В Думу внесен законопроект об ужесточении уголовного наказания за пытки, осуществляемые представителями власти. Осенью проект Gulagu.net распространил видеозаписи с пытками заключенных, после чего глава ФСИН покинул свой пост
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий наказание для представителей власти за пытки (есть у РБК). Его авторы — главы комитетов обеих палат Федерального собрания по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас, а также сенатор Владимир Полетаев.
Законопроект поддержан Верховным судом, Минюстом, комиссией правительства по законопроектной деятельности и Государственно-правовым управлением президента, сообщил РБК Клишас. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова также поддерживает инициативу, сообщили РБК в ее пресс-службе.
Законопроект дает более четкое и подробное определение пытки, чем ныне действующее законодательство, — оно соответствует формулировке из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой резолюцией Генассамблеи ООН в 1984 году. Кроме того, законопроект вводит понятие «запугивание» — «как способ контроля над личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких-либо действий под страхом пытки». Авторы инициативы отметили, что «именно запугивание было основной целью применения пыток в последних громких скандалах в системе ФСИН России».
Законопроект ужесточает наказание за пытки, осуществляемые представителями власти для принуждения к даче показаний или запугивания, — совершившие их могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 12 лет (согласно действующему законодательству — до семи лет); кроме того, эти деяния переводятся в разряд особо тяжких преступлений, что увеличивает срок давности по ним до 15 лет. «Авторы законопроекта исходят из того, что представители власти, имея больше полномочий, должны нести повышенную ответственность за совершенные ими преступления», — говорится в пояснительной записке к документу.
Кроме того, в ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний» вводится новый субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа. Это позволит привлекать к ответственности за пытки сотрудников ФСИН. В соответствии с действующим законодательством к ответственности за пытки привлекают следователей или людей, проводящих дознание.
В пояснительной записке также отмечается, что «отдельные факты применения пыток» в правоприменительной практике являются «острой проблемой современной российской действительности».
По данным ФСИН, на 1 октября 2021 года в пенитенциарных учреждениях содержатся 267 человек, осужденных по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), из них 176 человек были признаны виновными по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий с применением насилия). Об этом сообщалось во время заседания Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации 22 ноября.
20 декабря проект Gulagu.net распространил новые записи пыток в учреждениях пенитенциарной системы России. Они имели место, по данным проекта, в одной из колоний Красноярска: в одном случае заключенного избивают, в другом — выбрасывают из окна.
Как оценивают законопроект правозащитники и юристы
Правозащитники предлагали криминализировать пытки как самостоятельный состав преступления, однако в законопроекте они фигурируют лишь как разновидность превышения должностных полномочий, сказал РБК, комментируя инициативу, член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава общественной организации Комитет против пыток Игорь Каляпин. «Это неправильный подход к этому злу. С точки зрения международного права пытки — это самое страшное преступление, на которое содержится категорический запрет. А у нас это разновидность», — отметил он. По мнению Каляпина, законопроект является шагом вперед, но шагом «неадекватным», не соответствующим современным вызовам, так как он не дает ответа на главный вопрос — кто виноват, что пытки не расследуются. Основания для привлечения к ответственности за пытки юридически есть и сейчас, но этого не происходит, добавляет Каляпин.
Плюс законопроекта в том, что это преступление переводится в разряд особо тяжких, увеличивается срок давности по нему, продолжает правозащитник. По его данным, каждое пятое связанное с пытками дело попадает в суд с уже истекшим сроком давности. Кроме того, говорит он, за укрывательство такого преступления наступает отдельная ответственность. В то же время законопроект не вводит специальную статистическую отчетность — сколько жалоб подано, сколько дел дошло до суда, сколько привлечено к ответственности, продолжает Каляпин. На данный момент к ответственности за пытки можно привлечь по нескольким статьям, что мешает увидеть общую картину, отметил он.
По мнению вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Олега Баулина, вряд ли актуальную для России проблему пыток представителями власти удастся решить принятием одного законопроекта. «Очевидно, здесь потребуется комплекс мер — организационных, кадровых и так далее, — сказал он РБК. — Но вот то, что законопроект станет их своеобразным ядром, сомнений не вызывает». Член совета ФПА Татьяна Проценко заявила РБК, что новый законопроект относит пытки к должностным преступлениям, то есть преступлениям против государственной власти, тем самым повышая общественную опасность деяния и меру ответственности лица, совершившего его. «В сегодняшних условиях, когда все чаще и чаще поступает информация о пытках в местах лишения свободы, данные изменения являются актуальными и своевременными», — считает она.
Закон в действующей редакции однозначно не обеспечивает защиту потерпевших от пыток, сказал РБК старший партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Константин Добрынин. «Сейчас в ч. 3 ст. 286 УК РФ наряду с пытками производится привлечение к ответственности также и за иные виды насилия, применение к лицам специальных средств (наручников, например), а также лишь за угрозу применения насилия, — пояснил он. — Иными словами, по мнению нашего государства, грубое задержание правонарушителя с нанесением пары ударов или использование наручников не по назначению, а также зверское обращение с заключенными, при помощи швабр в том числе, имеет одну степень опасности для общества и должно наказываться одинаково».
Новый законопроект может «стать не просто положительной тенденцией, а законодательным переломом в борьбе с пытками», считает Добрынин. «А то, что именно сенатор Клишас придумал и внес этот законопроект, является явным маркером того, что он будет принят, причем в самые кратчайшие сроки, — убежден адвокат. — И российские адвокаты этот законопроект будут приветствовать, потому что именно мы, адвокаты, постоянно боремся с этой бедой, и впервые государство демонстрирует профессиональное желание это зло искоренить».
Как в России пытаются бороться с пытками
В начале октября проект Gulagu.net (его сайт заблокирован с июля Роскомнадзором на основании решения Мосгорсуда) распространил видеозаписи из архива ФСИН, содержащие изображения пыток и изнасилований заключенных. По словам основателя проекта Владимира Осечкина, они были сняты в туберкулезной больнице ФСИН № 1 в Саратове.
Следственный комитет и Генпрокуратура начали проверку, ФСИН после публикации видео с пытками сообщила об увольнении 18 сотрудников. СК возбудил семь уголовных дел. 26 ноября суд на два месяца арестовал бывшего начальника туберкулезной больницы Павла Гаценко и начальника отдела безопасности учреждения Сергея Мальцева.
25 ноября президент России Владимир Путин уволил главу ФСИН Александра Калашникова. На его место был назначен Аркадий Гостев, ранее занимавший пост заместителя министра внутренних дел. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «не стал бы устанавливать какой-то прямой связи» между пытками и увольнением главы ФСИН. По его словам, Калашников сам обратился с просьбой об увольнении.
На заседании СПЧ в декабре Путин в ответ на вопрос о пытках в колониях заявил, что для борьбы с нарушением прав заключенных нужны системные меры.
В 2019 году сенатор Людмила Нарусова сообщила о том, что она разрабатывает законопроект, направленный на борьбу с пытками. В марте 2021 года при поддержке Клишаса в верхней палате была создана рабочая группа по подготовке законопроекта об ответственности за пытки. Клишас предложил своей коллеге по палате возглавить ее, пообещав, что инициативу назовут «законом Нарусовой». Однако в итоге ее не оказалось среди соавторов законопроекта. РБК направил запрос Нарусовой.
В 2018 году с инициативой внесения в УК статьи о пытках выступал СПЧ. В Совете это предложение объяснили необходимостью привести уголовное законодательство России в соответствие с Конвенцией ООН против пыток. Однако ФСБ и МВД выступили против введения нового состава преступления в Уголовный кодекс, посчитав эту меру избыточной.