В Москве появились конкуренты трудолюбивым мигрантам с лопатой и метлой. Электронные дворники «Пиксель» можно увидеть на Покровке: похожие на большую детскую машинку, оранжевого цвета, среднего роста, практически бесшумные и совсем не дымные, поскольку работают на электричестве.
«Пиксели» могут подметать, пылесосить, поливать уличные тротуары, дворы и парки, при этом рассчитаны на семь вариантов навесного оборудования. Электронные мозги имеют три режима работы: ручное управление, «следуй за мной», то есть за сотрудником ЖКХ, и автономия в пределах программы. Производительность сказочная: за 16 часов (один заряд аккумуляторов) в автономном режиме робот может очистить территорию до 40 тысяч квадратных метров — при норме московского дворника в 500 «квадратов» за восьмичасовой рабочий день. То есть теоретически один «Пиксель» заменяет до 40 гастарбайтеров.
«Но наша сегодняшняя задача не конкуренция между сотрудниками ЖКХ и коммунальной техникой, — говорит гендиректор компании-производителя Алексей Сивидов. — Робот должен занять нишу, где ручная уборка сложна или дорога, а силами существующей механизации ее невозможно реализовать».
Ожидается, что к концу года в столице будут работать 15 таких машин. Но учтем, что Москву должны убирать 50 тысяч дворников, а в наличии лишь 22 тысячи. По словам заместителя мэра Петра Бирюкова, содержать в порядке город пока удается за счет того, что сотрудники ЖКХ (читай: трудовые мигранты) берут на обслуживание по три-четыре участка. Но поток гастарбайтеров мелеет, а стоимость их привлечения растет. И в Госдуме даже обсуждается возможность предоставлять дворникам служебные квартиры, как это было в СССР. А электронному уборщику квартира не нужна — достаточно общего гаража.
Аналогичная история в Санкт-Петербурге, где дефицит дворников составил 4,3 тысячи человек. Да и в других наших городах ситуация не лучше. Так что работы «Пикселям» хватит с лихвой.
Впрочем, не будем зацикливаться на дворниках. Возможно, следующей отраслью, которая перейдет на электронных работников, станет курьерская служба. В Москве, например, сегодня более 60 тысяч курьеров, ежедневно доставляющих свыше 1 млн заказов. И потребность в них все растет. А в США уже появились роботы-курьеры, которые без участия человека передвигаются по городу, ориентируясь по геолокации, объезжая пешеходов и выжидая на перекрестках, пока проедут машины. Отправители, в основном магазины и рестораны, довольны: механические курьеры приезжают точно по расписанию, не требуют выходных, не выходят на перекуры и не страдают похмельем. Гарантируется и сохранность посылки: робот откроется только заказчику, получив код с мобильного телефона.
А на очереди такси без водителей, метропоезда без машинистов (в Европе уже норма), в недалекой перспективе весь грузовой и пассажирский автотранспорт с электронными мозгами вместо наших с вами. И даже это мелочи в сравнении с «засильем» в нашей стране бухгалтеров (третья по распространенности российская профессия). По данным Росстата, только официально трудоустроенных бухгалтеров в России — 2,884 млн человек, а вместе с неформальным сектором — около 3,5 млн. Но уже к 2030 году профессия бухгалтера может исчезнуть, трансформировавшись в одну из функций финансового направления: контроллинг и аналитика, аудит, налоговое управление, ценообразование и т. д. и т. п. При этом львиную долю черновой работы возьмут на себя нейросети, уже способные работать с данными — заносить в учетные системы, проверять корректность реквизитов, оформлять типовые документы, самостоятельно определять, какая информация нужна для учетных записей.
Подсчитано, что передача таких функций от людей нейросетям в разы снижает потребность в рабочей силе и затраты компаний. И заметьте: здесь не нужно придумывать новые технологии — достаточно запустить в отрасль электронных помощников.
Конечно, любой уважающий себя и дорожащий своим местом главбух заявит, что машине можно доверить лишь вспомогательные операции, с обязательным контролем грамотного и надежного специалиста. Но рано или поздно искусственный интеллект перетянет на себя и его работу, может быть, оставив «надежному специалисту» лишь хитроумные способы оптимизации налогов...
А между тем нейросети уже начинают вторгаться в такую изначально творческую профессию, как архитектура. Совсем недавно в одном из лучших российских архитектурных бюро случился конфуз. Был получен заказ: спроектировать большой современный экологичный, безопасный, надежный, эргономичный двухэтажный дом из дерева и камня с просторной террасой, бассейном на заднем дворе и панорамными окнами, расположенный среди леса. Для начала заказчику требовался от бюро лишь эскизный проект, без внутренних интерьеров, который и был предъявлен через месяц. Каково же было удивление главного исполнителя, когда будущий хозяин особняка показал ему альтернативный, очень впечатляющий проект, пояснив, что получил его от конкурентов всего через неделю и за смешную цену — 9 тысяч рублей.
Далее выяснилось, что это был розыгрыш: фирма-конкурент использовала популярную нейросеть Midjourney, которая проанализировала полсотни аналогичных проектов, уже реализованных в разных странах, и в рекордно короткие сроки выдала целый набор красивых визуализаций домов с заданными параметрами в различных архитектурных стилях и локациях.
Скажете, солидные архитекторы с именем так не поступают? Но вот в Баку нынче построен монументальный Центр Гейдара Алиева, спроектированный легендарной Захой Хадид и прославившийся на весь мир тем, что является одним из первых произведений архитектуры, созданных с применением искусственного интеллекта. А главный специалист и составитель дизайнерских учебных программ в Институте Nvidia Deep Learning Майк Мендельсон уже заявляет: «Компьютеры не очень хорошо справляются с прямыми творческими задачами — это все еще прерогатива людей. Но благодаря автоматизации мы можем сэкономить время, выполняя повторяющиеся задачи и учитывая различные нормативы, тем самым увеличить творческий потенциал архитекторов, дизайнеров и художников».
Американский социолог Рэндалл Коллинз убежден, что грядет волна технологического замещения: в ближайшем будущем умные роботы будут активно заменять специалистов в самых различных сферах. Искусственный интеллект в сочетании с роботизацией и продвинутыми онлайн-технологиями начинает справляться со многими задачами, которые раньше могли выполнять только высококвалифицированные люди. А первый результат — это быстрое наполнение интернета заманчивыми предложениями для самых различных сфер человеческой деятельности:
IT-специалистам любого профиля предлагается почти все задачи значительно оптимизировать с помощью нейросетей;
предпринимателям, стартаперам и управленцам искусственный интеллект может значительно ускорить процессы в проекте, заменить специалистов и сократить расходы;
программистам нейросети помогут в написании ТЗ и другой документации, сгенерируют код и создадут подходящий дизайн, который вы сможете использовать в проекте;
всем, кто работает с текстами: поиск данных, рерайт, написание текста с нуля по запросу — лишь малая часть возможностей ИИ;
студентам ИИ поможет в решении курсовых и проектных работ, написании диплома и многих других задачах...
И попробуйте сказать, что это неправда, если американская компания Exscientia всего за год разработала с помощью ИИ первое лекарство — препарат DSP-1181 для лечения пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Обычно на разработку таких лекарств у исследователей уходит около пяти лет. А наша компания НМФ ФДЛАБ в Сколково уже зарегистрировала технологию в стоматологической рентгенологии, работающую с помощью нейросетей и машинного зрения и кардинально меняющую процесс зубного протезирования. Без искусственного интеллекта такое было бы вообще невозможно.
P.S. А ведь это лишь начало, особенно у нас, в России, где соцопросы показывают: до 40% россиян считают, что цифровизация отрицательно сказывается на жизни людей, причем 11% уверены в негативном влиянии. Больше других такого мнения придерживаются жители небольших городов с населением до полумиллиона человек (42%), а также люди с незаконченным высшим образованием (48%).
Среди негативных последствий цифровизации россияне называют утрату личных границ (37%), безработицу, вызванную роботизацией (19%), снижение уровня образования (18%), сокращение живого общения (13%) и снижение уровня культуры (11%).
А ведь сейчас, по мнению многих экспертов, лучшее время для инвестиций в российское ПО на базе искусственного интеллекта. Во-первых, в стране остались эксперты, воспитанные на опыте взаимодействия с глобальными лидерами отрасли, понимающие их продукты и методологии ведения бизнеса в сфере ИИ. Во-вторых, индустрия ИИ в России — на пороге перемен, когда нет проторенных дорожек, закостенелых способов решения задач. Сегмент искусственного интеллекта сегодня — поле для творчества. Наконец, именно сейчас разработчики, оставшиеся в стране, на 100% вкладываются в развитие софта, платформенных решений, а не в настройку чужих решений по мануалам.
Но недавно в Naked Science подсчитали, что в России всего лишь более 2 тысяч организаций серьезно вовлечены в проекты с ИИ, и отечественный рынок интеллектуальных технологий должен вырасти лишь до 14 млрд рублей к 2024 году. Причина известна: бюрократическая толкотня вокруг принятия нормативных актов о налоговых и прочих льготах для самой перспективной отрасли экономики.
Тем временем мировой рынок услуг программного обеспечения (ПО) и оборудования в сфере ИИ в 2021 году превысил 300 млрд долларов, а в 2024-м, по прогнозам, достигнет половины триллиона. Эксперты полагают, что в ближайшее десятилетие ИИ обеспечит дополнительный ежегодный прирост мирового ВВП на 1-2%. И есть серьезные опасения, что наша ИИ-лошадь придет последней...