Спустя почти 2 года после Олимпиады в Пекине спортивный арбитражный суд дисквалифицировал фигуристку Камилу Валиеву на 4 года за нарушение антидопинговых правил. В итоге у всех россиян отобрали золото, добытое в командном турнире. Сборная России переместилась на третью строчку, первое место отдали сборной США. О том, как нужно на это реагировать и есть ли шанс у нашей страны вернуться на международную спортивную арену, в беседе с aif.ru рассуждает серебряный призёр Олимпиады-94, чемпион мира и Европы, а ныне тренер по фигурному катанию Александр Жулин.
— Не вручили. Даже при условии, что результат Камилы полностью аннулирован, радует, что Россия завоевала бронзу. Насколько круто надо кататься! Даже это говорит о силе и мастерстве российской команды. Но «бронзу» получать мы все равно не собираемся.
— Не знаю. Надо задавать эти вопросы ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство — прим. ред.) и другим функционерам и крючкотворам от спорта. На чемпионате мира по футболу в1994-м году Марадона провалил допинг-тест после победного матча с Нигерией (в крови у футболиста нашли, по разным данным, от 4 до 14 запрещенных препаратов — прим. ред.). Он с позором уехал оттуда. Наказали самого футболиста, но результаты сборной Аргентины никто не аннулировал. По правилам командных видов спорта, по-моему, аннулируют результаты, когда у 3-х человек, минимум, находят допинг. Но я не знаю, как это работает в фигурном катании. Для меня это до сих пор загадка.
— Юристы, защищавшие Валиеву, должна были предоставить доказательства, что запрещенный препарат попал в её организм случайно, а не намеренно. Но они придумали ей бредовую версию — съела пирожное, приготовленное дедушкой. Во что, конечно, никто не поверил. «Защитники» просто подставили спортсменку?
— Насколько знаю, у Камилы была очень сильная команда юристов — 16 человек из Швейцарии. Как только началась СВО, они сразу соскочили. После этого, если кто-то и защищал ее, то какие-то некомпетентные люди, к которым не прислушиваются. А разве кто-нибудь слушает нашего представителя в ОНН Василия Небензю, который говорит, что к этой катастрофе в мире привели Англия и Америка? Когда он говорит, люди просто выходят из зала. И в ситуации с Камилой примерно то же самое. Поэтому можно, что угодно говорить в оправдание, это не поможет.
Для меня Камила Валиева — это некий агнец, которого просто выставили на заклание. А для всего мира агнцем является, играющий причиндалами на клавишных Владимир Зеленский (юмористический номер «Квартала-95 — прим. ред.). Шварценеггер заявляет, что на Украине нет нацизма, Шон Пенн приезжает в Киев, чтобы поддержать Зеленского. Я их уважаю как актеров, но у них совершенно затуманенные мозги.
— Но нельзя же просто молчать. Что-то надо делать.
— Когда Вячеслав Фетисов входил в Совет учредителей ВАДА (с 2006 по 2013 гг. — прим. ред), всё решалось гораздо проще. Когда Виталий Смирнов был членом МОК, был диалог. Сейчас он отсутствует. Стали применять по отношению к российским спортсменам двойные стандарты.
Но если говорить глобально, надо пытаться играть на опережение, действовать на 3-4 шага вперед, как это делают западные страны, их СМИ, ВАДА и т.д. Они же готовятся, занимают позиции заранее. Тот же госпереворот в Киеве в 2014-м году они заранее готовили.
Каким-то образом они там узнали результат допинг-пробы Камилы, которую она сдала на чемпионате России. И не обнародовали его до момента, пока мы не выиграли золото на Олимпиаде. Они давно отрабатывали эту схему. После победы Бережной и Сихарулидзе на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002-м году вдруг все СМИ на них ополчились. Тогда впервые в истории фигурного катания вручили золотые медали и нашим фигуристам, и канадской паре. Такого не было никогда. И такие ситуации происходят почему-то только с россиянами.
Американского легкоатлета Джастина Гэтлина три раза ловили на допинге. Чего он только не употреблял — и амфетамин, тестостерон (тренер спортсмена Деннис Митчелл и агент Роберт Вагнер во время скрытой съемки признались, что в легкой атлетике повсеместно широко употребляют допинг, но благодаря использованию правильных схем приема атлетам удается успешно проходить тестирование — прим. ред.). Гимнастку из США Симону Байлз уличили в приеме допинга (в 2016-м хакеры взломали базу данных ВАДА и опубликовали секретные документы, в которых утверждалось, что на Олимпиаде-2016 она провалила четыре допинг-теста, в ее крови нашли метилфенидат, психостимулятор, внесённый ВАДА в список запрещённых — прим. ред.). И не наказали (тогда же вскрылись данные о проваленных допинг-тестах ещё нескольких спортсменов из США, включая теннисисток Уильямс — прим. ред.). В 2021-м году она снялась с соревнований в Японии потому, что японские власти запретили ей провозить препарат, который она официально употребляет. Вот куда надо смотреть и на что обращать внимание. Но это же американцы. Им всё можно. Они расставили все свои шахматные фигуры по центру доски. С ними в этом смысле тяжело бороться. Я, конечно, не пессимист, но мне обидно, что только с нами так поступают. Я не понимаю, что своим дочерям рекомендовать — чем заниматься?
— Смысл действовать на опережение, если нас все рано везде «отменяют»?
— Да, Запад окончательно расчехлился. Его задача, как мне кажется, превратить Россию в Северную Корею. И они этого методично добиваются. Конечно, их бесит, что на территории России запасов полезных ископаемых больше, чем где-либо в мире. Поэтому каждый русский человек вызывают у них раздражение. А Камила Валиева еще и потрясающе катается. Я не устаю об этом говорить, таких фигуристок за всю историю не было никогда. Какие бы не были гениальные Катарина Витт, Оксана Баюл, Аделина Сотникова, Юлия Липницкая, но Камила Валиева — это явление. Она должна была стать балериной Большого театра, но выбрала фигурное катание. А ее взяли и уничтожили.
— Препарат тримедазидин насколько помогает спортсменам?
— Его прописывают инфарктникам, чтобы поддержать сердечную мышцу. Вряд ли у Камилы в 15 лет были какие-то проблемы с сердечной мышцей. Я видел, какое количество прокатов она делает. Она была в фантастической физической форме в Пекине. И если бы Этери Георгиевна (Тутберидзе, тренер — прим. ред.) знала, что Камила находится под подозрением, она бы выставила либо Трусову, либо Щербакову. И, кстати, был бы тот же самый результат. Но это был именно процесс наказания России. Над Камилой издевались во время Олимпиады в Пекине на протяжении недели — она сидела на этих заседаниях чуть ли не до 4-х утра. Девочку просто уничтожали. Я видел, какой она была потерянной. После чего написал письмо Томасу Баху (глава МОК — прим. ред.), которое, естественно, осталось без ответа. То, что сегодня происходит на политическом уровне, в спорте — это же сплошное издевательство. Нам разрешили участвовать в Олимпиаде-2024 в Париже без флага и гимна, и еще наши спортсмены должны осудить СВО. Идет уничтожении России по всем фронтам. Поэтому нужно ждать окончания СВО. После нашей победы, может быть, что-то поменяется.
— Вы лично сталкивались с допингом?
— Столкнулся, когда работал с Катей Бобровой. Она была первой нашей фигуристкой, у которой обнаружили микроскопическую дозу мельдония. Она меня уверяла, что ничего не принимала накануне турнира. Потом выяснилось, что мельдоний, который ни на что не влияет, держится в крови человека пожизненно. И нас из-за этого лишили возможности участвовать в чемпионате мира в Бостоне. Кстати, триметазидин и мельдоний внесены в самую страшную графу допингового реестра — четвертую.
— Как вам реакция западных СМИ, спортсменов, болельщиков? Почти все они злорадствуют, ликуют и радуются.
— Не удивила, честно говоря. Но мне понравилась реакция американского фигуриста Нэтана Чена, который сказал: «Это решение, безусловно, является победой чистого спорта. Однако тот факт, что это вообще произошло, не является победой ни для кого». Если бы я был действующим спортсменом или тренером команды, которая таким образом, как сборная США, получила золотые медали, мне такая победа была бы не нужна. Всё это дурно пахнет.
— Эксперты говорят, что уровень нашего футбола, биатлона и некоторых других видов спорта упал после отстранения России от международных турниров. Нет мотивации и конкуренции. А уровень нашего фигурного катания падает, на ваш взгляд?
— Сложно об этом судить, именно потому, что мы не выступаем на крупных международных турнирах. Но, видя, как катаются наши фигуристы, нет такого ощущения. Дикиджи с четверными луцами и шестью четверными, Петр Гуменник, Аделия Петросян, 12-летние Маргарита Базылюк и Елена Костылева, выполнившие сложную комбинацию (сальхов-ойлер-четверной сальхов — прим. ред.) на последнем прыжковом турнире, чего, кстати, девочки никогда не делали. В танцах Александра Степанова и Иван Букин, Елизавета Худайбердыева и Егор Базин прекрасно катаются. Другое дело, что, если все так и останется в нашей российской рутине, мотивировать спортсменов с каждым годом будет всё сложнее. Федерация делает все, что может, правительство помогает финансово. Но в любом случае это внутренние турниры. Мотивировать себя спортсменам, особенно тем, кто уже понюхал порох на чемпионате мира и Европы, Олимпийских играх, тяжело. Пока держимся. Что будет дальше, время покажет.
— Наше государство закрывает все финансовые вопросы?
— Вопросов нет. Очень помогает. Из штанов люди выпрыгивают. Но, повторюсь, нам всё равно надо на международном уровне себя так поставить, чтобы с нами считались. Как это сделать, не знаю. Но стремиться нужно, иначе о нас все время будут вытирать ноги. У нас христианская страна. Я очень рад, что живу в России. Но в христианстве есть заповедь — ударили по правой щеке, подставь левую. Мы очень добрые люди. Это видел весь мир и на Олимпиаде в Сочи в 2014-м, и на чемпионате мира по футболу в 2018-м. Люди уезжать не хотели из России. У нас гостеприимная страна с отзывчивыми людьми, что бы о нас не говорили на Западе. А сейчас мы все в одной лодке. Все должны быть патриотами и делать всё для приближения победы и нашего звездного часа.
— Какие у вас планы на этот год как у тренера?
— В данный момент еду на тренировку. Готовимся к Спартакиаде в Магнитогорске. Потом будет Кубок Первого канала и Кубок шоу-программ «Русский вызов» в Санкт-Петербурге. Уже ищем музыку для турниров для следующего года. У всех ребят, которые катаются у меня в группе, настрой серьезный. Все верим в лучшее. Если ничего не поменяется, будем стараться быть самыми лучшими в своей стране.
— Кто входит в вашу группу сейчас?
— Степанова/Букин, Худайбердываева/Базин, Шанаева/Дрозд, Тютюнина/Грачев, Качушкина/Волков, Курносенко/Варламов. Пока хватит.