Прошло уже почти два года, как в квартире сводной сестры полковника Дмитрия Захарченко было обнаружено более 8 миллиардов рублей в валюте. И никто не мог предположить, что из-под охраны испарится часть вещественных доказательств - около 3 миллионов евро (200 миллионов рублей).
Такую сумму не могли незаметно вынести при обыске квартиры, когда ее посетило порядка 20 сотрудников ФСБ, МВД и СК России. Это конторы конкурирующие, а деньги изначально были в коробках, где были указаны суммы, которые продублированы от руки в тетради матери Захарченко.
280 миллионов рублей, шесть миллионов долларов, 727 тысяч евро, 388 тысяч швейцарских франков и 217 тысяч фунтов стерлингов выносили из квартиры-хранилища в 44 картонных коробках. Заклееных скотчем, опечатанных следователем. После этого и двери квартиры были опечатаны. Оттуда коробки доставили в здание Следственного комитета по Москве. Там они хранились под охраной камер и полиции в актовом зале ведомства. После чего их передали в спецхран CК России, где хранятся вещдоки.
В декабре 2017-го столичный суд решил зачислить бесхозные 8,5 миллиардов на счет управления Федерального казначейства столицы. Но коробки перевезли в хранилище кассово-инкассаторского центра «Волгоградский» ПАО «Сбербанк России» лишь в апреле 2018-го.
«В 2017 году по уголовным делам о коррупционных преступлениях государству возмещено около 2 миллиардов рублей, на сумму более 8,5 млрд рублей наложен арест на имущество обвиняемых», - сообщал в феврале этого года глава СКР Александр Бастрыкин.
Почему деньги не передали еще в прошлом году? В СК это не комментируют.
- СК России является нашим клиентом, а действия наших клиентов мы не комментируем, - отметили в Сбербанке.
Неофициально же «КП» объяснили, что недостача... выявилась сразу!
«Когда сотрудники банка пересчитали деньги в коробках, выяснилось - не хватает крупной суммы. Услышав об этом, следователи молча забрали коробки с деньгами и уехали», - пояснил информированный собеседник.
Разгадкой таинственного исчезновения сейчас занимаются высокие лица всех силовых структур. Старший следователь по особо важным делам при главе СКР генерал-майор Константин Криворотов уже поручил допросить сотрудников отделения банка, следователей, и всех тех, кто даже видел эти коробки.
Службы безопасности силовиков проверят биографии всех, кто участвовал в обысках, пересчитывал деньги, упаковывал и выносил их на улицу из квартиры. Потом всех, кто имел отношение к оформлению вещдоков по делу Захарченко проверят на полиграфе.
Параллельно сотрудники прокуратуры и налоговой проверят счета подозреваемых. Если у них появилась новая машина, квартира или дом, обязательно спросят - откуда деньги.
По Москве поползли слухи, что коробки с вещдоками могли... перепутать. И вместе с миллионами Захарченко пропала еще и часть средств из 6 миллионов долларов, что были изъяты в марте 2015-го у экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина.
«Вместе с Мосгорсудом и прокуратурой, отрабатываем схему, которая позволит перечислять в бюджет деньги, изъятые по коррупционным делам, до того, как примут судебное решение. Деньги годами лежат в сейфах, пока обвиняемые ждут приговор. А потом их все равно зачисляют в доход государства. Работаем в направлении, чтобы зачислить их в счет доходов федерального бюджета», - еще в декабре 2016-го заявил СМИ глава управления федерального казначейства по Москве Андрей Гурович.
О том, что вещдоки нередко исчезают при загадочных обстоятельствах, «КП» рассказывала не раз.
В 1998 году в архивном помещении московского суда «растворился» револьвер Кольта образца 1851 года. В материалах дела указано: утрачен из сейфа зала суда вследствие пожара и залива помещения водой. Этот револьвер милиционеры в 1996-м изъяли у коллекционера Марата Порая. Вскоре раритет «вспыл» заграницей: был продан на аукционе Sotheby’s за 242 тыс. долл. Дело было прекращено.
Сейчас же один из тех, кто перевозил коробки с квартиры Захарченко, заявил: «Наверное, деньги крысы съели».
Напомним, бывший врио начальника управления «Т» антикоррупционного главка МВД Дмитрий Захарченко обвиняется в трех эпизодах получения взятки в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование осуществлению правосудия.