В какой-то момент чемпионата мира по футболу, глядя на трибуны, даже могло показаться, что народ наш и наша элита едины. Ну, по крайней мере, в эмоциях.
Но воображаемую картину всенародного единения случайно испортила президент Хорватии. Оказалось, на матч Россия - Хорватия она прилетела чартерным рейсом, сидела вместе с хорватскими болельщиками и ела с ними одни и те же бутерброды. И подумалось: а кто из наших строителей народного счастья мог бы вот так - без лимузина с мигалкой, без сопровождающей челяди, без зачистки дорог по пути следования, на обычном рейсе - взять и показать всю свою близость к народу. Боюсь, в ближайшее время не дождёмся.
Разделительная полоса между народом и властью в России становится всё шире. Но элита так поставила в стране «разъяснительную работу» по поводу того, насколько она близка к народу и как радеет за его благо, что народ почти поверил. Социологи из года в год фиксируют невысокий уровень протестов, а в ряде регионов и растущий «одобрямс». И это несмотря на то что (по данным Института социального анализа и прогнозирования) 27% семей уже не могут оплачивать услуги ЖКХ, а у 18% нет денег на лекарства.
В России до последнего времени существовал какой-то невиданный в других странах «казус руссис»: доходы населения падали, а уровень одобрения рос. Скоро в радостном экстазе сольётся вся страна. Поистине «умом Россию не понять, аршином общим не измерить»…
Феномен «авоськи»
Слов нет: люди действительно стали жить лучше. На днях спросил у внучки, знает ли она, что такое авоська. Оказалось, не знает. А ведь в стране были времена, когда человек (будь то учёный, инженер или слесарь) не выходил из дома без заветной плетёной сумочки в кармане. А вдруг по пути с работы удастся достать курицу, вдруг выбросят апельсины. Хозяйки ежедневно тратили часы на поиски самой необходимой еды. Многим памятны и знаменитые «колбасные электрички», в которых жители Подмосковья ездили в Москву отовариваться. Сегодня таких проблем нет. Исчезло проклятие советской власти - постоянная нехватка продовольствия. Россия обеспечивает себя зерном почти на 100%, мясом - на 90%, молоком и маслом - на 82%.
Проблемы в другом. И не только в растущей разнице в доходах различных слоёв населения. В ряде стран (США, Турция, Япония, Великобритания, Мексика, Чили) неравенство доходов существенно выше, чем в России. Но в нашей стране резкое деление населения на богатых и бедных воспринимается очень болезненно. За годы советской власти люди привыкли к уравниловке и воспринимали её как социальную норму.
«Мурка» да «малина»
К тому же материальное неравенство у нас воспринимается иначе, чем в странах с многовековой буржуазной традицией. Там состояния формировались и накапливались веками. Дети, как правило, наследовали нажитую, а не случайно «прихватизированную» собственность. В США, в Европе быть успешным, богатым и влиятельным - скорее достоинство.
В России, вернувшейся на буржуазную стезю всего два десятка лет назад, богатство меньшинства воспринимается большинством населения как результат грабительской приватизации, а затем бандитского передела собственности. Естественно, что население смотрит на результаты почти мгновенного обогащения с прищуром. Ситуация усугубляется безрассудным поведением самой элиты, многие представители которой просто упиваются своим богатством и без всякого стеснения делают селфи на фоне своих особняков, яхт и молодых любовниц.
Поведение новой буржуазии определяется её происхождением. В ней очень заметна воровская и бандитская прослойка. Обогатилась и часть чиновничества. Прежде всего та, которая на этапе распада советской системы оказалась ближе к власти и успела вместе с ней поучаствовать в дележе пирога. К сожалению, стандарты экономического и бытового поведения новой элиты сегодня задаёт не интеллигенция, а те, о ком в народе говорят: «из грязи в князи». Приблатнённая стилистика «мурки» и «малины», кстати, очень чувствуется и в нашей рекламе, и в попсе, и в кинематографе, и на телеэкранах, и, к сожалению, в образе жизни и поведении части элиты.
Следствием этого является то, что население перестаёт воспринимать элиту как часть страны, как часть народа. Народ сам по себе, а элита сама по себе. И люди к этому, как ни странно, привыкли. Вносит свой вклад и телевидение: оно с каким-то упоением, почти с завистью рассказывает о том, как элита и её отпрыски живут в «зоне Шенгена», как они едят и пьют, как нежатся на зарубежном солнышке, с кем спят, как развлекаются.
Если вы окажетесь на отдыхе в Италии или Франции, местные «следопыты» обязательно покажут вам виллы, принадлежащие русским знаменитостям. Звучат некогда очень известные фамилии: бывших министров, банкиров, руководителей корпораций. Назовут цены, на кого записаны, скажут, часто ли гостят. Принцип переселения известен: своровал несколько десятков миллионов долларов и… смылся. Но нашу власть это почему-то не очень волнует.
* * *
На знаменитом своим элитарным населением Рублёво-Успенском шоссе на днях появилась новая реклама. Предлагают роскошные американские матрасы. Мы обзвонили несколько магазинов: да, действительно, спрос есть. И даже возник дефицит.
Элита давно оделась в европейское платье, пересела с «Волги» на «Мерседес», перешла с селёдки на устрицы и с водки на виски и вот, похоже, размечталась об американских матрасах. На русском матрасе, видимо, снятся не те сны. Элиту можно понять: ей ведь хочется, чтобы и на родине всё было красиво. Как по Чехову: «...и лицо, и одежда, и мысли». Ну хотя бы во сне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции