Есть такая пословица на Донбассе: мальчик ищет в жены женщину из России, мужчина - из Донбасса. Доля истины в этом, конечно, есть. Женщины Новороссии своей, простите, мужественностью поражают.
Одну из таких мужественных женщин мы и пригласили в программу «Новороссия» на радио «Комсомольская правда», где знакомим слушателей с жителями новых регионов России. Маргарита Тарбаева сегодня председатель территориальной избирательной комиссии № 13 города Донецка. Но еще совсем недавно она служила в армии и командовала женским экипажем танка, была награждена Орденом за Воинскую доблесть 3 степени.
- В мае 2014 году я вступила в ополчение. Я жила в Красногоровке, была замужем, воспитывала ребенка - ему было 4 года. Образовалась ДНР и мой муж сказал: «Я уезжаю в Ростов, через месяц вас заберу, держись». Тут зашла Украина и я взяла ребенка, какие-то документы, вещи и бежала к маме в Донецк. Месяц, два, пять – мужа нет. Поняла, что он бросил нас в самый тяжелый момент. Тогда-то я и решила, что ради сына, мамы, папы, я обязана пойти и служить. Ну сердце разрывалось.
- Мама меня… ну, как поддержала? Согласилась сидеть с ребенком.
- Обычно девушки становятся либо медиками, либо идут в связь. Как вы попали в танк?
- Все началось как раз со связи. Инструктор штаба, потом радиотелефонист. И когда решили создать женский танковый экипаж (был женский взвод - три полноценных женских танка), меня сразу пригласили стать командиром - опыт службы был уже три года. Остальных девочек отбирали на конкурсной основе.
- Отличительная черта командира - он должен заменить любого в экипаже. Не будет наводчика - командир должен стрелять, не будет механика - сесть за рычаги.
- На танке проще и легче. Я вожу машину, и могу сказать, что ездить на танке - одно удовольствие. Стрелять - страшно и шумно, а ездить – отлично.
- Мы, советские мальчишки, выросли, в том числе, на блестящем сериале «Четыре танкиста и собака». Там был танк «Рыжий». А у вашего было имя?
- «Маришка». Это кто-то из ребят из других взводов придумал. Был перевод техники с зимы на лето, надо было танк полностью перекрасить. И пока он был не покрашен, они прямо на пушке выцарапали «Маришка». Так и пошло.
ПРИШЛОСЬ ДОКАЗЫВАТЬ
- Какие задачи вы выполняли?
- Боевое дежурство в Ясиноватой: 3 месяца на дежурстве, потом месяц на полигоне (обслуживание техники), и снова менялись.
- А как мужчины к вам относились? Даже к женщине за рулем на машине отношение не всегда хорошее.
- Поначалу с каким-то недоверием к нам относились. На третий месяц ребята уже нам помогали, объясняли, рассказывали. И в танковых играх участвовал именно мой экипаж - одни девочки против ребят.
- Все всем доказали делом.
- Конечно. Ребята поняли, что мы пришли служить по-настоящему, что мы стараемся, что даже в этих условиях, когда зима, холодно, а мы сами мыли танки, чистили фильтры, грея воду на костре. Они до сих пор мои большие друзья.
- В 2018 году вы уволились.
- Мне предложили продолжить службу в связи. Но я встретила свою любовь.
НЕ КАК В КНИЖКЕ
Супруг Маргариты тоже танкист, герой, кавалер Ордена мужества… Его портрет тоже в самом центре Донецка на огромном билборде. На соседней улице с портретом Маргариты.
- Я служила в третьей роте, он был командиром - первой. Мы пересекались на ротации: моя рота ехала на Ясиноватую, например, они - на полигон. И мы на объездной встречались. Я в своей колонне - он во главе своих танков.
Познакомились случайно: я была в Ясиноватой, танк еще был не обслужен - крылья все гнутые, побитые и вот он подошел и говорит: «Давай я тебе новые крылья дам». Я отрезала: «Не надо, я себе найду».
Потом недели через две очередная ротация. Есть 5 способов, чтобы запустить танк, и один из основных – это воздух в баллоне. И оказалось, что у меня баллон сифонил - машина не могла завестись. Прилетел Тарбаев Александр Николаевич, дал мне свой ярко-желтый баллон, запустил двигатель, надел на меня шлемофон и так немного раздраженно: «Давай, поезжай уже!».
- На роман пока не похоже.
- Потом уже начали встречаться. Расскажу честно: командир взвода уезжал в увольнение, и он приезжал в Ясиноватую - это 11 вечера - забирал меня, и мы по всей Ясиноватой… До 5 утра общались, разговаривали. Утром я возвращалась в казарму, ложилась, а в 7 приезжал командир, подъем… И так неделя, две, три. 9 мая мы вместе встретили. 11 мая у меня день рождения, мы встретились. А 15-го он предложил мне жить вместе. Это было в 2018 году. Он до сих пор служит и в редкие свободные минуты помогает юнармейцам. У нас ребенок в юнармии, и я приобщила мужа. Всегда ему говорю: «Надо подавать пример молодежи, и если не мы, то никто этого не сделает».
ПРЫГАЛА ПО ВАГОНАМ
- Сейчас вашему сыну 14 лет. Что он говорит про вас?
- Будет поступать в военное училище. У него в школе был урок, где рассказывали про своих родных и близких. У каждого отец, как правило, служил. А у нашего и папа и мама. Он очень гордится.
Но когда я вернулась домой после контракта, сын мне сказал: «Мама, больше не иди служить». Он меня никогда не просил, не плакал. Но когда я вернулась, он так сказал.
- Чем вы занимались до 2014 года?
- Работала на шахте Скочинского. Пришла туда сразу после института - в 2012 году. Должность моя называлась «пробоотборщик 2-го разряда». Это выглядело так: есть весовая - 2-этажное здание, рельсы, на них вагоны. Когда пошла добыча, уголь подается наверх и грузится в вагоны. Третий вагон догружали, весы останавливались, я поднималась, и отбирала уголь лопатой в ведра. Нельзя было, но я прыгала с одного вагона на другой - мне девчонки разрешали. Иначе приходилось спускаться, потом опять пониматься… А так лишние 15 минут сна.
Потом с этими ведрами - в дробильную машину. Там превращала уголь в пыль уже под конец смены (это обычно 7 утра). Приходила к себе в отдел ОТК и делала пробу - разделяла уголь на железном листе, отправляла на проверку - влага, летучие, зольность.
А потом на шахту был прилет, и ее закрыли. Может, если бы не закрылась, я бы дальше работала.
- Хотели связать свою жизнь с этим?
- Я собиралась поступать учиться на шахтное дело. У меня был грандиозный план.
«В АРМИИ БЫЛО ЛЕГЧЕ»
- Сейчас вы возглавляете территориальную избирательную комиссию…
- А перед этим еще работала учителем и руководила центром детского творчества.
- И тут в 2022 году вам сказали: Маргарита, ты нужна на избирательном фронте.
- Я тогда руководила центром, и мне предложили стать секретарем участковой избирательной комиссии. А я всю жизнь мечтала не просто проголосовать, а организовать такого вида выборы. Это была большая гордость. Получилось на ура, и через три месяца мне позвонили из городской администрации: становись председателем. Дали 15 минут подумать. Через 5 минут я написала смс: «Я согласна».
- Чем занимались?
- 140 участковых комиссий у меня в команде - весь город Донецк. Принимала партии, регистрировала, проверяла каждого кандидата в депутаты - 5 партий, по 300 человек от каждой. Всё проверяли: родился, крестился, образование, движимое, недвижимое имущество.
- 140 комиссий - это сколько человек в подчинении?
- Обычно в одной участковой комиссии 10 человек.
- То есть под полторы тысячи. В танке-то всего 3!
- Всегда смеялась, что в танке служить было легче.
- Ну провалов не случилось?
- Моя избирательная комиссия, мои девчонки… Ну, такого не может быть, если все честно делать. Последние выборы были настоящим праздником: блины, викторины, причем не только на знание Донбасса, но и на знание всей нашей страны.
- Люди ответили явкой.
- Вы не поверите. Последний день - воскресенье. Официально все участки закрывались в 3 часа. В 4 приходили люди и расстраивались, что не успели проголосовать. Когда было досрочное голосование, мы ходили по дворам, предлагали проголосовать, а нам говорили: нет, я хочу именно на участок, как на праздник прийти.
КСТАТИ
Маргарита в 2018 году уволилась из армии. И эта новость не прошла мимо украинской пропаганды.
- Ровно через неделю после увольнения в воскресное утро звонит мне командир батальона и кричит: «Ты где?» Я говорю: «Как где? Сплю дома» – «Срочно выезжай в часть». Приехала. Оказывается один из украинских блогеров выпустил про меня статью. Якобы я не просто уволилась, а вступила в программу СБУ «Возвращайся обратно в Украину». Якобы я уже на Украине, у меня амнистия. Будто бы я выкрала какую-то информацию на флешке с данными подразделения, сдалась, меня простили и я обратно вернулась на Украину и теперь у меня все хорошо. Пришлось выпускать опровержение, что я в Донецке и тут и останусь.