Едешь за рулем, никого не трогаешь — и вдруг, как медведь-шатун, на тебя откуда-то вываливается фигура на электросамокате. И начинает агрессивно жаловаться: мол, травма, самокат повредил, куда ты смотрел, водитель, поедем в травмпункт разбираться. И глаза такие добрые-добрые. Это лишь одна из комбинаций, которые придумали за последнее время мошенники, поставившие себе на службу модные средства индивидуальной мобильности.
И ведь у них тонкий психологический расчет: на пешеходов (мол, куда прешь, не глядя перед собой, ты мне подножку поставил, теперь я пострадавший) самокатчики так не нападают. Потому что тут только начни качать права — немедленно самого сдадут в полицию. А то и накостыляют всем тротуаром: пешеход всегда прав, понимать надо. Так что фокус этот проделывают только с автомобилистами. Только в Москве за последние два месяца известно несколько случаев.
— Подаю назад на парковке, слышу какой-то легкий стук, как будто теннисным мячиком ударили по крылу, — рассказывает москвичка Елена Приклонская, живущая на проспекте Вернадского. — Потом крики, шум; валяется на земле самокат этот, парень такого полууголовного вида скачет на одной ноге. Мол, сломали, повредили, поехали в больницу. Я говорю: «Поехали». Он: «Вот ничего себе, а если я на завод опаздываю, у меня времени нет, вы мне еще неустойку заплатите за моральный ущерб!» Тут я даже засмеялась!
В точно такую же ситуацию собеседница «МК» попадала около двадцати лет назад, только тогда «пострадавший» был пешеходом. И, как и в тот раз, помогло упрямство: никаких денег на месте, все только официально, «поехали в травмпункт». Сидеть в очереди несколько часов самокатчик не захотел и ретировался.
Еще одна симптоматичная схема — владельцы электросамокатов (частных, конечно, не прокатных) ставят свои агрегаты нарочито на проходе, посреди тротуара. Один пешеход, матерясь под нос, обойдет «артефакт», другой... третий и десятый... Но кто-то ведь обязательно возьмет его в руки и переставит. Тут-то его и ждет агрессивное выяснение отношений на тему «зачем вы трогаете чужую вещь, пройдемте в полицию». Ну или хотя бы на хорошее пиво дай, раз такой неравнодушный…
— Вообще, немножко испугался даже с непривычки, пахнуло подворотней из девяностых, — говорит повстречавшийся с такой схемой москвич Константин Жмуров. — Ребята эти — а парень, владелец самоката, был не один, подошли втроем — напоминали сидевших персонажей, которые раньше часто попадались на вокзалах. Неприятные типы, драться с такими никогда не любил. Поэтому в дискуссии вступать не стал, просто развернулся и бодро пробежался до перекрестка.
Как говорит Константин, его подвел психологический стереотип: мол, где гопники, а где «хипстерский» вид городской мобильности? На электросамокате должны ездить интеллигентные парни, а не те, кого привычнее видеть в темной подворотне... Однако же вот! А впрочем, что удивляться: как будто в Латинской Америке «национальным транспортом» уличных воришек не является скутер, который многим до сих пор представляется этаким красивым прогулочным снарядом из фильма «Римские каникулы».
На вопрос, пользуются ли современные воры-барсеточники электросамокатами, ответа нам получить не удалось: может, и не пользуются (и то сказать, мотоворишки в Америке обычно катаются вдвоем: один правит «конем», другой выхватывает сумку). Но факт есть факт: модный вид СИМ, еще несколько лет назад прерогатива прогрессивной молодежи, дошел до «самых отсталых слоев населения». А уж они в два счета придумали, как его эксплуатировать.
И все-таки на автомобилистов нападают чаще: пользуются их комплексом стыда. А комплекс этот — штука вполне понятного происхождения: если много лет рассказывать на всех углах, что автомобилисты на личном транспорте (как и курильщики, например) — абсолютное зло и должны пользоваться «нулевой толерантностью», получим миллионы потенциальных жертв мошенников.
Противоядие, впрочем, тоже известно: моральная, так сказать, устойчивость. Водители, которые сталкивались с этим видом подстав, рассказывают, что тут помогает, как это было и с автоподставщиками, - хороший регистратор и спокойствие. Разбираться «по закону» этим людям обычно неинтересно, они предпочитают более легкие деньги.