Россия находится на втором месте по количеству въезжающих мигрантов, сразу после США. Это официальные данные ООН. Немалая часть мигрантов едет, естественно, в Москву - здесь выше заработки, есть чем заняться, уровень жизни выше, чем в некоторых других регионах. В столице, по официальным данным Федеральной миграционной службы, постоянно находится около 800 тысяч мигрантов. По неофициальным данным, эта цифра достигает 2 миллионов. Где оседает вся эта масса приезжих? Земляки наверняка должны тянуться к своим. Можно ли говорить об этнических кварталах в Москве?
«ГАРЛЕМ? НЕТ, ЭТО НЕ У НАС»
Если верить молве, приезжие постепенно захватывают восточные и южные рубежи столицы. Что ж, посмотрим. Первая остановка в Гольянове. Курганскую улицу обступили коричневые шестнадцатиэтажки. Подхожу к трем женщинам на остановке. Они местные, с многолетним стажем.
- Квартиры тут кто только не снимает, - говорит одна. - Одни приезжают, другие уезжают. Но ведут себя тихо. Гарлем? Нет, это не у нас.
Я покружил по району. Дома как дома, люди как люди. Попросили бы найти десять отличий от моей родной Планерной, не смог бы. Не то что следующий пункт - первый микрорайон Капотни. Дешевле жилья в столице нет - где ж еще гостям Москвы кучковаться?
Но медик Ольга Васильевна, гулявшая со своей собачкой-хаски по кличке Янга, захват Капотни мигрантами не подтвердила:
– В нашем подъезде семья китайцев живет. А в соседнем - армяне. Живут тихо, спокойно, никого не трогают. А вообще власти эти дома давно обещали снести. Так пусть сделают это наконец, чтобы я уехала отсюда навсегда!
ОХ РАНО ВСТАЮТ КИТАЙЦЫ
Китайцев и вьетнамцев на юго-востоке столицы много. Они превратили в чайна-таун торгово-ярмарочный центр «Москва» в Люблине. Если вы заскучали по «Черкизону» - добро пожаловать. Я вторгся к одному китайскому семейству продавцов, попросил их рассказать о себе. Глава, седой жилистый дядька, на ломаном русском и пальцах объяснил, что приехали они из Пекина на год.
- А живете где?
- В обсезитии, - вдруг бойко сказала жена мужика и что-то гневно затараторила своим на своем.
От дальнейшего общения семейство отказалось, видно, вопрос о жилье для них больной. Но львиная доля работающих на рынке гостей из Китая и Вьетнама живут не в общагах, а снимают квартиры неподалеку.
- Я как-то вышел в 4 утра, - рассказывает местный житель Сергей. - Мама моя! Их сотни, если не тысячи, рядами идут на работу. Китайцы хорошо платят. Многие местные сдают им квартиры, а себе чуть подальше снимают. И остаются с наваром.
- А конфликтов у местных с ними не было?
- Не слышал о таком, - говорит Сергей. - Они тихие, после работы - шмыг домой, и все. Наоборот, на них грабители часто нападают. Китайцы ведь с рынка с деньгами возвращаются. Так многие теперь на такси едут прямо до подъезда. Хотя тут идти-то метров триста всего.
В БИРЮЛЕВЕ ВСЕ СПОКОЙНО
Печально знаменитое Западное Бирюлево. Чуть больше года назад здесь разгромили крупнейшую в стране овощебазу. Жизнь в районе с тех пор изменилась.
- Словно воздуха чистого вдохнули, - признается местная жительница Галина Васильевна из Востряковского проезда. - У нас тут у гастронома аллейка есть. Раньше я там ходить боялась - вечерами эти, с базы, кучковались, пиво пили, ругались. Сейчас такого нет.
Восточное Бирюлево, кстати, тоже рисковало стать этническим государством в государстве.
- Когда разогнали «Черкизон», у нас сразу стали строить рынок «Эмерал», - рассказывает Михаил из микрорайона Загорье. - Планировалось, что все торгаши переедут из Измаилова к нам. Не успели первые сваи вбить, я гляжу, а этих гостей по дворам - целая орда. Дошло до того, что приезжих на территории рынка даже прописывать стали. Все, думаю, надо валить отсюда. У меня ведь семья, дети. Но как-то раз приехал Собянин, посмотрел на все и быстро эту лавочку прикрыл. Гастарбайтеров как ветром сдуло, только сваи остались. И сейчас с национальным вопросом - тишь да благодать. Гости столицы есть, но немного.
В общем, если в Москве и возникает подобие этнического района, то только вокруг рынков и других объектов гастарбайтерской деятельности. Убери рынок - не будет и чайна-тауна.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Старший научный сотрудник Института географии РАН Ольга Вендина изучает население мегаполисов уже многие годы. Мы задали эксперту 3 наивных вопроса.
1. Откуда пошли чайна-тауны?
- В США они результат принудительного выделения по расовому признаку и интенсивной урбанизации, когда рост городов происходил за счет мигрантов из Европы. Переселенцы старались селиться рядышком. В Великобритании, Франции и Голландии возникновение этнических районов было связано с крушением империй - жители бывших колоний перебирались в метрополию. Если они хотели сохранить свою культуру и обычаи, то находили для этого благоприятную почву, а иногда и политическую поддержку.
2. Критическая масса мигрантов - это сколько?
- Когда на Западе говорят об этнических кварталах, это совсем не значит, что оттуда уезжают все представители титульной нации. Если в районе живет 30% представителей одного этноса, то он уже считается этническим. Средний класс оттуда уезжает, а представители креативных профессий - напротив. В таких районах проще обрести знакомых, найти просторное жилье за адекватные деньги, здесь сохраняется привычка к взаимопомощи. В Москве, по данным переписей и опросов, доля приезжих не поднимается выше 15%. Столько, к примеру, было в Измайлове, когда еще работал Черкизовский рынок. И это не проценты одного этноса, а всех приезжих, вместе взятых.
3. Чем опасны этнокварталы?
- Во Франции, например, решая проблему интеграции мигрантов из Алжира, Туниса и Марокко, строили социальное жилье в пригородах. Для самих мигрантов это была очень большая помощь, многие сумели встроиться в общество. А вот дети мигрантов столкнулись с проблемой иного рода. Выяснилось, что образование в этнических районах, инфраструктура не позволяют им конкурировать с французскими детьми, особенно в условиях меняющейся структуры экономики. Многие из них стали членами банд, проповедовали культ насилия и в итоге устроили беспорядки в пригородах Парижа. То же было в Лондоне - дети эмигрантов из Пакистана также не смогли на равных влиться в английскую жизнь. Уже около 10 лет от практики национальных школ в пакистанских районах отказались.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Деревню гастарбайтеров так и не разогнали
Нечто похожее на этнический район все-таки существует прямо у МКАД, в деревне Челобитьево (это рядом с Мытищинским рынком). «КП» писала об этом анклаве три года назад. В этой деревеньке из трех улиц жили тысячи приезжих из Таджикистана и цыгане. Местные говорили о разгуле наркомафии. Я приехал в Челобитьево, когда уже стемнело. Место мрачное. Покосившиеся дома, группы угрюмых парней с кавказскими лицами. Все те же цыгане на окраине. За три года почти ничего не изменилось.
- В последнее время миграционная служба начала рейды проводить, - рассказала мне продавец местного сельпо Анна. - Но мигрантов все равно очень много. Одних депортируют, другие приезжают. И наркоманы как бродили здесь, так и бродят. Дня не проходит, чтобы кому-то по голове не дали. У нас тут два общежития, да старички гастарбайтерам комнаты в домах сдают. Я как-то спросила одного: зачем вы это делаете? А он мне: а на что мне еще жить?
- А свои порядки мигранты не насаждают?
- Куда там, - отмахивается Анна. - Они у меня и пиво пьют, и свинину едят. Это они у себя сплошь правоверные. А тут... Россия же, все можно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
30% населения - такова «критическая масса», которую должна набрать мигрантская община (одной национальности!) для того, чтобы район можно было считать этническим. Именно таким стандартом оперируют специалисты.
Согласно последней переписи населения (2010 год, более свежих данных нет), в подавляющем большинстве районов Москвы опрошенные признавали себя русскими - показатель около 90%. В Восточном Бирюлеве (это до громкой истории с погромами на овощебазе) русскими назвались 87% - это минимальный показатель. Правда, остальные 13% далеко неоднородны: в переписи фигурирует более 170 национальностей.