ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 7, 2017

Искусство помощи

Рейтинг: 0

КоммерсантЪ Weekend

Кажется, на наших глазах — наряду с театром, кино, литературой, живописью —

рождается новый вид искусства. Это новое искусство называется «помощь». Ни-

когда еще не было такого множества людей, которым она нужна,— и такого множества людей,

готовых ее оказывать.

Заставить читателя или зрителя сопереживать кому-то чужому, совсем не похожему на тебя са-

мого,— одна из главных функций искусства. Поэтому среди основателей и активных участни-

ков десятков фондов и благотворительных инициатив в России — популярные актеры, деятели

искусства. Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Юлия Пересильд, Виктория

Исакова, Дарья Мороз, Егор Бероев, Ксения Алферова и многие, многие другие. Звездные кура-

торы — не «медийные лица» своих фондов, они их руки, головы, ноги и сердца, они организуют,

собирают, агитируют, объясняют. Они умеют переживать не за себя — это их профессия.

Одно из главных переживаний русской действительности ХХI века — осознание того, что дей-

ствительность эта для слишком многих людей плохо оборудована. Она не приспособлена

для тех, кто плохо видит, слышит или ходит. Для тех, кому больно. Для тех, кто боится темно-

ты или яркого света, громких звуков, открытых или закрытых пространств. Для тех, кто родился

со слишком тонкой кожей. Для тех, кому трудно дышать или говорить. Для тех, кому случилось

родиться кошкой в холодном подвале среди зимы. Одно из главных, если не единственное пока

гуманитарное достижение русского ХХI века — мы постепенно перестаем думать, что люди, не-

похожие на среднестатистическое большинство, должны сидеть дома и быть проблемой своих

родных и близких. И — главное — так перестают думать сами люди, непохожие на большинство.

Искусство помощи, как и любой другой вид искусства, требует школы, таланта, вдохновения

и средств — и всего этого тоже становится больше, хоть и очень медленно. И у огромных доро-

гостоящих благотворительных программ, и у локальных проектов, где единицы помогают еди-

ницам, сегодня неизмеримо больше участников, чем еще пять лет назад. 2 апреля весь мир от-

метил День информирования об аутизме — и в российских городах проводят свои акции соли-

дарности и информационные встречи. А на национальном театральном фестивале «Золотая ма-

ска» показали инклюзивный спектакль «Язык птиц» — режиссер Борис Павлович поставил его

с актерами театра БДТ и с ребятами из центра «Антон тут рядом», и это конкурсный показ фе-

стиваля, даже не спецпрограмма.

Weekend поговорил с режиссером Борисом Павловичем о том, как и зачем существует социаль-

ный и инклюзивный театр, и собрал информацию о появившихся за последнее время проектах,

предназначенных для самых разных групп «особенных» людей, которым нужна наша помощь.

Борис Павлович о том, как и зачем существует социальный и инклюзивный театр

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

  • Поделиться в
следующая
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни