Граждане пьют все меньше молока и едят все меньше молочных продуктов. По данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), в прошлом году покупательский интерес упал на 3%. Вроде мелочь. Но абсолютные показатели вообще далеко ниже нормы. При медицинской рекомендации в 325 - 330 кг на душу населения в год в России эта самая «душа» потребляет всего 240 кг. Для сравнения, даже не в самый благополучный для страны 1990 год на каждого россиянина приходилось 390 кг молочки. То ли кризис сказался, то ли рост цен, то ли изобилие других напитков на полках магазинов, то ли боязнь нарваться на подделку. Последнее, кстати, стало большой проблемой.
ЧЕМ ЖИРНЕЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОДДЕЛОК
По данным экспертов, объем фальшивок в молочных реках, текущих сейчас на наши прилавки, - примерно 10%. Меньше всего продуктовые «алхимики» колдуют над питьевым молоком (овчинка выделки не стоит), а вот сыр, творог, сгущенка, сметана и — особенно - сливочное масло, то есть продукты с высоким содержанием жира, - настоящие полигоны для их неуемной фантазии технологов.
К примеру, по данным Россельхознадзора, в некоторых регионах на полках в магазинах лежит до 90% фальшивого масла! Но есть, правда, и такие, где подделок нет вообще. Везет, как правило, жителям тех мест, где предприятие создает избыточное производство молочки. В условиях, когда регион буквально заливают своим молоком, пропадает всякая необходимость с ним химичить. Обитателей менее благословенных мест могут ждать самые разные сюрпризы.
- Помните, было качественное новозеландское масло? Того «Анкора», которое вы видели в магазинах и на котором написано «новозеландское», сегодня нет, - утверждает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. - Это масло берут некоторые производители Таможенного союза, фасуют, добавляют туда растительные жиры - и получается другое масло.
«ШТРАФ В 100 ТЫСЯЧ - ЭТО СМЕШНО»
Еще одна причина снижения спроса - псевдонаучные статьи о здоровом питании. Понять, что реально, а что - миф, теперь вообще невозможно. Раньше говорили, что молоко взрослыми не усваивается, хотя во многих странах традиционно пьют чай только с молоком и никак иначе. Или что сливочное масло вредно для организма. А сейчас выясняется, что и не вредно, если в небольших количествах. А когда говорят, что в молочке еще и фальсификата полно, то рука с кошельком на эту продукцию уже не поднимается.
По словам экспертов, в стране действует огромное количество ГОСТов, техрегламентов и СанПиНов, но нигде четко не прописано, что такое продукт, который небезопасно есть, а какой просто не соответствует каким-то ожиданиям. Чтение этикетки с ингредиентами тоже особой пользы не приносит. Всей правды производитель, как правило, не пишет...
«Я работаю на молокозаводе охранником, все машины через меня проходят - ни разу молоко не завозили», - написал один из читателей «КП» на сайте kp.ru.
- Первый и главный пункт в борьбе за качество - это система наказания за введение потребителя в заблуждение. Она сегодня не работает, - считает глава «Союзмолока» Андрей Даниленко. - Думаю, если бы образцово-показательно несколько предприятий строго наказали за фальсификат - вплоть до закрытия производства на 2 - 3 месяца, - ситуация бы изменилась. Потому что штрафы в 50, 100, да даже 500 тысяч - это просто смешно. Например, в США практикуют самодекларирование в сертификате. Там производитель четко пишет: я, такой-то, подписывая этот документ, гарантирую, что этот продукт соответствует всем нормам качества, и понимаю, что лично несу ответственность вплоть до уголовной… И, главное, если что, он действительно ее несет!
МЫ ЗАБЫЛИ ВКУС НАСТОЯЩЕГО КЕФИРА
На полках магазинов - куча разных товаров. Но определить, какой из них качественный и настоящий, - невероятно сложно. И дело не только в подделках, но и в наших привычках.
- За последнюю четверть века мы забыли вкус настоящего кефира, йогурта и молока, - считает гендиректор семейной фермы «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин (он уверяет, что фамилия настоящая. - Ред.). - Я на своем примере знаю, что образовать, убедить потребителя в том, что продукт качественный, очень сложно, если тот привык к чему-то другому. Например, к однородному кефиру, который легко льется, не имеет специфичного дрожжевого запаха и не щиплет язык…
Другое дело, что натуральная продукция сейчас стоит баснословных денег. У тех же «Чебурашкиных» ценник чуть ли не вдвое выше среднего. И понять, что это - высокие издержки из-за высоких стандартов качества или просто умелый маркетинговый ход, - сложно. Но факт есть факт. Чем больше будет таких мелких и средних производителей, тем ниже будут цены и тем больше будет более здоровой продукции на прилавках, считают эксперты. Сценариев по исправлению ситуации с молоком у них много: и господдержку увеличить, и ввести электронную сертификацию, чтобы отслеживать качество сырья на всех этапах - от фермы до прилавка. Но ничего этого пока нет.
КОММЕНТАРИЙ
Специалист по электронному анализу молока Евгений ГАВРИКОВ:
Как и зачем бодяжат продукт
- Есть добросовестные фермеры, переработчики, трейдеры. И есть те, кто может где-то чего-то добавить, чтобы увеличить выход продукции и свою прибыль. Бодяжат на всех этапах. Ведь каждая десятая доля процента по жиру или белку - это 20 - 30 копеек с литра, и в рамках даже небольшого предприятия они выливаются в достаточно большие деньги. Креатив бывает просто сумасшедший. Одни для увеличения показателей белка могут добавить мочевину, другие - аммиак. Бывали безумные случаи: карбамидом (мочевиной) кормили коров, и в молоке увеличивался белок, правда, коровы после этого долго не жили… Или скажем, приехал фермер на завод, ему, измерив показатели молока, предложили цену, он решил, что мало, поехал куда-то за 100 км, там тоже померили процентное содержание, мало предложили, он поехал по третьему адресу… Все это время молоко в молоковозе киснет, ухудшается, и он добавляет какие-то стабилизаторы для того, чтобы при анализе на следующем заводе результаты нормализовать. В общем, какие угодно ситуации могут быть. И борьба на этом фронте идет постоянно: одни пытаются фальсификат выявить, другие - его закамуфлировать.