С 12 августа заработала «горячая линия» Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей, связанных с изменением порядка размещения молочной продукции в торговых залах. Напомним, что с начала июля продавцы должны отделять товары, содержащие в своем составе пальмовое масло или жиры растительного происхождения от «натурпродукта». Для этого были придуманы специальные обозначения: БЗМЖ — без заменителя молочного жира и СЗМЖ — содержит заменитель молочного жира. «МК» выяснил, все ли продавцы приняли новые правила игры.
Роспотребнадзор в начале августа провел проверку магазинов и выявил, что «около 2/3 магазинов (63%) не изменили порядок своей работы, не разместили в торговом зале информационную надпись «Продукты без заменителя молочного жира», а также визуально не отделили такие продукты от иных пищевых продуктов».
Мы специально провели рейд по продуктовым магазинам города. Возможно нам повезло, но все торговые точки, которые посетил наш журналист, приняли новые правиле игры и отделили на своих прилавках, так скажем, молоко от не молока. Например, один крупный ритейлер пометил продукцию, содержащую в составе жиры растительного происхождения, на своих ценниках. «Сегодня покупал «кефир», и увидел такую сокращённую аббревиатуру на ценнике БЗМЖ. Если честно, даже не придал этому значения, взял, оплатил, и ушёл с кефиром домой», — рассказал покупатель магазина «у дома». «БЗМЖ сделан специально для тех, кто заботится о своём здоровье. Им теперь не придётся искать по всему магазину такие продукты, ведь они стоят отдельно от остальных», — продолжил он.
БЗМЖ отличается от СЗМЖ не только одной буквой аббревиатуры, но и стоимостью. «Цена на продукцию с натуральным составом и не натуральным может различаться в 1,5-2 раза. Конечная стоимость зависит от того, какой процент ненатурального жира и какого он качества. Если компонент совсем низкого качества, то цена будет отличаться в три раза», — рассказывала член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Москвы Анны Вовк.
В другом магазине, который мы посетили, вся молочка также была расставлена в соответствии с новыми правилами. Покупательница отметила, что перестала приобретать любимый её творог после того, как на его ценнике появилась аббревиатура СЗМЖ. «Это меня очень расстроило. На упаковке не было указано, что творог «синтетический». На деле оказалось, что несколько лет на завтрак я ела «пальму»», — сетовала она. Но если в магазинах один товар теперь отделили от другого, то на рынках дело обстоит иначе. В крытых залах «пальму» наградили соответствующей меткой, а вот в палатках, расположенных на улице, как торговали сыром и сметаной на развес без нужных обозначений, так и продолжают торговать.
К слову, по итогом проверки Роспотребнадзора, «к виновным лицам применены меры административного воздействия».
Помогло ли нововведение оградить потребителя от покупки фальсификата? «Липой», например считается сливочное масло, в составе которого и молочный, и растительный жир, но на этикетке которого значится «без использования ненатуральных компонентов».
К слову, в странах Европы товар, произведенный с использованием пальмового масла и растительных жиров всегда подписан соответствующим образом. От покупателей не скрывают всех составляющих изделия. У западных коммерсантов и в мыслях нет назвать сырный продукт сыром. Такой продукт дешевле продукции из животного жира примерно в 4 раза. Производителей и продавцов останавливают огромные штрафы за такие нарушения, в то время как в России санкции за обман покупателей копеечные.
По словам экспертов, в нашей стране нередки случаи, когда у производителей спреда — изделий на основе смеси растительных и молочных жиров, изготовители приобретают товар, а продают его с другой - «натуральной» - этикеткой. Утаив от покупателей, что это спред, а не сливочное масло, продукт можно реализовать по более высокой стоимости.
Требования по маркировке молочной продукции и раздельной выкладке не останавливают мошенников от торговли. Начинать нужно с увеличения штрафов за нарушения всех требований - в том числе по разграничения продукции с содержанием не молочных жиров от «натурпродукта», считает региональный представитель Малайзийского совета производителей пальмового масла в Москве Алексей Удовенко. Эксперт убежден в том, что и новое требование по выкладке «молочки» в торговых точках будут нарушать. «Законодатели делают все что угодно, но не увеличивают штрафные санкции. Штраф за нарушение ничтожно мал. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях за это предусмотрена санкция в размере от 100 до 300 тыс. рублей. Заработать на продаже 1 тонны фальсифицированной продукции можно порядка 250 тыс. рублей. Какова вероятность того, что нарушения продолжатся? 100%», — говорит он.
Обсудить все эти проблемы мы хотели с оператором «горячей линии» Роспотребнадзора. Увы, все наши попытки дозвониться упирались во фразу «ожидайте ответа специалиста». То ли звонков с жалобами слишком много, то ли работа еще как следует не налажена...