Семь детей и двух взрослых убил при нападении на казанскую гимназию №175 ее бывший выпускник 19-летний Ильназ Галявиев. Еще 20 человек попали в больницы с ранениями и переломами различной степени тяжести. Галявиева, возомнившего себя «богом» и предупредившего в соцсети о будущей акции, некому было остановить: спецслужбы на этот раз не сработали, а сама гимназия профессионально не охраняется уже второй год. Сегодня в Татарстане объявлен траур, а федеральные власти по поручению президента Владимира Путина решили ужесточить законодательство об обороте гражданского оружия.
Во вторник около 9:30 Ильназ Галявиев, вооруженный гладкоствольным полуавтоматическим ружьем Hatsan Escort, пришел в гимназию №175 на улице Джаудата Файзи. Ствол молодой человек имел на законных основаниях: 28 апреля он получил лицензию на владение оружием.
Известно, что Галявиев в 2018 году закончил эту гимназию, а в апреле был отчислен с четвертого курса колледжа Татарского института содействия бизнесу, где учился на IT-специалиста, из-за академической задолженности — не сдал госэкзамены.
Один из сотрудников школы пытался его остановить, но был ранен возле дверей выстрелом картечи. В гимназии установлена «система контроля и управления доступа», которая заблокировала двери, когда Галявиев пытался пройти без карточки. Однако заминка была недолгой: ранив вахтера и выбив дверь взрывом самодельной гранаты, злоумышленник проник в здание. Вахтер на входе, укрывшись от убийцы под столом, нажала «тревожную кнопку». После первых выстрелов и взрыва в школе по громкой связи было объявлено о необходимости закрыться в классах. Как рассказали “Ъ” ученики гимназии, среди детей возникла паника. «Было очень страшно»,— говорят они. Некоторые стали выскакивать из окон трехэтажного здания. С этим связаны переломы, с которыми госпитализированы многие пострадавшие.
Ильназ Галявиев, перемещаясь по школе, стрелял во всех встречных. Он также использовал самодельные гранаты, заряженные кусками проволоки. Больше всего пострадавших оказалось в 8 «А» классе. Поднявшись на третий этаж, он ворвался в аудиторию №310, где застрелил (для этого ему пришлось перезаряжать ружье) семь восьмиклассников и учительницу. Еще 20 человек, в том числе 18 детей, были госпитализированы с огнестрельными ранениями и переломами, которые они получили в ходе самоэвакуации.
У убийцы оставалось еще более сотни патронов, но, когда к школе подъехали первые экипажи полиции и Росгвардии, он прекратил стрельбу и, по некоторым данным, добровольно сдался стражам порядка.
Осмотр школы продолжался довольно долго: силовики не исключали, что у Галявиева могут быть сообщники. Более того, неофициально было заявлено об уничтожении спецназом его несовершеннолетнего напарника, который якобы заперся в одной из аудиторий с заложниками. Позднее эту информацию официально опровергли, а план контртеррористической операции, введенный в Казани, к вечеру отменили.
Территория вокруг школы была оцеплена сразу. За оцеплением также оказались родственники учеников из 8 «А», которые не знали, как получить сведения о детях. Так, мама Алии Гарифуллиной попыталась позвонить на горячую линию МЧС, но там ей сказали, что девочки нет в списке пострадавших. Другой информации ей не дали. Позднее ее, а также других прибывавших родственников увела за оцепление сотрудник МЧС. Некоторых перенаправляли в штаб, созданный в соседнем детском саду.
Во второй половине дня у ограждения школы власти организовали мемориал. К нему сначала никого не пускали, и люди устроили свой — на обочине дороги напротив гимназии.
Позднее к официальному мемориалу силовики стали отводить группы людей с цветами.
В Татарстане 12 мая объявлен траур. Все школы в этот день будут закрыты. Как сообщила прокуратура Татарстана, она по поручению Генпрокуратуры РФ проверит «обеспечение безопасности учеников и персонала образовательных организаций города, в том числе организацию охраны и соблюдение пропускного режима». Также ей предстоит выяснить «законность выдачи 19-летнему нападавшему лицензии на оружие».
В Росгвардии уже заявили, что оружием Ильназ Галявиев владел вполне законно, а вот к действиям спецслужб, администрации школы и просто местных жителей у следствия, похоже, уже возникли вопросы. Дело в том, что будущий убийца, имевший десятки подписчиков, с 4 мая вел Telegram, в котором размещал данные о готовящемся преступлении. Называя себя «богом», молодой человек сообщал, что собирается избавить мир от «биомусора», и призывал других к убийствам. Записи с предупреждениями он активно оставлял с четырех до восьми утра. Их прочли десятки подписчиков Галявиева, но никто из них не отреагировал. Между тем благодаря похожим публикациям только в этом году была раскрыта подготовка нескольких нападений на учащихся в разных регионах России, о которых потом отчитались ФСБ и МВД.
По данным МВД Татарстана, не последовало в полицию и звонков о вооруженном человеке — между тем Галявиев с ружьем в руках прошел около километра от своего дома до школы.
Следует отметить, что ранее у гимназии были договоры с двумя местными ЧОПами. Однако, как объяснили в самом учебном заведении, с прошлого года охрана перестала быть профессиональной. Из-за пандемии коронавируса школа перешла на дистанционное обучение и продлевать контракт с ЧОПом не стала.
Председатель СКР Александр Бастрыкин распорядился передать все материалы уголовного дела, возбужденного местным следствием по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) для «тщательного и всестороннего расследования» в Главное следственное управление центрального аппарата ведомства. Следствие примет все меры для установления причин стрельбы в гимназии в Казани и даст оценку всем обстоятельствам, способствовавшим этой трагедии, пообещал он.
Судя по записи первого допроса Галявиева, он явно находился в неадекватном состоянии. Однако опрошенные “Ъ” психологи отказались называть причины, которые могли подтолкнуть его к нападению до окончания соответствующей экспертизы. «До тех пор пока мы не знаем всех обстоятельств трагедии, любой специалист, который назовет те или иные причины, просто введет в заблуждение,— сказал доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Совета по правам человека Александр Асмолов.— Мы никогда не можем вглядеться в личность и сказать, что с ней произойдет. Ключевая особенность личности любого человека — это непредсказуемость даже для самих себя. Поэтому только детальный анализ жизненного пути человека, который совершит этот тяжелейший проступок, может так или иначе пролить свет на причины этого поступка».
При этом, по мнению господина Асмолова, рост агрессивных установок в обществе и «превращение конфликта в норму обыденной жизни» — одни из причин роста подобных жестоких действий.
Однако распознать в толпе или среди окружения людей, которые могут совершить подобные поступки, невозможно, утверждают психологи. «На лице ни одной личности не написано, совершит она преступные действия или нет»,— отметил господин Асмолов. С ним соглашается другой специалист, напомнивший, что для получения оружия необходимо «просто не стоять на учете у психиатра».
После трагедии Минпросвещения РФ направило в регионы рекомендации по усилению мер безопасности в школах, колледжах и детских садах. Региональные министерства образования должны будут выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в субъекте РФ, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении, общешкольные родительские собрания. В рекомендациях ведомства записан примерный антикризисный план работы во время чрезвычайных ситуаций. Для реализации плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды. Их деятельность должна обеспечиваться поддержкой внешнего консультанта, который оказывает помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и во время действия режима ЧС. Этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи. Члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс, говорится в рекомендациях.
Во вторник между тем экстренно собралась рабочая группа по контролю за оборотом оружия, созданная при комитете Госдумы по безопасности. На заседании присутствовали представители МВД и Росгвардии. «Работа по совершенствованию законодательства об оружии идет давно. На сегодня у нас три инициативы, две из которых уже внесены на рассмотрение Госдумы, а третья в работе — в ней речь идет об изменениях в КоАП, а для этого нужно получить отзыв правительства»,— сказал журналистам после заседания председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («Единая Россия»).
По словам депутата, первая инициатива касается расширения оснований в выдаче лицензии на оружие. 12 мая комитет по безопасности рассмотрит эту инициативу и будет просить палату принять ее в приоритетном порядке в первом чтении уже 18 мая. Также законопроект предполагает расширение оснований по аннулированию лицензий, которые уже были выданы. Вторая инициатива — поправки в УК. Депутаты предлагают ввести более жесткую ответственность за незаконный оборот оружия, особенно связанного с самодельными взрывными устройствами. «Третья инициатива касается изменений в КоАП,— отметил господин Пискарев.— Это касается вопроса ответственности за утрату оружия и нарушение правил хранения оружия, а также пороха, взрывчатых веществ. Не должны валяться где попало эти важные элементы, из которых может быть изготовлено более серьезное оружие».
По словам председателя комитета по безопасности, на заседании рабочей группы обсуждались и другие предложения, которые пока не оформлены в законопроекты. В частности, предлагается распространить обязанность раз в пять лет сдавать экзамен на правила пользования оружием на охотников (сейчас они такой экзамен не сдают). Есть предложение изменить минимальный возраст, с которого человек получает право носить оружие (c 18 лет до 21 года). Еще одна идея состоит в том, чтобы ввести ответственность за использование интернета для торговли и изготовления оружия. Активно обсуждается и усиление охраны учебных заведений с использованием сотрудников Росгвардии. Однако ее личного состава, учитывая остальные функции, на эти цели просто не хватит.