Пару месяцев назад в Москве были снесены незаконно установленные торговые палатки. Однако властная инициатива оставила след не только в душах обиженных коммерсантов, но и на улицах. Разрушенные площадки, на которых располагались киоски, оказались непосредственно у выходов и переходов метро, частично закрытых. В итоге люди не могут перейти дорогу без нарушения правил движения, но главное — вынуждены постоянно рисковать жизнью.
Один из самых «проходных» переходов закрыли на реставрацию на станции метро «Сухаревская». Теперь, чтобы зайти в подземку, горожанам нужно сначала дойти до пешеходного перехода, находящегося в нескольких сотнях метрах от привычного места назначения, и проделать точно такой же путь, но по параллельному тротуару. Самые спешащие лавируют между машинами, которые стоят на светофоре. Ежедневно такая дорожная ситуация приводит если не к аварии, то к конфликту между пешеходом и автомобилистом — точно.
Страдают из-за проведения ремонтных работ и жители района Коптево, где ведется реконструкция Большой Академической улицы, начавшаяся еще в 2012 году. Пешеходы не могут дождаться зеленого света от двух, стоящих подряд, не синхронизирующихся друг с другом светофоров, потому и стараются как можно быстрее перебраться с улицы Прянишникова на Михалковскую. Специалисты Центра организации дорожного движения дают следующий комментарий к сложившейся дорожной ситуации:
«Светофорный объект не передан на баланс организации, эксплуатирующей в Москве технические средства организации дорожного движения. После передачи указанного светофора на баланс организации режим его работы будет скорректирован».
Впрочем, дорожную ситуацию не всегда усложняют ремонтные работы. Взять те же трамвайные остановки «посреди дороги». Здесь жизнь законопослушного гражданина находится только в руках автолюбителя. В Правилах дорожного движения, конечно, четко прописано обязательное поведение участников дорожной ситуации, в которой фигурирует трамвай. Но зачастую автомобилисты не сбавляют скорости, проезжая мимо электрической железной дороги, и, как бы мягче сказать, игнорируют пешеходов, которым визуально недоступна часть дорожного полотна.
Еще один пример. Чтобы перебраться на другую сторону улицы, москвичам приходится ждать зеленого света около двух минут на таких именитых и проходимых улицах, как Маросейка, Покровка, Мясницкая. И это еще далеко не полный список «долгих светофоров». Поговорив с людьми, мы выяснили, на что они в основном жалуются: «На некоторых переходах есть светофор, на некоторых нет, хотя по размеру переходы одинаковые. Там, где есть светофор, ожидание очень долгое — больше 100 секунд».
— Все светофоры в центральной части города находятся в координированном управлении, при этом длительность цикла регулирования всех светофорных объектов, входящих в район координации, должна быть одинакова. Максимальная длительность определяется по самому сложному светофорному объекту. Ряд светофорных объектов имеют сложную конфигурацию, много транспортных и пешеходных направлений, которые надо разводить во времени. В настоящее время проводится анализ возможности сокращения длительности на отдельных светофорных объектах с установкой кратного цикла регулирования (в 2 раза ниже от соседних). Такие работы уже выполнены и будут продолжены как в Центральном округе, так и в других округах, — уверяет Центр организации дорожного движения.
Что уж говорить о спальных районах, если даже в Центральном округе Москвы горожане в вопросе «бежать или не бежать» делают выбор в пользу первого, наиболее опасного метода перехода дорожного полотна. А если выбора нет, как, например, в ситуации с торговым центром «Вива!» района Северное Бутово? Здесь светофоры установили только через 2 года после открытия магазина, хотя этот участок дороги — с повышенным уровнем опасности: дальность предыдущего светофора от торгового центра менее километра. За это время машины успевают разогнаться, но не все успевают заметить 10-секундный (для пешеходов) светофор.
— Аварии здесь происходят не раз в месяц, даже не раз в неделю, — говорит пенсионерка Татьяна Юрьевна. — Чтобы себя обезопасить, доезжаю до следующей автобусной остановки, перехожу дорогу там и проезжаю одну остановку в обратную сторону. Одна перейти на таком страшном переходе никогда не смогу, а проезд все равно бесплатный.
Еще хуже ситуация обстоит в противоположном от Бутова районе — Алтуфьевском, на пересечении Алтуфьевского шоссе и улицы Пришвина, около торгового центра «Маркос Молл». Проблема в том, что светофоров там никогда и не было, хотя на этом участке наблюдается активное движение как машин, так и пешеходов.
— Каждый раз можно писать завещание, когда переходишь здесь дорогу, — грустно усмехается жительница Алтуфьевского района Мария. — Нет светофора для пешеходов, для машин тоже. Зато есть зебра и перекресток с двусторонним движением. «Алтуфьево» — конечная станция метро, но не деревня же!
«Алтуфьевское шоссе — Илимская улица — улица Пришвина: обращений очень много, долго не проектировали, работы планировалось провести в рамках реконструкции Алтуфьевского шоссе. В настоящее время решается вопрос о включении указанного адреса в Адресный перечень проектирования объектов светофорного хозяйства в Москве на 2016 год, — ответили нам в Центре организации дорожного движения.
Будем надеяться, что ответы специалистов как можно скорее воплотятся в дела. И москвичам не придется возвращаться на десяток лет назад, когда на Кудринской площади пешеходы ожидали «зеленого человечка» по 16–18 минут.