Льготы для бизнеса по налогу на прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у "Известий"). В целом по стране более 30% таких преференций не даёт результата. Другой вид послаблений -по налогу на имущество - непродуктивен в 12 регионах(при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого заместителя министра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций - ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.
ОТ ПЕТЕРБУРГА ДО КАМЧАТКИ
Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида "в полном объёме признаны неэффективными" в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина главам субъектов.
В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, Карелия, Тува, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО.
В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций от их общего объёма.
Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах -Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Марий Эл, Забайкальском крае и Петербурге. Средний показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.
Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.
НЕ ДО ЛЬГОТ
В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе "Известий".
В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили: масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.
"Известия" опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили: в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в регионе инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн. Формально она действительно неэффективна, но на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в субъект, поэтому отменять её в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.
В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) истекает в конце 2021-го, однако регион откажется от неё на год раньше.
В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.
В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы "Известий".
ВНУТРЕННИЙ РИСК
Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль над финансами. В частности, ведомство установило жёсткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем соответственно выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае - одном из антилидеров условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов - вес преференций сократился с 3,8% в 2016-м до 2,3% в 2018 году, в Оренбургской области - с 2,6 до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.
Впрочем, 30 и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно - это всё ещё существенный показатель, полагает главный экономист группы "БКС" Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируется из федерального центра. Фактически это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.
Расширение практики установления налоговых преференций - один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.
Справка "Известий"
Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017-2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество - 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.
Астраханская область вошла в число регионов, где льготы признаны неэффективными (на фото - морской порт города)