В России узаконили кровососущих. Соответствующее распоряжение Правительства РФ № 2761-р было подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным 10 ноября 2023 года. Согласно этому документу, муха чёрная львинка, а также её яйца и личинки теперь официально внесены в перечень сельскохозяйственной продукции, рекомендованной к разведению и переработке. Если учесть, что производство биодобавок и муки из насекомых в РФ уже давно налажено, то, по сути, этот документ лишь узаконил коммерческую деятельность ряда олигархов, которые теперь могут претендовать ещё и на солидную поддержку в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства.
К слову, в Европе тема изменения пищевого рациона населения в виде перехода с традиционного мяса птицы, говядины и свинины на насекомых продвигается уже давно. В головы европейцев методично вдалбливается посыл, что белок из насекомых – это не только полезно, но экологично и выгодно. Ну, ещё бы! Для разведения мух, червей и сверчков необходимо в 500 раз меньше воды, в 10 раз меньше земли и в 4 раза меньше еды. Чем планируют вскармливать опарышей, думаю, объяснять не стоит, и так всё понятно.
КИНО И МАНТУРОВ
И как бы омерзительно всё это ни выглядело, наша страна, несмотря на заявления о своём особом пути, как выясняется, продолжает двигаться в фарватере глобальной мировой экономики, где жажда наживы побеждает здравый смысл. О том, что россиянам, хотят они этого или нет, а придётся поменять своё отношение к альтернативному мясу, годом ранее заявлял и глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Наверное, нужно чуть-чуть поработать с ментальностью всем нам здесь присутствующим, и чёрная львинка может «зайти». Но нужно постараться, – заявил Мантуров на выставке Innofood в Сочи. – Мы должны поддерживать эти направления со стороны государства льготными займами, оказывать поддержку совместно с Министерством сельского хозяйства и с другими федеральными органами исполнительной власти в части регуляторики. Потому что помимо ментальности нужно обеспечивать это ещё и с точки зрения регуляторных механизмов».
Что, собственно, правительство и сделало, выпустив соответствующее распоряжение. Только вот россияне наотрез отказываются менять свою ментальность и взрывают соцсети своими гневными комментариями в адрес властей.
Отсылка власть имущих к просмотру гениального киношедевра режиссёра Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», судя по всему, была услышана. Спустя несколько дней после публикации скандального документа, в СМИ появилось робкое оправдание чиновников из Росрыболовства, что, дескать, инициатива правительства была направлена на создание правовой базы при производстве кормов из насекомых для сельхозживотных и аквакультур, а вовсе не для людей, и что журналисты опять что-то вырвали из контекста.
«В связи с тем, что в средствах массовой информации и в соцсетях принятое решение распространяется в неверной трактовке (как разрешение использовать данную продукцию в составе пищевых продуктов, предназначенных для граждан), сообщаем, что данная трактовка не соответствует действительности», – говорится в сообщении Росрыболовства.
Но после громких заявлений Мантурова и при полном отсутствии каких-либо объяснений со стороны правительства, согласитесь, это так себе оправдание. К тому же продукты с перемолотыми насекомыми уже давно присутствуют на прилавках российских магазинов. В составе хлебобулочных, кондитерских и колбасных изделий они промаркированы как натуральные пищевые добавки.
FOODNET УБЬЁТ ЖИВОТНОВОДСТВО?
Мало кто знает, но в 2020 году концепция дорожной карты рынка новой еды FoodNet, разработанная Агентством стратегических инициатив (АСИ) уже была утверждена на уровне экспертной комиссии.
Если коротко, концепция FoodNet предусматривает отмену традиционного сельского хозяйства и переход на автоматизированное производство «новых источников сырья».
«13% от общего количества выбросов парниковых газов антропогенного происхождения приходится на животноводство. Сегодня мы обязаны активизировать все свои ресурсы и начать помогать своей планете, – заявил в одном из своих интервью четырёхгодичной давности член рабочей группы дорожной карты FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Андрей Зюзин. – Первый шаг – изменение собственных пищевых привычек. Когда мы уходим от употребления натурального мяса, мы отказываемся от «спонсирования» животноводства, которое ежедневно разрушает нашу экологию». Зюзин рассказал, что некоторые пищевые компании уже запланировали изготовление выпечки, макарон и сосисок с белком из личинок мух.
По прогнозам лоббиста нового технологического уклада, анонсированного глобалистами, через 100 лет российское сельское хозяйство должно исчезнуть с лица земли, как пережиток прошлого. Однако, наблюдая за тем, под каким прессом сейчас находятся крестьяне и фермеры, можно предположить, что катастрофа произойдёт гораздо быстрее.
«За последние 20 лет у нас ликвидировали 24 000 сёл и деревень. Сейчас в плане до 2030 года ликвидация ещё 75 000. Они хотят согнать всех в города и очистить территорию от людей. У нас в 20 тысячах сёл и деревень до 6 человек проживает. В основном это старые люди. Как только на каком-нибудь дальнем отшибе умирает последняя бабка или дед – в муниципалитете праздник. Снег не надо чистить, «скорую» не надо посылать и так далее. Вы что, не понимаете, что эти люди никому не нужны, что это обуза для государства? – рассказал «Совершенно секретно» председатель Общероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет», фермер Василий Мельниченко. – Что будет с освободившимися территориями? Лучшими землями будут владеть несколько семей, остальные территории можно сдать в концессию. Например, Китаю. Или Узбекистану. Кому угодно».
ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
На самом деле, в некоторых регионах страны уже практически все сельскохозяйственные угодья зачищены от крестьян и фермеров и поделены между крупными агропромышленными холдингами, монополизировавшими рынки сбыта.
Миллионы гектаров самой плодородной российской земли, стоимость которой измеряется миллиардами долларов, сегодня сконцентрированы в руках нескольких олигархов и бывших чиновников. Так, если верить данным журнала Forbes, рейтинг самых богатых латифундистов возглавляет бывший глава Минсельхоза РФ, экс-губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, которому принадлежат самые дорогие участки Краснодарского края и Ростовской области.
В затылок Ткачёву дышит «сахарный король» Игорь Худокормов с земельными наделами в Воронежской, Курской, Тамбовской, Пензенской, Белгородской областях, Ставропольском крае и Республике Башкортостан. Жизнь удалась и у владельцев агрохолдинга «Мираторг» братьев-близнецов Виктора и Александра Линников, чья мясная империя занимает 1 млн га земли в Центральном регионе РФ.
Ещё 475 тыс. га южных российских земель отошли владельцу агрохолдинга «Степь», фармацевтическому олигарху Владимиру Евтушенкову. Ну и замыкает пятёрку лидеров обладатель 609 тыс. га белгородской, тамбовской, самарской, свердловской, курской, орловской, воронежской и саратовской земли, хозяин группы компаний «Русагро» и по совместительству ведущий столичный девелопер олигарх Вадим Мошкович.
Там, куда ещё не дотянулись руки хозяев жизни, фермеры пытаются выжить. Но получается не очень. Аграрии жалуются, что закупочные цены на сырьё сейчас находятся на рекордно низком уровне, прямого доступа к торговым сетям у мелких производителей нет, а работать себе в убыток они не могут. Чтобы выручить хоть какие-то деньги и закрыть кредиты, крестьяне вынуждены сдавать скотину на мясо. В сложившейся ситуации многие хозяйства, особенно мелкие, могут попросту разориться.
«Представьте себе, себестоимость коровьего молока сейчас порядка 40 рублей за литр. Это минимум. Ведь молоко – это живой продукт, им столько нужно заниматься, а выхлопа с этого никакого. Пушкиногорский молокозавод закупает у нас это молоко по 17 рублей за литр. А у меня ведь люди работали. Как людям платить с 17 рублей? – рассказал «Совершенно секретно» глава крестьянского хозяйства из Псковской области Владимир Коробецкий. – Что нам делать в данной ситуации: резать скот или выливать молоко?»
ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ
Прямые субсидии от государства помогли бы фермерам остаться на плаву, но, по мнению экспертов, ненадолго. В качестве альтернативы крестьянам предложили самим научиться производить сыры, масло и йогурты и перестать зависеть от переработчиков и ритейлеров, тем более что качество молочки в торговых сетях оставляет желать лучшего. Но всё это не так легко и просто, как может показаться со стороны.
«Нас, маленьких фермеров с 10 коровами приравняли к холдингам.
А это «Меркурий», «Честный знак», QR-коды и т.п. Этих программ немерено. И каждая программа стоит денег. Это серьёзная отчётность. Если не сделаешь отчёт, придёт штраф, то есть заниматься чистым производством просто некогда. Либо ты делаешь отчёты, либо всё-таки корову доишь, – возмутился таким предложением фермер Владимир Коробецкий. – К тому же у нас теперь все борются за экологию, да? И федеральными законами нас подвели к тому, что мне, например, нужно построить хранилище на кучку навоза от десятка коров. Вести учёт этого навоза: сколько вывез, сколько сдал, сколько продал. Сдать всё это на анализы, получить результаты анализов. Только после этого я могу вывалить его на поле или реализовать. Это нормально?»
Пробиться к покупателю – большая проблема. Торговые сети работают только с крупными поставщиками, а чтобы попасть на рынок или ярмарку, фермеру нужно пройти все круги бюрократического ада.
«Казалось бы, завести барана – нормальная тема, да? А где его реализовывать? Подворный убой животины запретили. Чтобы вывести на рынок, нужно отклеймить. А где это сделать? У нас на всю округу один убойный пункт остался. И то только для крупного рогатого скота. Баранов они не бьют. Чтобы свинью зарезать, тоже на специальный убойный пункт надо везти. Птицу тоже, – пожаловался нам фермер. – Чтобы вывести молоко на рынок, нужно провести анализ. Анализ молока тоже стоит денег. Все лаборатории, которые раньше этим занимались, разогнали, и теперь нам выворачивают руки, чтобы мы сами проводили эти исследования». Увеличение тарифов за коммунальные услуги тоже сильно ударило фермеров по карману. Причём порой ситуация доходит до абсурда.
«За электроэнергию мы сегодня платим больше, чем промышленники. Вы можете себе это представить? кВт/час у меня стоит дороже, чем промышленное производство в городе, – рассказал Владимир Коробецкий. – Когда стали искать причину, выяснили – тарифы. Промышленники перешли на ночной режим, там тариф меньше. А мы-то как коров переведём в ночь?» В общем, расходы растут, а прибыли никакой. Псковские сельхозпроизводители пытались наладить сотрудничество с местными социальными учреждениями и заинтересовать их своей продукцией, но оказалось, что натуральные, экологически чистые молоко, мясо и овощи никому не нужны.
«У них федеральный закон, по которому они должны закупать продукты только при помощи торгов. А на торгах берут у того, у кого дешевле, – объяснил фермер. – Я тут разговаривал с фермером, который занимался картофелем, и спросил: «Ну, а чего ты в детские сады не пробиваешься или в школы. У тебя же своя картошка. Качественная». Он говорит: «Это никого не интересует. Есть условия торгов, по которым, к примеру, школе нужен лук, картошка, морковка и бананы. Вот у меня всё есть, бананов нет. Значит, я пролетаю по конкурсу. Я спрашиваю: «А у кого бананы есть?» Он говорит: «Как у кого, у азербайджанцев». Вот и всё, тема закрыта».
Общая картина отсутствия позитивных перспектив оптимизма не прибавляет. Но фермер Владимир Коробецкий уезжать из села не собирается. Говорит, что здесь его место, его земля и дело всей его жизни. Обидно, правда, что проблемы, которые, казалось бы, касаются каждого россиянина, разгребать приходится в одиночку. Без какой-либо поддержки. Хотя бы моральной.
«Всех сегодня всё устраивает. Устраивает, что сегодня на прилавках магазинов сплошной фальсификат и сплошная ненатуральность. Будут устраивать и сверчки. И мухи. Поверьте, это всё будет, – считает глава крестьянского хозяйства из Псковской области Владимир Коробецкий. – Но до определённого момента, пока кого-то это не устроит».