На фоне множества нарушений прав человека в современной России проблема гендерного равенства отходит на второй план. О ней не вспоминают даже 8 Марта, отделываясь от женщин букетиками. Между тем, несмотря на иллюзорное равноправие, женщина остается «объектом» в мужских играх. Хотя и работают женщины наравне с мужчинами, и в одиночку растят детей, — в сознании большинства россиян им до сих пор навязаны патриархальные роли.
Согласно этому ментальному «домострою», на бездетных женщин старше 30–35 лет принято смотреть с жалостью. У многих просто не укладывается в голове, что отказ от брака и детей — до определенного времени или вообще — может быть сознательным. А если эта женщина еще и наслаждается жизнью, заводя новые романы, то приговор ей один: распутница (в народе выражаются крепче). Такое отношение можно было бы списать на «заботу о демографии», но вот незадача — холостому и бездетному мужчине тех же лет никто с жалостью вслед не смотрит, а его постельные подвиги становятся предметом зависти и одобрения: дескать, такова мужская природа. Это самый наглядный, но лишь один пример разного отношения к людям в зависимости от их пола.
Парадоксально, что именно Россия раньше многих стран мира, еще в начале ХХ века, гарантировала женщинам ряд гражданских прав, а законы в защиту прав женщин, написанные в 1990-х годах, — вообще одни из наиболее либеральных. Но, как это часто у нас бывает, практика с теорией серьезно расходится.
Например, если посмотреть на данные опроса ВЦИОМ, то окажется, что только 58% респондентов считают, что мужчины и женщины в России пользуются равными правами. Если же рассмотреть этот вопрос в гендерном срезе, то в равноправие верят 63% мужчин и 53% женщин. А прямо заявили, что у женщин прав меньше, 33% россиянок.
В рейтинге гендерного равенства, который на протяжении девяти лет составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ), Россия в 2014 году заняла 75-ю строчку из 142. Кстати, еще год назад мы были на 14 строчек выше, и тут важно понимать, что происходит.
Несмотря на наличие в России либеральных законов, власти все чаще публично прибегают к консервативной риторике: «особый путь» идет рука об руку с отказом от западных ценностей и культивированием патриархальных. А место женщины в патриархальном обществе известно. Согласно «Домострою» XVI века, сформировавшемуся под влиянием православной церкви, которое у нас сегодня неуклонно растет, муж должен быть единовластным главою семьи и господином для своей жены. Далее книга учит, когда и как муж может побить жену. Не отсюда ли «сакральное»: «Бьет — значит любит»?
По имеющимся экспертным оценкам, около половины замужних россиянок хотя бы раз подвергались физическому насилию со стороны мужей. Но обращаются за помощью в правоохранительные органы не более 25% потерпевших, а до суда доходит лишь 4% дел, возбуждаемых в связи с домашним насилием.
А есть еще изнасилования, которые не всегда, но часто происходят ввиду устоявшегося мужского представления о том, что «женщина создана для мужчин, поэтому хочу — и беру» и «я тут хозяин». Помните нашумевшее видео, где Жириновский заявил беременной журналистке, что у нее «бешенство матки», а затем предложил своему помощнику «начать ее [журналистку] жестко насиловать»? Через несколько часов после инцидента беременную журналистку госпитализировали. А Жириновский через два дня извинился за то, что «немножко грубо поговорил», особо подчеркнув, что не сразу заметил факт беременности девушки. Как будто не беременной допустимо сказать такое. А самое показательное в этой истории то, что думская комиссия по этике даже не стала лишать Жириновского права выступать на пленарных заседаниях: для «патриархального» общества его выходка оказалась почти нормальной.
Ежегодно от насилия со стороны мужей и сексуальных партнеров в России погибает порядка 10–14 тысяч женщин. Не было бы укоренившегося отношения к женщине как к объекту — не было бы и стольких смертей. Но у нас это отношение только культивируется, в том числе через рекламу и СМИ.
Забавная, казалось бы, реклама одной страховой компании, появившаяся в начале 2014 года, — яркий тому пример. Изображение девушек в национальных костюмах и слоган «Купил японку (немку, американку, кореянку, чешку) — застрахуй ее без церемоний (быстро и без прелюдий, по-джентльменски)» является оскорбительным для женщин. Однако Федеральная антимонопольная служба, в которую поступило несколько жалоб, ничего предосудительного в ней не нашла.
При этом женщины в России более образованны — вузовские дипломы имеют 21,6% мужчин и 29,4% женщин. По количеству профессоров и преподавателей-женщин Россия опережает даже Скандинавские страны. Но если мы посмотрим на гендерный срез структур, принимающих решения в этой области, то и тут увидим неравное представительство. Так, среди членов Российской академии наук всего 2% женщин.
Гендерная диспропорция характерна и для политической «отрасли». В российской Госдуме лишь 13,5% от общего количества депутатов (450 человек) — женщины, а в кабинете министров их вообще всего две. В Администрации Президента дела и того хуже — женщин только 4%. Во фракции КПРФ, чей лидер Зюганов на словах требует равноправия, ссылаясь на советские практики, — одна женщина-депутат. В «Единой России» женщин 19%. Неудивительно, что по политическому критерию гендерного равенства Всемирного экономического форума РФ находится на 125-м месте из 142 стран — по соседству с Ботсваной, Сирией и Азербайджаном.
Основными противниками женщин во власти являются, конечно, российские мужчины. На вопрос «Левады-Центра» о том, как они относятся к участию женщин в политике, положительно ответили 53% мужчин, в то время как такой же ответ дали 82% женщин. 40% мужчин относятся к участию женщин в политике отрицательно, и всего 24% хотели бы увидеть женщину во главе государства — по сравнению с 61% женщин. (Показательно, что в некоторых странах увеличение доли женщин в парламенте рассматривается как антикоррупционная мера — за счет того, что женщины на 4–9% менее склонны к противоправным действиям, реже дают/берут взятки, да и в целом привержены неавторитарному поведению с акцентом на стимул, а не на силу.)
Экономически женщины в России также ущемлены. Согласно недавнему докладу Международной организации труда, зарплаты женщин у нас на 23% ниже, чем у мужчин. А по более пессимистичным данным ВЭФ, средняя зарплата женщин составляет лишь 68% от мужской. Хотя, согласно выводам экспертов МОТ, работая на аналогичных должностях, женщины проявляют себя более эффективными и могли бы претендовать на зарплату на 10% выше, если бы не подвергались немотивированной дискриминации.
Существует множество исследований, подтверждающих, что женщины позитивно влияют на бизнес. Так, по данным международной консалтинговой компании McKinsey, европейские фирмы, в советах директоров которых присутствовали как минимум три женщины, получали более высокие операционные результаты, а стоимость их бумаг на бирже росла. За 2007–2009 годы рентабельность капитала в компаниях, где в руководстве присутствовали женщины, была на 41% выше, чем у компаний, где в команде работали только мужчины.
Россиянки сейчас занимают около половины руководящих постов в малом бизнесе, около 22% — в среднем и совсем незначительно представлены в крупном. В теории, если увеличить представительство женщин, например, в госкомпаниях, то это приведет к увеличению их эффективности и росту прибыли.
Но на практике получается, что и в экономической, и в политической сферах российские женщины постоянно сталкиваются с неравноправием. Бытовой сексизм процветает, подпитываясь в том числе и самими женщинами, которые — одни из немногих в мире — часто воспринимают скабрезный комплимент или шлепок по попе как комплимент. Для большинства россиянок «феминизм» — слово, имеющее негативную окраску. Он воспринимается почему-то как удел лесбиянок, некрасивых или сексуально не удовлетворенных женщин. Впрочем, как простому человеку обойтись без подобных ярлыков, если сам предстоятель РПЦ называет феминизм опасным явлением?
Правда, однако, состоит в том, что феминизм означает самоуважение женщин без унижения мужчин. Он не призывает к отказу от семьи. Он не «против», а «за»: за равные права и возможности без навешивания ролевых ярлыков, если женщина сама того не желает. Еще в 1913 году американская феминистка Ребекка Уэст заявила: «Я не знаю, что такое феминизм, но каждый раз, когда я не хочу, чтобы об меня вытирали ноги, меня называют феминисткой».
Ее слова верны в России и сто лет спустя.