересы коренных народов, не имеющих собственных государств или живущих на оккупированных или спорных территориях. В 2005 году поступил в частный университет IMADEC University на экономическое отделение, окончил в 2012 году. С 2005 года работает консультантом в СМИ. Владеет долями в нескольких восточно-европейских медиахолдингах. В 2007 году официально стал главой дома Габсбургов. С 2008 года является президентом Ассоциации Национальных Комитетов Голубого Щита. Задача организации — защита мировых культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов или стихийных бедствий.
Господин Габсбург, каково быть главой такой большой и знаменитой семьи? Это обуза или привилегия? Мне часто задают такой вопрос. И я до сих пор не знаю ответа. Когда отцу исполнилось 90 лет, он передал мне все полномочия, назначив меня главой нашего рода и дома. У меня, как у любого человека, только одна жизнь, и остается проживать ее в своем статусе, со своими трудностями.
В каком возрасте вы осознали этот статус — представителя исторической императорской семьи?
Еще в детстве. Мы все, семеро братьев и сестер, росли в домике на Штарнбергском озере в Баварии, никакого дворцового церемониала в нашем воспитании не было. Но то, что наша семья непростая, я понял очень быстро. Так же, как крестьяне приучают детей сызмальства к труду, передавая им знания и опыт и рассказывая, где находятся семейные пашни и что с ними надо делать, так и у нас дома всегда говорили о судьбах Австрии, о том, какую роль в истории страны сыграли мои предки и какая огромная ответственность лежит на семье. Родители подробно знакомили нас с историей рода. Бабушка Цита (последняя императрица Австрии Цита Бурбон-Пармская. — Прим. «Вокруг света») прожила долгую жизнь, и нам, внукам, повезло узнать все из первых уст.
А ваши дети хотят в будущем сыграть роль в политической жизни страны?
Моим детям еще не время думать о политике. Когда-нибудь я передам сыну свои полномочия, так же, как сделал мой отец. Моя старшая дочь Элеонора — студентка, учится в Лондоне. Фердинанд и Глория еще ходят в школу. Фердинанд серьезно увлекается мотогонками, он уже соревнуется в европейском первенстве по картингу и сейчас участвует в гонках «Формула-Рено 1,6». Дети сопровождают меня на официальных мероприятиях, мы воспитываем их в соответствии с традициями Габсбургов.
Какие еще традиции, кроме изучения истории страны и рода Габсбургов, существуют в семье?
Знание иностранных языков. Мы все учили языки, которыми владел отец: немецкий, венгерский, французский, английский, испанский, итальянский, португальский и латынь. Должен признаться: мой венгерский в последнее время хромает. Я уделяю огромное внимание языкам, воспитывая детей. То же самое в семьях моих братьев и сестер.
Где живут ваши братья и сестры?
Судьба раскидала нас по всей Европе. Брат живет в Венгрии, две сестры в Германии, две другие в Испании и еще одна в Швеции. Когда были живы родители, мы все собирались раз в году, чтобы провести вместе отпуск. И сегодня стараемся поддерживать эту традицию, даже если удается выбраться всего на пару дней.
Вы занятой человек? Как проходит ваш обычный рабочий день?
У меня нет обычного рабочего дня, как нет рутины в жизни. Последние несколько лет я активно занимаюсь гуманитарной деятельностью как президент Ассоциации Национальных Комитетов Голубого Щита, которая была создана для защиты мирового культурного достояния в случаях вооруженных конфликтов или природных бедствий. Я могу отправиться в многодневную поездку, скажем, в Тимбукту, чтобы проверить состояние их культурных ценностей. А уже в следующем месяце оказаться в Ливии, чтобы задокументировать разрушения от войны. Если я дома и могу себе позволить лично отвезти детей в школу, то, разумеется, мой рабочий день выглядит иначе.
Когда-то вы работали даже на телевидении — вели викторину. Это не противоречило принципам династии?
В начале 90-х я получил предложение от канала ORF (австрийская телерадиокомпания. — Прим. «Вокруг света»). Оно мне показалось интересным. Отец меня поддержал, и в 1992–1993 годах я вел телеигру Who is Who. В семье нет таких законов или правил, которые запрещали бы нам где-то работать. Наоборот, всегда была традиция: каждый Габсбург должен овладеть какой-то профессией. Есть среди нас и политики, и музейные работники… Моя сестра Габриела — известная художница и скульптор, мой кузен Ульрих — лесник.
Именно он, ваш троюродный брат Ульрих, который работает лесником в Каринтии, пытался достичь высот на политическом поприще. А вы первый глава рода за последние 800 лет, кто не находится у руля власти.
Я не собираюсь баллотироваться на выборах, если вы об этом. В Австрии долгое время действовал так называемый «Антигабсбургский закон», принятый 3 апреля 1919 года. Если вкратце, то нас, Габсбургов, выставили из Австрии, отобрав все имущество. Запретили въезд в страну и участие в ее политической жизни. В моем первом загранпаспорте стоял штамп: «Действителен для въезда во все страны, кроме Австрии». Эта абсурдная фраза «украшала» паспорта всех членов моей семьи. В начале 1960-х отец написал соответствующее прошение, которое было удовлетворено после целой серии судов. И я впервые посетил историческую родину. Но для Габсбургов сохранялся запрет на участие в политической жизни страны. Члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым, не имели права избираться на пост главы государства. В сентябре 2009 года мой кузен Ульрих фон Габсбург направил в Конституционный суд Австрии иск о восстановлении гражданских прав членов императорской семьи. Он собирался в 2010 году выставить свою кандидатуру на пост. Речь шла не о личных амбициях, а о восстановлении справедливости. Поэтому я поддержал Ульриха. Запрет был снят только в июне 2011 года. Но мой кузен так и не смог набрать достаточного количества голосов избирателей и не дошел до предвыборной гонки.
Кто из предков, по вашему мнению, сыграл самую заметную роль в мировой истории?
Каждый из Габсбургов сыграл заметную роль в истории. Каждый был на своем месте в свое время.
У вас в семье считают, что Отто фон Габсбург одним из первых осознал необходимость объединения Европы...
После Первой мировой войны европейский порядок был нарушен. В 1922 году австрийский философ Рихард Николаус Куденхове-Калерги создал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. Членами этого союза были такие выдающиеся деятели, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и Конрад Аденауэр. Мой отец более 30 лет возглавлял эту организацию. Объединенная Европа в том виде, в каком мы знаем ее сегодня, впервые получила шанс на существование с падением железного занавеса 25 лет назад. И моя семья сделала немало для этого определяющего события новейшей европейской истории.
Многие связывают с именем вашей семьи и начало Первой мировой войны. Как вы объясняли детям, кто виноват в ее развязывании?
В этом плане я такой же человек, как все. У всех нас есть истории о прабабушках или прадедушках, которые знаешь с детства, но в моем случае эти истории прописаны в учебниках. Я должен подчеркнуть, что выстрелы в Сараево не были единственной причиной этой войны. Нельзя перекладывать вину ни на конкретного человека, ни на страну. Вся Европа была очень напряжена. Не было бы покушения на австрийского эрцгерцога, через пару недель или пару месяцев произошло бы еще что-нибудь, не на Балканах, так на германо-российской границе. Никто из правящих тогда политиков не мог себе представить, какой размах будет у этой войны.
А есть ли сейчас опасность третьей мировой?
Мировая политическая ситуация сейчас серьезнее, чем когда бы то ни было. Есть опасность того, что региональные вооруженные конфликты на Ближнем Востоке перерастут в серьезную конфронтацию, в которую окажется втянутой и Европа. Точнее, Европа уже втянута в это противостояние — подумайте о потоках беженцев. И конфликт между Россией и Украиной разгорелся со скоростью пожара. Сегодня, спустя 75 лет после заключения пакта Молотова — Риббентропа и начала Второй мировой, спустя 25 лет после падения железного занавеса, стоит поискать ответы в прошлом. Попытка изменить границы силой не принесет мнимому победителю мира. Разумная политика строится не на передвижении границ, а на их преодолении.
Рингштрассе (нем. Ringstraße; букв. «кольцевая улица») — главная улица Вены, почти опоясывающая Старый город (на северо-востоке кольцо замыкает набережная Франца Иосифа). Иногда ее называют просто Ринг. Улица построена на месте средневековых крепостных стен, которые стали мешать передвижению внутри разросшегося города. В 1857 году император Франц Иосиф I издал указ Es ist Mein Wille, обязывающий разрушить стены, засыпать ров и открыть улицу, которая демонстрировала бы величие Габсбургов. Ее ширина, по мнению правительства, должна была служить и безопасности: чем просторнее улица, тем труднее революционерам строить баррикады. В итоге ширина Рингштрассе составила более 50 метров, а общая длина — 5,2 км. 1 мая 1865 года она была официально открыта.
Большинство зданий на Ринге были построены в конце XIX — начале XX века: Венский университет, Бургтеатр (главный театр города), Парламент, новый дворец Хофбург (зимняя резиденция Габсбургов), Венская государственная опера, отель «Империал», ратуша, обсерватория «Урания». В них сочетаются неоклассическое, неоготическое и прочие эклектичные направления архитектуры того времени, сформировавшие имперский стиль всего бульвара. Этот стиль даже получил специальное название — Ringstraßenstil.
С Рингом связаны многие культурные и исторические события — от Всемирной выставки 1873 года и торжественных шествий в честь императорских юбилеев до политических демонстраций. Рингштрассе и поныне остается улицей парадов, фестивалей, марафонов и балов. 1 мая этого года будет отмечаться 150-летний юбилей бульвара.
Семья Франца Иосифа Династия Габсбургов была одной из самых могущественных в Европе.
Сегодня насчитывается около 500 представителей семьи, 280 из них живут в Австрии, остальные разбросаны по миру. Глава дома Карл Габсбург-Лотаринген знает каждого