Правительство предлагает зафиксировать досанкционный валютный курс для уплаты импортных таможенных пошлин, обнулить их в отношении критического импорта, а также увеличить лимит беспошлинного ввоза интернет-покупок граждан в пять раз и приостановить антидемпинговые пошлины. Такие меры содержатся в рабочей версии антикризисного плана кабмина (есть у "Известий", подлинность документа подтвердил федеральный чиновник), их планируется реализовать до конца марта. Либерализация таможенной политики в условиях санкций может обойтись бюджету в сумму около 240 млрд рублей, следует из плана и расчётов аналитиков. Также кабмин готов предоставить регионам дополнительные бюджетные кредиты в объёме 255 млрд рублей.
Правительство разработало обширный комплекс инициатив по смягчению таможенной политики - они перечислены в плане поддержки экономики в условиях санкций.
В частности, кабмин намерен зафиксировать валютный курс в целях уплаты таможенных пошлин при импорте. О каком именно курсе идёт речь, в документе не уточняется. Ранее "Опора России" предлагала зафиксировать досанкционный курс на 18 февраля (75,8 руб./$), сообщил "Известиям" президент деловой организации Александр Калинин. В связи с этим актуален и пересмотр ввозного НДС, добавил он. Указанная мера может обойтись бюджету не менее чем в 150-200 млрд рублей в 2022 году, оценили в правительстве.
Кроме того, на шесть месяцев предлагается обнулить ввозные пошлины на товары критического российского импорта. Пока перечень такой продукции официально не утверждён Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Но ранее СМИ сообщали, что в него войдут отдельные виды овощей и зерновых культур, добавок для производства готовой продукции и детского питания, товаров для производства фармацевтической продукции, а также некоторые виды тканей и нитей, металлической продукции, сырья для производства строительных материалов (мел, глина, добавки для цемента) и запчастей для воздушного транспорта (двигатели, радиолокационная аппаратура). Собеседник "Известий" в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил актуальность указанного списка, добавив, что он ещё не финальный.
Согласно документу, обнуление пошлин на критический импорт будет стоить бюджету $45-65 млн ежемесячно. Исходя из валютного курса ЦБ на 19 марта (почти 104 рубля за доллар) полгода применения этой меры обойдётся в среднем в 34,4 млрд рублей.
Также на полгода предлагается приостановить действие антидемпинговых пошлин на отдельные импортные товары. Такие пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранцев - они взимаются независимо от ввозных таможенных пошлин. Согласно расчётам кабмина, реализация этой инициативы обойдётся в 5,3 млрд рублей. Помимо этого лимит беспошлинного ввоза товаров в рамках электронной торговли для физлиц предлагается временно увеличить в пять раз - с €200 до €1000 на период до 1 октября 2022 года. В плане пока не уточняются соответствующие выпадающие доходы бюджета. По оценкам ЦСР, они могут составить около 1,5 млрд рублей.
- В 2021 году с уплатой таможенных пошлин, то есть с превышением беспошлинного порога, было оформлено всего 0,55% от общего количества посылок из-за рубежа, - отметил старший эксперт направления "Экономика несырьевого сектора" ЦСР Илья Стрелков.
В то же время аналитик предположил: из-за снижения курса рубля и соответственно удорожания импорта спрос населения на иностранные товары, особенно на дорогие покупки, может сократиться.
В Федеральной таможенной службе (ФТС) "Известиям" сообщили, что за январь-февраль 2022 года сумма таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых через российский участок таможенной границы ЕАЭС в рамках интернет-торговли, составила более 574 млн рублей. По вопросам фиксации валютного курса и выпадающих доходов от либерализации таможенной политики в ФТС порекомендовали обращаться в Минфин. В министерстве от пояснений отказались. "Известия" также направили запрос в ЕЭК.
Таким образом, по предварительным оценкам, временное смягчение таможенной политики в 2022 году может обойтись в сумму порядка 240 млрд рублей - это менее 1% от планируемых доходов федерального бюджета (25 трлн).
НЕ ВО ВРЕД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
По итогам 2021 года объём доходов бюджета от таможенных платежей составил 7,16 трлн рублей, в том числе 4,3 трлн при импорте товаров, напомнил директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. При этом на данном этапе не вполне корректно оценивать выпадающие доходы бюджета, опираясь на статистику предыдущих лет, поскольку условия торговли значительно изменились, подчеркнул он.
- Те торговые операции, которые были бы невозможны в текущей ситуации (и не принесли бы таможенных платежей вовсе), возможно, частично состоятся в случае либерализации мер регулирования импорта и, соответственно, станут объектом таможенного обложения, - пояснил эксперт.
Кроме того, в импорте будет возрастать роль поставок из развивающихся стран, которые и так в определённой мере пользуются тарифными преференциями, - в торговле с ними бюджетный эффект будет менее выраженным, считает Александр Данильцев.
При либерализации таможенно-тарифной политики важно не нанести ущерба аналогичным отечественным производствам, особенно если они имеют возможность нарастить объём выпуска соответствующей продукции, рассуждает эксперт.
- Понятно, что нужно ослабление барьера в отношении товаров социального значения, комплектующих, уникального оборудовании и т.п. Однако нельзя потерять и условия для развития своих производств, - призвал он.
Стоит отметить, что помимо таможенных мер план предусматривает и новую меру поддержки регионов.
"Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации (суров-нем бюджетной обеспеченности на 2022 год менее 1,5) дополнительных бюджетных кредитов на погашение задолженности по государственным ценным бумагам и по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций", - говорится в документе.
На это из федерального бюджета в 2022 году планируется выделить почти 255 млрд рублей в виде бюджетных кредитов. Исходя из данных Минфина по бюджетной обеспеченности регионов в 2021-м на поддержку сможет рассчитывать абсолютное большинство субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской, Ленинградской областей, ХМАО и ЯНАО.