70 лет назад в столице заложили камни под будущее строительство знаменитых многоэтажек, одну из которых так и не возвели. Корреспондент "КП" прогулялся по сталинским высоткам в Москве
Среди культовых зданий сталинские высотки в Москве занимают особое место. Те самые семь зданий, чьи очертания стали символом столичной архитектуры. Две гостиницы, три жилых дома, МИД и МГУ. Глядя на их монументальность и свежий вид, невольно думаешь, что это современные здания. Хотя строились они после войны по указке Сталина. И должно их было быть не семь, а восемь (в честь 800-летия Москвы). Строительство еще одной высотки в районе Зарядья зарубили после смерти советского лидера. Позже на этом месте появилась гостиница «Россия», которой сейчас тоже уже нет.
СТОЮ НА КРЫШЕ - ГОРОД ПО КОЛЕНО
Мне казалось, что попасть внутрь дома №1/15 на Котельнической набережной у меня не получится. Я представлял себе вооруженную охрану, которая ходит строем вокруг знаменитой высотки. Ведь это именно в ней снимались сцены фильма «Москва слезам не верит». Ведь именно в ней жили актриса Фаина Раневская, поэт Андрей Вознесенский, балерина Галина Уланова, народная артистка Клара Лучко, писатель Константин Паустовский, архитектор Дмитрий Чечулин, который этот дом и спроектировал (а уж он-то где попало жить не стал бы). Фасад 26-этажного здания весь увешан мемориальными табличками и ходить вдоль него можно как по музею.
Толкаю тяжелую деревянную дверь, какие бывают в министерствах, и оказываюсь в прохладном широком фойе. Вместо охраны ко мне вышла пожилая консьержка и поинтересовалась, в какую квартиру мне нужно. Минуты через две она сообщила:
- Современная молодежь - сплошные прохиндеи. Ворье, одним словом. Вот откуда у них деньги на такие квартиры? Раньше их давали заслуженным людям. Например, медикам. Или военным. А вообще я не консьержка... Меня подружка попросила подменить. Она обедать пошла.
Внутри подъезд тоже напоминает музей. Высоченные расписные потолки. Лепнина. Мрамор. Огромные люстры. (Представляю себе лицо хулигана, заглянувшего в такой паноптикум справить нужду).
Прогулявшись по этажу, я вернулся к своей новой знакомой. Рядом с ней сидела настоящая консьержка Валентина Эдер, дочь советского циркового артиста Бориса Эдера. Увы, но общее настроение у нее тоже не самое радостное. Раньше, говорит, атмосфера была лучше. Все здоровались друг с другом. Двери на ключ не закрывали.
- А сейчас только «хватай-лови», - разводит руками женщина. - Три года назад какие-то умники залезли на шпиль дома и перекрасили звезду в украинский флаг. Громкий был случай. Хотя у нас там все закрыто. Попробуй еще пролезь...
Надеюсь, Валентина Борисовна не получит из-за меня выговор от начальства, но на крышу я попал совершенно свободно. Доехал до верхнего этажа и поднялся по лестнице. Чердачная дверь оказалась открытой. А виды совершенно шикарными.
«ИДИТЕ ВЫ... К НАГИЕВУ!»
Дальше я попал в руки местной активистки по имени Юлия. Узнав, что в доме корреспондент, она заметно возбудилась и потащила меня в свою квартиру.
- Я сейчас покажу вам обращение к депутату Государственной Думы, - тараторила женщина. - Я вынесу документы. Справки. Бумаги. Дайте мне адрес своей электронной почты! Немедленно!
- А в чем проблема-то? - беспечно спросил я и хотел уже сфотографировать ее жилище.
- Ни в коем случае! - закричала Юлия. - Не снимайте. И отчество мое не пишите. И адрес. А то со мной что-нибудь сделают... Вы хотите узнать общий смысл? Пожалуйста. Скоро эта высотка перестанет существовать!
Я изобразил испуганное лицо (но, правда, из вежливости).
- Потому что ее погубят, - не унималась активистка. - Та самая компания, которая занимается капитальным ремонтом. Они все делают не так. Вам бы, конечно, попасть на прием к лидеру нашей общественности. Перовской Софье Николаевне. Она очень грамотный и энергичный человек. Хотя ей 92 года...
В подъезде я приглядывался к проходящим людям, мечтая встретить Ефима Шифрина. Артист не единожды рассказывал, что живет в этом доме. В том же корпусе, в котором жила Раневская (между булошной и кинотеатром «Иллюзион»). Как говорила сама артистка, «между хлебом и зрелищем». Но жители мне сказали, что Шифрин куда-то уехал. Наверное, на гастроли. Зато есть Нагиев. На пятом этаже.
Видимо, во мне взыграла вся моя провинциальность. Иначе как объяснить тот факт, что я поперся на пятый этаж и начал трезвонить во все двери? Из них открылась только одна. Женщина с чалмой на голове, повязанной полотенцем, спокойно выслушала мой сбивчивый рассказ и, ничего не ответив, хлопнула дверью.
ЭТО ГЗ, ДЕТКА
А вот с главным корпусом МГУ получилось наоборот. Я думал, что меня там встретят с распростертыми объятиями. Все покажут. Покормят. Проведут в общежитие и выделят койко-место. Но не тут-то было. Охранник даже паспорт мой не взял и сказал, чтобы я шел лесом. В последний раз возле главного здания университета (сокращенно - ГЗ) я был летом. Здесь почти не было людей. Несколько велосипедистов и две-три влюбленных парочки. Сейчас, в сентябре, возле МГУ не протолкнуться. Все скамейки заняты студентами. Большинство из них живут здесь же - в общагах универа. Говорят, что жилые комнаты, в основном, сохранили советский антураж. Люстры, шкафы, кровати... При этом в одну комнату заселяют по два-три студента, что есть хорошо. Несколько лет назад жильцов на один угол было больше.
Стены ГЗ не один раз использовались в качестве экрана для лазерных шоу. До 1990 года здание являлось самым высоким в Европе.
- Те, кто здесь учился, никогда этого не забудет, - уверена преподаватель геологического факультета Наталья Фадеева (я случайно познакомился с ней возле главного входа). - Мы здесь работаем всю жизнь - и то нас переполняет гордость.
- Может, расскажете какой-нибудь интересный факт, - клянчил я. - Здесь наверняка учились какие-нибудь известные люди. Кто угодно... Например, Басков...
- Басков учился с моей дочерью, - серьезно ответила Наталья. - И это было не здесь.
- Ну а кто тогда?
- Например, Елена Козелькова. Заслуженная артистка РСФСР. Закончила наш факультет. Многие стали учеными. Видными специалистами. У нас ведь классическая школа. Выпускники очень сильные.
В главном секторе здания, на чьем фоне обычно фотографируются туристы, размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, а также ректорат (целых два этажа), библиотека, актовый зал и Дворец культуры. В боковых пристройках - квартиры преподавателей и комнаты студентов и аспирантов. Высотка является объектом культурного наследия.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
- Все экскурсоводы называют столичные высотки «сестрами» - вероятно, из-за того, что они очень похожи друг на друга
- Восемь высотных зданий хотели построить для того, чтобы они окружили и дополнили гигантское здание Дворца Советов, которое так и не достроили (сейчас на месте этого недостроя Храм Христа Спасителя)
- Все высотки внешне напоминают «свадебный пирог» - от этого визуально кажется, что здание выше
- В известном фильме Михаила Калатозова «Верные друзья» в начале показывают кадры строительства гостиницы «Украина»
- С Воробьевых гор можно увидеть сразу все семь высоток, которые есть в Москве
КСТАТИ
Цена 1-комнатной квартиры в высотке на Котельнеческой набережной начинается от 15 миллионов рублей. «Трешка» стоит около 80 миллионов рублей. Снять же однокомнатную квартиру в этом доме можно от 50-ти тысяч (в зависимости от обстановки), трехкомнатную - от 130 тысяч. Всего в высотке на Котельнеческой 700 квартир.
СТРОИТЬ БЫЛО СЛОЖНО
- Все семь высоток (а поначалу восемь) строились с применением новейших технологий, - рассказала «КП» столичный экскурсовод Медея Странадко. - Впервые, например, использовали иглофильтрацию и вибронабивку. Здание на «Красных воротах» строили на сложнейшем рельефе. Нужно было одновременно и вверх строить, и копать экскаваторные тоннели. При этом в грунте обнаружился ручей, который стал заливать фундамент. Тогда в первый раз применили заморозку. Это сейчас таким методом никого не удивишь. А тогда это было новшество. Все высотки были заложены в один день - 7 сентября 1947 года в 13.00. Именно заложены. Строительство началось позже. При возведении зданий применялся самый высококачественный материал. В Зарядье, например, пытались потом выдолбить фундамент восьмой высотки и не смогли.