Информационный шум и всплеск возмущения, вызванные скандальной свадьбой дочери краснодарского судьи, почти затихли. А вот с послевкусием было бы полезно разобраться...
Причин быстрого истощения щекотливой темы несколько. В скандале оказалось замешанным судейско-депутатско-чиновничье и бизнес-сословие, иными словами - власть. Ей скандал не нужен. Сработала бюрократическая солидарность. Журналистам намекнули: в условиях негативного социально-экономического фона и роста бедности негоже расчёсывать болячки. К тому же в скандале отметились несколько «священных коров» нашей попсы, которых у нас как-то не принято критиковать.
Шумим, братцы, шумим…
В сущности, можно даже поудивляться уровню возникшего шума. А собственно, что нового мы увидели или услышали? Разве для кого секрет, что в России после сомнительной приватизации и последующего многократного бандитско-чиновничье-судейско-силового передела собственности возникло обширное паразитирующее сословие? В классическом понимании сути капитализма это новое сословие не умеет заниматься ни производством, ни финансами, ни торговлей. Новые русские счастливцевы умеют прихватывать, приворовывать, делить, откатывать, создавать схемы отмывания и вывода денег. А поскольку такого рода «бизнес» требует не столько большого ума, сколько большой ловкости, не столько знаний, сколько связей в верхах, то у этого сословия сформировалась особого рода мораль, исходящая из понимания, что всё позволено. Стоит ли удивляться, что опрокидывающиеся на наши головы скандалы в банковской сфере, с переделом земельной собственности, со свалками, рейдерством, с воровством военного имущества (воруют даже на космодромах и в ракетостроении) и даже со склоками среди крупнейших госкорпораций - стали чуть ли не главной приметой нашей жизни.
Безумное расточительство и демонстративное потребление - лишь внешние проявления нового образа жизни. Одни строят замки во французском стиле, другие скупают антиквариат или собственность в престижных кварталах Европы, третьи просто уезжают из страны. Ну а те, кто «попроще», пускаются в развлекуху, загул, в откровенное мотовство. Словно бы завтра конец света или последний суд. Ну как в известной песне «Гуляй Гаврила!»: «А ежели останешься живой, гуляй, Гаврила, от рубля и выше…»
Страшно, аж жуть…
Попустительство властей, безнаказанность и даже вызывающая красочность такого образа жизни части нашей элиты привели к тому, что население стало воспринимать всю эту вакханалию (да ещё в сопровождении известных артистов) чуть ли не как норму жизни. А что… вон Евгению Васильеву из Минобороны помотали-помотали по судам да и отпустили, и даже имущество вернули. Говорят, она теперь живописью занялась. Ну как тут не вдохновиться…
Крайне разлагающе все эти весёлые истории влияют на чиновничество, на работников силовых структур и даже на депутатский корпус. Им тоже хочется пожить красиво. Вот и придумывают всё новые и новые источники обогащения. А порой возвращают и старые. Вот буквально на днях инспекторам ГИБДД вернули право останавливать автомобилистов там, где им заблагорассудится. Исчезнувшие было «гаишники за кустом» теперь, будьте любезны, появятся снова. Активно подкармливают себя и народные избранники: недавно депутаты Заксобрания Красноярского края подняли свою зарплату сразу вдвое (до 200 тыс. руб.). Правда, после шума в СМИ добровольно передумали.
Крёстные отцы
Всё это было бы не так опасно, если бы сложившиеся внутри российской элиты практики обогащения и транжирства не дискредитировали и не расшатывали саму систему власти. Истории со скандальными празднествами - это ведь не просто иллюстрации жизни и быта нашей региональной элиты. Они высвечивают крайне рискованную (в том числе и для центральной власти) практику - формирование в регионах господствующих кланов, напоминающих некогда существовавшие в Италии мафиозные структуры. Речь идёт о сращивании разного рода коррумпированных элит - прокурорской, судебной, силовой, «авторитетных предпринимателей», депутатского корпуса, губернаторского окружения, а нередко и прямых представителей криминала. В ряде регионов эти кланы даже пытаются подменить собой официальные правящие структуры. А губернаторы, делегированные из Москвы, чтобы произвести «зачистку», часто не могут справиться со сложившейся практикой. Опасность состоит и в том, что подобные кланы способны обеспечить себе не только текущую власть, но и посредством накопленных финансовых и административных ресурсов её воспроизводство на выборах.
* * *
Одна из примет нашего времени в том, что население перестаёт воспринимать элиту как часть народа. Народ сам по себе, а элита сама по себе. То же самое, судя по всему, ощущает и элита. Она всё больше уподобляется известному персонажу русской истории графу Бенкендорфу - шефу жандармов при Николае I, прославившемуся своим высказыванием: «Прошлое России было удивительным, её настоящее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». Элита упивается настоящим, а народу щедро обещает будущее.
Улица шумит о росте цен, о новых поборах в системе ЖКХ, о задержках зарплаты, о дороговизне лекарств, о скудеющих от инфляции пенсиях. За последние пять лет бедность в России подскочила почти на 30%. Об «улучшении жизни», согласно последним соцопросам, говорит лишь 4% населения. Элита этого не замечает. Демонстрируя «самое смелое воображение», она продолжает вещать на своих экономических форумах (на последнем Петербургском в том числе) о неминуемом процветании. Даты, впрочем, из года в год переносятся. К счастью, улица пока не кричит и не стучит касками. И даже по-детски радуется, когда социологи спрашивают её, счастлива ли она. «Да, счастлива, - отвечает, - очень счастлива. Живём, как у Христа за пазухой».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции