В основе сюжета лежит реальная история о том, как группа молодых грузин — среди них оказались два врача, актер, будущие архитекторы, всего семь человек — попыталась в 1983 году захватить самолет, чтобы улететь на Запад. Участниками трагедии в той или иной мере стали также родные и друзья главных героев, экипаж и пассажиры самолета, гости шумной свадьбы, которую накануне захвата самолета широко гуляют самые юные из беглецов
В итоге полуторачасовой фильм оказался под завязку набит самыми разными персонажами, чьи лица зачастую нельзя не только запомнить, но даже толком разглядеть. Самое печальное, что это касается и главных героев фильма — тех самых угонщиков. Чисто визуально их еще можно различить благодаря бородам разной формы и окраса, но понять мотивы их действий не представляется возможным. За что они, дети высокопоставленных родителей, у которых было все, включая импортные шмотки, пластинки «Битлз» и сигареты «Мальборо», ненавидят советский строй, какая нелегкая гонит их на Запад, что они там потеряли, что хотят обрести? Нет ответа.
В начале картины герои купаются в море, пограничник миролюбиво говорит им: заканчивайте, после 11 вечера купаться не положено.
Перестраховка, конечно, из Батуми до Турции все равно вплавь не добраться, но для режиссера этот эпизод станет лейтмотивом фильма, а для героев — едва ли не главным поводом для бегства. Вооружившись пистолетами и гранатами, непонятно где приобретенными в таком количестве, они с помощью знакомой работницы аэропорта, гулявшей накануне на свадьбе, проносят оружие на борт самолета, затем пытаются захватить лайнер, еще в воздухе довольно безжалостно расстреливая часть экипажа и пассажиров.
В реальности захватчики убили пять человек, еще десять ранили. Держали в аэропорту самолет с истекающими кровью пассажирами и летчиками 14 часов, требуя вылета за границу.
Неоднозначные, мягко говоря, герои по жизни, которым был посвящен грузинский документальный фильм с исчерпывающим названием «Бандиты», они в фильме Резо Гигинеишвили как-то незаметно, исподволь стали «заложниками». Читай: заложниками советского строя, который, дескать, ограничивал их свободу, не давал возможности свободно выезжать за границу, отчего и произошла трагедия.
С различными свободами в СССР и впрямь было туго, не поспоришь. Но угон самолета и убийство невиновных людей не может быть оправданием «порыва к свободе».
Подобные деяния при любом строе квалифицируются как терроризм. Не говоря о том, что к 1983 году режим в СССР был уже довольно мягким, вегетарианским.
Прототипы главных героев фильма, будучи представителями «золотой молодежи», частенько выезжали за границу и могли при желании попросить там пристанища. Но предпочли мирному бегству кровавую драму с захватом самолета. Для чего? Чтобы в случае успеха кровавой акции получить статус «борцов с режимом», «узников совести»? В реальной жизни главари угонщиков были приговорены к высшей мере наказания. По фильму тоже выходит так. Но финальный титр «Заложников» печально гласит: родные главных героев до сих пор не знают, где захоронены их дети. То есть нам предлагают пожалеть не заложников самолета, показанных в фильме вскользь, не погибших пилотов, до конца выполнявших свой долг и, кстати, удостоенных звания Героев Советского Союза, о чем в фильме нет ни слова, а… самих террористов и их действительно несчастных родителей. Вот такой получился странный акцент, с которым лично мне соглашаться не хочется.
КОНЕЦ ИСТОРИИ
А в жизни было так: террористы убили бортинженера Анзора Чедию, проверяющего Завена Шарбатяна, бортпроводницу Валентину Крутикову и пассажиров Абовяна и Соломония, еще десять человек — экипаж и пассажиры — были ранены.
Участвовавший в захвате рейса № 6833 18 ноября 1983 года Давид Микаберидзе застрелился во время штурма воздушного судна спецназом, Гия Табидзе был убит еще раньше, Иосиф Церетели умер в тюрьме до суда; Каха и Паата Ивериели и Гега Кобахидзе Верховным судом Грузинской ССР были приговорены к высшей мере наказания.
Вместе с ними был расстрелян священник Теймураз Чихладзе, не принимавший участия в захвате самолета, но бывший идейным вдохновителем банды.
Тинатин Петвиашвили приговорили к 14 годам лишения свободы, но она была амнистирована в 1991 году, почти сразу после объявления Грузией независимости.