Он был удивительно оптимистичным человеком. Даже заболев ковидом, легко откликнулся на нашу просьбу написать о друге - Александре Курляндском, скончавшемся в конце декабря. И говорил о нём как о живом - с юмором, забавными воспоминаниями, остроумными подколками. Он излучал радость бытия и передавал её окружающим.
- Проблем навалом, - признавался он "Известиям". - Но мой главный девиз: хожу только по солнечной стороне жизни. И никакая сила меня оттуда не утащит.
Другим Грачевский быть не мог. Всю жизнь работал для детей, делал о них кино. А дети - народ солнечный, светлый, пока их мир не разрушат взрослые. Это он понимал очень хорошо и делал всё, чтобы разрушение случилось как можно позже - когда человек уже в состоянии ему противостоять.
"Ералаш" не учил, не морализировал, он воспитывал - в лучших традициях лучшей педагогики: без пафоса и криков, ненавязчиво и с юмором.
В своём создании он был главным - и по творчеству, и по организации. Может, поэтому журнал прожил такую огромную жизнь. Конечно, помогла Грачевскому его первая профессия - он окончил ВГИК по специальности "организация кинопроизводства". Работал администратором на картинах Михаила Ромма, Марка Донского, Василия Шукшина. И уже набравшись опыта, в 1975 году совместно с драматургом Александром Хмеликом создал детский киножурнал.
Снимали остро, злободневно. Наверху это знали - на каждый выпуск в соответствующих инстанциях был заведён отдельный формуляр, но как-то прокатывало: может, потому, что цензоры сами от души смеялись, смотря искромётные ералашевские сюжеты.
Журнал не только растил детей - он выращивал отличных актёров. Грачевский умел работать с ребятами-артистами. Из "Ералаша" вышли, например, Александр Головин, Екатерина Вуличенко, Фёдор Стуков, Глюкоза, Ксения Энтелис, фокусник Сергей Сафронов, Юля Волкова (t.A.T.u), Сергей Лазарев, Влад Топалов. Многих выучил "Ералаш", но многие об этом не вспоминали - Грачевский не обижался, искал и находил новых звездочек.
Журнал неизменно был популярен, потому что менялся. А менялся потому, что менялся его вдохновитель. Грачевский всегда был в поиске, нервничал, если вдруг приходилось отдыхать дольше, чем он себе отмерил.
- Да, говорят: что-то "Ералаш" стал не тот... Я поначалу недоумевал, - рассказывал он "Известиям". - Потом понял: мы же обгоняем вас. Вы до сих пор остались детьми, и восприятие "Ералаша" у вас детское. А мы идём в ногу со временем. Иначе завязнем. Кто захочет смотреть передачи, годами не меняющиеся? Мой самый главный учитель Александр Хмелик говорил: "Делай так, чтобы детям было смешно, а взрослым - ещё смешнее".
Грачевский ушёл, его создание осталось. И будет жить. Кто-то из его многочисленных учеников (а всех, кто прошёл через журнал, можно ими считать) подхватит его дело. Потому что, как любил говорить Борис Юрьевич, главнее главного в жизни - внимание к детям.
Дмитрий Харатьян, народный артист России:
Это трагедия, беда... Вроде он уже на поправку шёл. И вот... Коварная болезнь!
С Борей мы снимались в декабре в одном шоу, он меня уверял, что уже переболел ковидом, рекомендовал врача, который может удалённо помочь. Я спрашивал Борю: "А ты на антитела сдал?" - "Да нет, чего сдавать, это был точно ковид". И буквально через полторы недели он заболевает уже на самом деле. Может, даже на том шоу это и произошло, потому что он был без маски - беспечный, думал, что всё уже позади.
После шоу я ему прислал фотографии, которые снял, а он мне в ответ надпись из "Ералаша" - "Всё!", которая после каждой серии показывалась вместо слова "Конец". И это сейчас уже воспринимается трагично.
Для нашего народа имя Грачевского, конечно, связано с "Ералашем". Это наше детство, юность, для многих это часть жизни. Он олицетворение, символ "Ералаша". Это один из тех долгоиграющих проектов, который уцелел ещё с советских времен - благодаря художественному руководству и энергии Грачевского. Он ни дня не проводил без "Ералаша". В каждой встрече, в каждом разговоре так или иначе упоминался "Ералаш". Для него это был не коммерческий проект, а отдушина, он любил его всем сердцем и душой. Это была его миссия. И смог удержать его на высоком уровне. Но думаю, что и теперь "Ералаш" уцелеет и будет жить. Хотя бы в память о нём.
Юлия Рутберг народная артистка России:
Он обладал прекрасным чувством юмора, был человеком светлым. Мы почти каждый год с ним виделись в "Орлёнке", и его очень любили дети, с которыми он общался. Огромное количество детей, которых он выбирал для съёмок в "Ералаше", становились звёздами. У него был очень точный режиссёрский взгляд на детей. Это большая редкость.
Боря любил шутить, любил жить. Был настоящим жизнелюбом. Рядом с Грачевским никогда не приходило в голову слово "смерть". Только "праздник", "веселье"... Поэтому у меня даже не укладывается это печальное известие в голове.
Он даже никогда не ассоциировался со своим возрастом. Потому что он был очень энергичен, всегда много всего успевал. Очень, невероятно жалко! Я абсолютно ошарашена.
Игорь Ясулович, народный артист России:
Он был действительно человеком дела - энергичным, хватким, жизнерадостным. Именно он в своё время не позволил "Ералашу" заглохнуть, это о многом говорит.
Все это начиналось ещё с Александра Хмелика, насколько я понимаю, Грачевский ему в своё время очень помог - сыграл большую роль в становлении этого детского тележурнала. Потом, когда Хмелика не стало, Борис Юрьевич подхватил это дело и просто замечательно им руководил все эти долгие годы. Замечательно себя проявил у руля. Набрал команду, нашёл идеальных режиссёров, постоянно думал над темами выпусков. Менялось не только время вокруг нас - вместе с ним менялся и "Ералаш", рассказывал детям разных поколений не просто занимательные, но и актуальные для них истории.
Киностудия имени Горького в советские времена называлась Киностудией детских и юношеских фильмов. Долгое время она была в угасающем состоянии, и как раз Грачевский своей энергией, съёмками "Ералаша", на мой сторонний взгляд, поддерживал её на плаву. Именно его журнал был делом, которое позволяло говорить о том, что у нас существует детский кинематограф.
Борис Юрьевич был высокий профессионал, замечательный и доброжелательный человек. Очень жалко, что уходят такие люди.