Коммуналка опять подорожала. Мы к этому привыкли и даже особо не возмущаемся. Действительно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги — электричество и газ, отопление и канализацию, горячее и холодное водоснабжение — начиная с 2013 года регулярно повышаются с 1 июля, с тем чтобы не допустить взлета инфляции с начала года. В нынешнем году имелся дополнительный резон перенести индексацию тарифов на лето: прошедшие весной президентские выборы, в преддверии которых власти не хотели портить настроение электорату. Но теперь выборы позади, результаты для власти триумфальные, и ничто больше не мешает коммунальным чиновникам смело взвинчивать цены.
Уже в августе мы получим новые жировки. Что они нам сулят? Власти, как всегда, сопровождают неприятную процедуру успокоительной риторикой. Тарифы, обещают нам, поднимутся всего лишь на 4% — в соответствии с плановой инфляцией. Вот и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), проведя предварительную проверку обоснованности подобной индексации тарифа, не увидела в ней никакого криминала.
И в самом деле — стоит ли переживать? Платили, мы, к примеру, за коммуналку 10 тысяч рублей в месяц — теперь будем платить 10 400. Неприятно, конечно, но не катастрофа. Однако не все так просто. Та же антимонопольная служба напоминает гражданам о том, что властям регионов дано право самостоятельно устанавливать предельные индексы и поэтому в различных муниципальных образованиях могут быть зафиксированы разные проценты роста. В том числе и выше среднего по России. К примеру, уже известно, что с 1 июля 2018 года рост коммунальных тарифов в Санкт-Петербурге и Якутии составит 6%. В Кемеровской области и Башкирии — 5,9%, в Москве, Кировской и Новгородской областях — 5,5%. Правда, есть и регионы — «счастливчики»: в Северной Осетии и Новосибирской области тарифы вырастут лишь на 3%. Но, как видим, повезло далеко не всем.
Еще более пестрая картина получается, если спуститься с уровня региона на уровень конкретной квартиры. Скажем, в пояснениях ФАС присутствует такой пассаж: в новой жировке плата за отопление может не вырасти вообще, а на водоотведение — увеличиться на 5%, что в совокупности даст рост общей платежки не более чем на 4%. «Главное, чтобы значения индексов по муниципальным образованиям в совокупности не выходили за значения, установленные правительством РФ для субъекта России», — глубокомысленно отметили в антимонопольном ведомстве.
Только вот если в приведенном выше примере вы получите платежку не на 10 400, а, скажем, на 10 690 или на 10 870, станет вам легче от того, что в среднем ваш регион не вышел за установленные пределы? Ведь лично для вас и вашей семьи «коммунальная инфляция» составит не среднестатистические 4%, а соответственно 6,9 или 8,7%.
А то, что такой сценарий вполне возможен, — вовсе не досужий вымысел журналиста, желающего бросить тень на уважаемых чиновников, разрабатывающих и отстаивающих все более высокие тарифы ЖКХ. Возмущение подобным произволом в манипулировании коммунальными ценами высказал не кто-нибудь, а президент Путин. И произошло это сравнительно недавно, в декабре 2017-го, в ходе его традиционной пресс-конференции по итогам года. В июле прошлого года тарифы также были подняты на те же 4%, но региональный журналист сообщил президенту, что в его субъекте услуги ЖКХ по факту подорожали гораздо сильнее — на 8,8%.
Тогдашнему министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню пришлось оправдываться перед президентом, объясняя, почему устанавливаемые правительством тарифы, которые, по идее, должны быть предельными, на самом деле таковыми не являются. Главным злом министр назвал управляющие компании (УК), которые копят на своих счетах средства граждан, честно заплаченные за коммуналку. В результате долги УК перед ресурсоснабжающими организациями — теми, кто, собственно, и поставляет в дома воду, тепло и электричество, на тот момент превышали 250 млрд рублей, а существенная часть этих средств благополучно осела на личных счетах бизнесменов от коммуналки.
Конечно, с тех пор кое-что изменилось. В частности, принят закон, позволяющий гражданам платить напрямую ресурсникам, минуя алчные УК. Ну и Михаил Мень больше не министр. Может быть, как раз в результате того декабрьского скандала с необоснованно завышенными тарифами. Но фокусы с расценками ЖКХ, как видим, не закончились. Опять вместо предельных тарифов существуют некие средние, да еще и различные по регионам, которые обычный жилец просто не в состоянии проконтролировать.
И последнее. Рост тарифов ЖКХ — спусковой крючок для общего разгона инфляции в стране. Власти очень гордятся тем, что им удалось обуздать рост цен и по итогам мая годовая инфляция составляет всего лишь 2,4% — это самый низкий уровень в новейшей российской истории. Однако теперь, после повышения тарифов ЖКХ (а коммунальные платежи входят в себестоимость практически всех товаров и услуг), инфляция должна рвануть ввысь. Если, конечно, Росстат будет ее считать честно.
Так что нынешнее плановое и на первый взгляд совсем не страшное повышение коммунальных тарифов еще влетит нам всем в большую копеечку.