Баскетболист Никита Курбанов начинал свою карьеру в московском ЦСКА, но после многочисленных попыток закрепиться в основе был вынужден искать игровое счастье на стороне. Возмужав в составах соперников армейцев, на пороге 30-летия форвард вернулся в стан ЦСКА и даже стал регулярно выходить в основе. О том, как он шел к мечте, а также о текущих делах команды Никита Курбанов рассказал в интервью «Большому спорту».
О карьере
Из ЦСКА я уходил много раз – в основном в аренды. И всегда возвращался. В первый раз ушел в 2005 году в ростовский «Локомотив». Там играли многие мои приятели по молодежке, а тренером был Ацо Петрович. Меня, правда, быстро вернули в ЦСКА, и в тот сезон мы стали победителями Евролиги.
Когда армейцы взяли второй титул, я был в Казани, куда отправился в поисках игрового времени. Очень хотелось играть, реализовывать свой юношеский максимализм. Меня позвал все тот же Ацо Петрович. Сезоном позже уже выступал в очередной аренде в Питере, в местном «Спартаке». Его тогда тренировал Евгений Пашутин, который в конце сезона 2008/2009 перешел как раз в ЦСКА и забрал меня с собой. На этот раз остался в команде на три сезона, но как только клуб вновь пригласил Мессину, сразу же вернулся в Питер, уже на полноценный контракт.
Понимал, что я не тот спортсмен, который нужен Мессине, и ушел сам, смысла оставаться не видел. «Спартак» предложил длительное соглашение, с удовольствием его подписал. К сожалению, отыграл всего год – клуб прекратил свое существование. Мне еще очень повезло, что в УНИКСе появилась вакансия, кто-то получил травму прямо перед стартом сезона. Агент успел подсуетиться, иначе рисковал бы пропустить минимум полгода.
В Казани я играл много, по 20–25 минут, мне доверяли. Выходил на паркет бок о бок с Гудлоком, экс-игроком Lakers, тем же Зизисом, с такими партнерами и удалось выстрелить. Очень благодарен Андреа Тринкьери, который перезапустил мою карьеру. Жаль только, что не удалось выиграть Еврокубок – уступили в финале.
О возвращении
Из Казани перешел в «Локомотив», так как команду покинул Тринкьери, а в Краснодаре предложили хорошие условия. Звал лично Базаревич, что было приятно. Сергей Быков очень хорошо отзывался и о тренере, и о команде, и о городе, поэтому не сомневался в переходе. Год получился интересным, хоть и без больших побед. Вновь много играл, вновь набирался опыта у звездных партнеров – Брауна, Делейни, Рэндольфа. Выступал неплохо и, получается, заслужил новое приглашение в ЦСКА. Конечно, мог и остаться в Краснодаре, Андрей Ведищев, президент команды, не хотел, чтобы я уходил.
Многие говорили – зачем тебе ЦСКА, будешь сидеть на скамейке. Признаться, мне было страшно – вдруг не получится? А что дальше? Ведь два раза уже пытался закрепиться в составе, и ничем хорошим это не заканчивалось. Чувствовал себя, как витязь на распутье: направо пойдешь – коня приобретешь, но игровое время потеряешь… Однако решил рискнуть. ЦСКА – это топ-уровень для меня. Показалось логичным сделать следующий шаг в своем развитии.
О деньгахМногие сказали, что я пришел в ЦСКА за деньгами. Да, с каждым переходом я выигрывал в зарплате, но совсем немного, да и финансы никогда не были причиной переезда. Просто двигался по лестнице вверх, поступательно. Разговоры о том, что я погнался за деньгами, меня только мотивируют. Очень хотелось доказать недоброжелателям, что они не правы, что я способен выступать на высоком уровне и приносить пользу ЦСКА.
Об NBA
Отдаю себе отчет в том, что ЦСКА для меня – это самый верх баскетбольной иерархии. Я не игрок NBA – нужно быть Шведом, Карасевым, Кириленко, Мозговым, чтобы стать востребованным там. Таких баскетболистов, как я, в Америке пруд пруди, только если ты уникальный спортсмен, тобой заинтересуются за океаном.
Матчи NBA стараюсь смотреть как сторонний наблюдатель, для развлечения. Если выдается минутка, обязательно включаю телевизор. Пытаюсь абстрагироваться, никак не комментировать происходящее, ошибки игроков. Последний матч, который смотрел? Плей-офф с участием Golden State. Warriors – очень необычная команда с необычным стилем. Многим не нравится их быстрая игра с большим количеством бросков, тот же Баркли постоянно их ругает. Но ведь баскетбол не стоит на месте, и нельзя спорить с тем, что стиль «воинов» приносит им результат. Глупо не использовать свои преимущества.
Об Итудисе
Когда два года назад приходил в команду, то немного знал об Итудисе. Был в курсе, что титулов и регалий у него немало, ведь он был помощником Обрадовича. Затем работал в Banvit, с которым довелось пересечься в Еврокубке в казанские времена. Ну и первый год тренерства в ЦСКА видел, конечно. В целом мне было достаточно того, что Димитрис пригласил меня на беседу и сказал, что на меня рассчитывает, пояснив, на какой позиции видит. Мне нравится работать с Итудисом. Димитрис очень много разговаривает во время матчей, постоянно разъясняет моменты, комментирует происходящее на площадке. Разбирает ошибки по горячим следам, чтобы выходящие на замену их не повторяли. Впрочем, может и похвалить, отметить удачное действие. Если что-то идет не так, то во время тайм-аутов не орет, а старается привести нас в чувство, сделать легкую встряску. У Итудиса вообще хорошая команда, много помощников, которые помогают ему работать с нами во внеигровое время. Главная роль Димитриса – руководить игрой на площадке во время матчей, и он с ней прекрасно справляется.
О роли в команде
Меня устраивает моя роль в команде. Ацо Петрович еще говорил, что нападение – талант, а оборона – желание. Отдаю себе отчет, что моя работа на площадке не очень заметна, ведь основные мои функции – защитные. Даже Андрей Кириленко просил меня чаще показывать результативную игру. Сделал он это перед матчем с «Црвеной Звездой», и тогда у меня это получилось. Значит, могу, если понадобится. Хотя в такой команде, как ЦСКА, тяжело быть постоянно на виду. Мне кажется, фанаты баскетбола понимают, кто приносит клубу пользу, отмечают черновую работу. Возьмите хотя бы Виктора Хряпу – как он действует без мяча! Я многому от него научился. Хотя стараюсь учиться и атакующим приемам, подсматриваю финты у де Коло и Теодосича.
О текущем сезоне
Нынешний сезон провели ровно, лишь на стыке 2016 и 2017 годов проиграли три матча подряд. Но это не было каким-то провалом, просто совпадение. Причины поражений были разные. В игре с Fenerbahçe уступили по глупости, с Žalgiris и «Црвеной» сказалась недоконцентрация. Такое бывает, когда подсознательно понимаешь, что соперник слабее, тогда, даже если проигрываешь, не покидает уверенность, что стоит чуть-чуть прибавить – и победа будет в кармане. Но порой включиться не успеваешь, потому что соперник ловит кураж. В целом новый формат Евролиги мне понравился. Он справедливый. Интересный, но сложный – очень много матчей и выездов. Хорошо, что мы летаем чартером и сразу после гостевых встреч возвращаемся домой.
О судьях
Судейство в Евролиге начало немного напрягать. Раньше арбитры были куда незаметнее, теперь же порой кажется, что именно они главные на площадке. Это связано с тем, что руководство Евролиги их чрезмерно оберегает. Если судья ошибается и ты этим возмущаешься, то незамедлительно получаешь неспортивный фол. А через неделю вновь видишь этого судью на матче – за ошибки их никак не наказывают.
О болельщиках
Готов, что в Стамбуле будут неистово болеть против нас, – в прошлом году в Германии вся арена тоже была в турецких флагах. В Москве нет такой поддержки, как в Турции или Сербии, мы уже привыкли к этому. У нас нет такой культуры боления. Как говорит Андрей Владимирович Ватутин, это общая для страны проблема.
О “Финале четырех”
С кем играть в «Финале четырех», мне не так и важно – Fenerbahçe, Real или Olympiacos. Со всеми будет тяжело, со всеми у нас тяжелые принципиальные сражения. Непросто было и в четвертьфинале – с басками мы всегда сражаемся очко в очко, и в этот раз, несмотря на 3:0, все три победы были «на тоненького». Давно не побеждали в Витории, хорошо, что это удалось. Финал пройдет в Стамбуле, не самом безопасном городе. О себе не беспокоюсь, но переживаю за семью. Не знаю, поедут они меня поддерживать или нет. Трибуны в Турции – не самое лучшее место для женщины и маленького ребенка.
О сборной
В прошлом году не приехал в сборную по уважительным причинам – восстанавливался после перелома носа и поддерживал жену, которая собиралась рожать. Сразу сказал Базаревичу – извините, Сергей Валерьянович, никак не могу, с удовольствием приеду в последующих годах. Как и обещал, в этом сезоне готов помочь команде. В сентябре будем играть чемпионат Европы в Стамбуле, настраиваемся на успешное выступление. Андрей Геннадьевич говорит, что мы способны выступить хорошо, и я с ним согласен.
Правда, насколько хорошо – пока непонятно, очень много «если». Но тренер и игроки у нас отличные. В целом ситуация в российском баскетболе начинает выравниваться, Кириленко многое делает для этого, старается создать комфортные условия для сборной. Хороший президент – хорошая сборная.
О соперниках
Тяжелее всего было защищаться против Кита Лэнгфорда из УНИКСа. Он техничен, быстр, с большим арсеналом финтов. Вокруг него строится все нападение. Порой не знаешь, с какой стороны его накрывать, Кит может и в проход ринуться, и бросить, и пас хороший отдать. Может забросить невероятные мячи. Еще отмечу Василиса Спанулиса, он тоже постоянно создает сложности.
О семье
После рождения сына в прошлом году ритм жизни, конечно, поменялся. Стал понимать, что мое время принадлежит только ему. Люблю, когда Кирилл с мамой приходят на матчи. Он, конечно, просто лежит в коляске и спит, но меня все равно окрыляет его присутствие. Жаль только, что мы с женой перестали ходить в кино – теперь совсем нет на это времени.