Полдень, проливной дождь, ворота вымершего (жизнь тут начинается вечером) байк-клуба Sexton со скрипом пропускают необычного мотоциклиста - «Ночного волка» в рясе и с крестом. Это иерей Андрей Сапунов из Троицка, который и в храме служит, и в мотопробеги ездит в «волчьем» жилете, и в байк-елках играет. Правда, не чертовщину всякую, а Деда Мороза. Народ, конечно, в шоке - кто в хорошем, кто не в очень хорошем.
И отец Андрей далеко не один такой. Единомышленники-священники разбросаны по всей стране и не только (даже в Японии у него имеется знакомый), а несколько лет назад я лично наблюдала, как лидер мотоклуба Хирург (Александр Залдастанов) знакомил в Грузии другого своего подопечного в рясе и жилете - отца Гурия из Троице-Сергиевой лавры - с Патриархом-Католикосом Илией II. Тот был под таким впечатлением, что рассматривал всю экипировку с нашивками «С нами Бог» и дотошно выяснял, много ли у русских байкеров общего с американскими.
Что же это за современный тренд такой? И зачем батюшки в байкеры идут и наоборот? Об этом мы и поговорили с отцом Андреем, теперь спешащим уже в Крым - на репетиции байк-шоу.
«БЕСОВЩИНА - ЭТО К АМЕРИКАНЦАМ»
- Отец Андрей, без обид, но у многих байкеры ассоциируются с пьяными и распутными мужланами, со всякой бесовщиной. А тут вдруг священники...
- К сожалению, это распространенное мнение благодаря американскому кинематографу. О нас думают, что мы алкоголики, в наколках и цепях, три шестерки и прочее. А я рассказываю, что мой мотоклуб православный, и разбиваю эти стереотипы. Мы специально именуем себя русскими мотоциклистами, так как не вписываемся в привычный образ жизни американских байкеров. Мы остались на мотоциклах, но мы выбрали для себя другой путь развития. И вписываюсь я сюда как нельзя кстати. Многие ребята приходят к пониманию того, как нужно жить, благодаря духовной помощи внутри клуба.
- И перстни с черепушками не носите?
- Если вы посмотрите на православный крест, то увидите голову Адама. Череп для христиан означает память о смерти. Поэтому к его изображению мы относимся нормально, если оно, конечно, не обезображено сатанинскими штучками.
- Как реагирует на такого батюшку паства и кто она?
- Это далеко не только мотоциклисты. И бабушки с дедушками, и молодежь. Кто-то осуждает, кто-то - наоборот. Но большинство относится положительно.
- Что было первичным - ряса или мотоцикл?
- Мотоцикл. Я с 1996 года на нем. А священником стал на четыре года позже. В мотоклуб я пришел в 2012 году. Мой дед и отец ездили на мотоцикле. А отец, кстати, тоже священник. Вы знаете, человек на мотоцикле по-другому понимает мир, он очень хорошо осознает чувство опасности, особенно после первого падения. Как говорится в Евангелии, «Бдите, ибо Царствие Небесное может прийти в любой момент». Так же и мотоцикл напоминает нам о том, что в любой момент может что-то случиться. Да и с теми, кто на мотоцикле, легче общаться. Они не задают глупых вопросов.
- А на «Мерседесах», выходит, задают глупые вопросы?
- Чаще всего да. Мототехника требует определенных усилий, и на мот чаще всего может сесть только сильный духом человек. Не берем в расчет офисный планктон, который использует байк только для пробок. Я всегда проверяю людей в дороге. Дождь, холод, кто-то ломается, психует, а кто-то переносит тяготы со смирением. По типу езды человека тоже многое о нем сразу понятно.
- А вы сами как ездите? Лихачите?
- Спортивный мотоцикл по-любому требует рева и драйва. Мой стиль в меру агрессивный, я жизнью наученный, всегда смотрю в зеркало на водителя, устанавливаю визуальный контакт. Лихачить себе не позволяю и другим не советую.
- Что вы проповедуете «волкам»? Не лихачить, не выпивать?
- Моя задача - объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Я сам не пью уже 15 лет, потому что у меня все время должен быть трезвый ум. Мне могут позвонить ночью - попросить причастить умирающую бабушку, и тогда будет очень стыдно. Гаишникам, бывает, попадаюсь, но не за выпивку. Как-то нового светофора не увидел, например.
МОТОЦИКЛ КАК ПРИМАНКА В ХРАМ
- А вы на службу прям на байке приезжаете?
- Да, мне так удобнее, и в этом нет ничего такого. Я служу в Новой Москве и еду по МКАДу 30 км. Стараюсь не шуметь. Многие подходят, фотографируются. Вот я пытался привлечь подростков в храмы, и, не скрою, было тяжело. Люди как-то побаиваются, когда видят тебя в рясе. Хотя говорю со всеми простым языком. А когда останавливаюсь у храма на мотоцикле, вокруг меня всегда много ребятишек с вопросами. Я рассказываю, как все устроено. А потом узнают, что я еще и батюшка, и начинают по-другому на меня смотреть. Многие потом приходят в храм. И их родители тоже.
- А на проповедях что им говорите?
- Я всегда отталкиваюсь от сегодняшнего Евангелия, которое мы читаем. Ведь принято разъяснять то Евангелие, которое было прочитано на службе.
ХОЧЕШЬ В БАЙКЕРЫ? БЕРИ МЕТЛУ!
- А как к вам относится Патриархия?
- Никаких проблем не было. Наш мотоклуб благословлял лично Патриарх Кирилл словами: "С Богом по всем дорогам!". Я таким образом веду социальную работу, занимаюсь духовной жизнью прихожан, пытаюсь воспитывать чувство патриотизма у молодежи. За что осуждать? Неподобающего образа жизни не веду, наоборот, собираю вокруг себя ребят. Я помню, что перед Богом отвечаю и порочу имя клуба.
- А сильно выпившему «волку» можете сделать замечание?
- Выпившему тяжело что-то объяснить. Лучше уложить его спать, а утром поговорить. Хотя в мотопробегах у нас и не попьешь - мы же все время за рулем. На байк-шоу у нас неделя до и неделя после - сухой закон.
- А после-то зачем?
- Разбор полетов. Все должны быть готовы явиться по свистку. Очень важное качество для мужчины - это дисциплина. Не зря с теми, кто служил в армию, проще. Я сразу вижу тех, кто не был в армии. Они возмущаются по таким ерундовым вопросам!
- В байкеры батюшку сразу приняли?
- Чтобы стать полноценным членом клуба, нужно минимум пять лет выполнять различную работу. Я и улицу подметал, и фуры грузил, и до сих пор это делаю.
- Метлу из рук не выхватывали? Все-таки духовное лицо...
- Нужно воспитать людей так, чтобы они стремились помочь, а не самому отдавать метлу, говоря: ну я же духовное лицо, меня надо уважать. Старший не должен собирать сливки и отдыхать - это не братство. Христос говорит апостолам так: если кто-то из вас захочет быть старшим над всеми, да будет им рабом и слугой. Вот твое старшинство. Нет большей любви, чем положить душу свою за други своя.
НАБОР ГРЕХОВ СТАНДАРТНЫЙ
- С какими грехами к вам чаще всего приходят байкеры?
- Набор грехов стандартный. На сегодняшний день много осуждения и гордыни. Это присуще всем, и мне в том числе.
- А грех прелюбодеяния, например? Пресловутое чувство свободы на большой дороге как-никак...
- Среди обычных людей встречаю это чаще, чем среди наших братьев. У нас ценят верность.
- Хирурга не исповедовали?
- У него свой храм и духовник. Всегда лучше по возможности исповедоваться одному священнику, тот помнит человека на разных этапах его жизни, ему проще подсказать и помочь.
НЕ БЫТЬ РАБАМИ СВОИХ ВЕЩЕЙ
- Мы привыкли к штампам «попы на «мерседесах». А байк ваш в какую стоимость?
- У меня их два. Suzuki Intruder 1996 года и Honda 1998 года для дальних поездок. Стоимость невелика - в пределах 200 тысяч рублей. За сезон накатываю 25 тысяч км. Покупать что-то дороже считаю неправильным. Для тех, кто берет самые дорогие, смысл - не езда, а покорение девушек и вызывание зависти. Такие люди долго не ездят - их либо дорога останавливает, либо они сами отказываются. Я проповедую, что ко всем вещам нужно относиться без перегибов, чтобы не стать их рабами. Сколько видел случаев, когда люди горевали из-за поцарапанных дорогих машин. Пинали бордюры, матерились.
- А если бы вам подарил дорогой байк какой-нибудь прихожанин, желающий замолить грехи?
- Точно не взял бы. Машинами для священника они не замаливаются. Я бы такого направил в соцработу - детишкам с ДЦП помогать или коммуникации в храм проводить. Человек должен менять самого себя и не совершать больше таких грехов, вот тогда они будут прощены. А я готов участвовать в жизни любого человека и безвозмездно - это мое призвание.
- Вы в рясе и на байке - скорее, исключение или уже новый тренд?
- Я знаю приличное количество мне подобных, у нас даже группа в соцсетях батюшек-мотоциклистов есть. Даже один митрополит ездит на мотоцикле, но называть его не буду. В одних только «Ночных волках» еще четверо священников. И из байкеров уходят в священство. Меня это очень радует - ведь к священнику всегда можно подойти с теми вопросами, с которыми не подойдешь ни к кому другому.