ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 26, 2025

Локализация такси: что останется от отрасли?

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Грамматчиков. Монокль

Принятый закон о локализации машин такси нанесет сильный удар по таксомоторному бизнесу. При определенных условиях закон может стать стимулом для развития отечественного автопрома, однако участники рынка считают неправильным такой подход к поддержке автомобильной отрасли.

Таксомоторная отрасль въехала в очередную полосу невезения. Вслед за принятым ранее противоречивым законом о такси, усилением давления на рынок страховых компаний и агрегаторов, ростом цен на автомобили, топливо, техническое обслуживание, нехваткой кадров и другими проблемами на нее обрушилось очередное нововведение — требование об обязательном использовании локализованных машин. Его сумел пролоббировать ведущий российский производитель автомобилей АвтоВАЗ, который заинтересован в расширении рынка сбыта. Продукция АвтоВАЗа в полной мере пока не может удовлетворить всем требованиям таксомоторных парков, поэтому потребители услуг такси рискуют получить снижение уровня сервиса и очередной взлет цен. А участники рынка и аналитики говорят о скором уходе с рынка значимой части водителей и перетекании услуг пассажирских перевозок в серую зону.

Указатель на Тольятти

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о такси, который устанавливает требования к уровню локализации автомобилей, используемых в службах легковых пассажирских перевозок. Новый нормативный акт одобрил Совет Федерации, в пятницу на прошлой неделе его подписал президент РФ. В соответствии с документом с 1 марта 2026 года для включения в реестр легальных такси (он был создан после вступления в силу в 2023 году закона о такси) машина должна отвечать ряду критериев. Модель должна иметь не менее 3200 баллов по шкале локализации, которая высчитывается Минпромторгом. Или же автомобилю положено быть выпущенным на автопредприятиях, которые заключили с регулятором специнвестконтракт (СПИК), причем в определенный период — в промежутке между 2022 и 2025 годами.

Инициатором нового закона считается АвтоВАЗ, руководство которого неоднократно публично заявляло о необходимости его принятия, в том числе склоняя к его поддержке первых лиц государства во время посещения ими тольяттинского предприятия. В первом чтении закон был принят еще в январе прошлого года, и вот сейчас, преодолев сопротивление таксомоторной отрасли, законодатели одобрили его окончательно.

Интересы АвтоВАЗа в новом законе очевидны. Значимые конкуренты тольяттинского завода сейчас не имеют высокого уровня локализации в 3200 баллов. Хотя последняя версия закона приподняла шлагбаум для заезда на рынок такси других игроков. В частности, по дате заключенного СПИКа получить шашечки на свои кузова могут собираемые на калининградском «Автоторе» машины китайских марок Kaiyi, SWM и BAIC. Еще это могут сделать производимые в столице «Москвичи», выпускаемые под Липецком электромобили Evolute и автомобили марки Tenet, которые начинают делать в Калуге. Но серьезной конкуренции АвтоВАЗу все эти бренды не составляют. Напомним, что, по данным «Автостата», ведущий российский автопроизводитель в прошлом году продал на российском рынке 436 тыс. новых авто. Возрожденный в 2022 году завод «Москвич», хоть и ставил перед собой амбициозные задачи выпускать 50, а то и 100 тыс. автомобилей в год, в реальности продемонстрировал более скромный результат: 13 и 23 тыс. машин в 2023 и 2024 годах соответственно. Липецкий Evolute по итогам прошлого года едва приблизился к отметке 18 тыс. машин. Автоторовские Kaiyi, SWM и BAIC разошлись в прошлом году тиражами в 7,8, 1,7 и 10,6 тыс. соответственно. Начало же выпуска автомобилей Tenet на бывшем заводе Volkswagen запланирован только летом текущего года, производитель заявляет о планах производить в лучшем случае 100 тыс. машин в год, но возможность достижения таких показателей пока под вопросом.

При этом закон подставил подножку самому серьезному на данный момент конкуренту АвтоВАЗа — заводу китайской компании Great Wall, который был построен в 2019 году под Тулой и с успехом продает машины под маркой Haval, сумев реализовать в России в прошлом году весьма значимый объем — более 190 тыс. машин. В указанные законом сроки заключения СПИК, с 2022 по 2025 год, тульское предприятие не попадает, так как оно заключило специнвестконтракт в 2020-м (непонятно, чем он хуже договора, заключенного двумя годами позже). Еще не очень понятно, почему крайние даты СПИКа в законе прописаны текущим 2025 годом. Если, допустим, в следующем году или позже новые иностранные компании захотят прийти в Россию с локальным автопроизводством, то почему они будут лишены права работы в такси? Хотя, по сообщению ряда СМИ, разрешение в отношении марки Haval все же будет дано: в реестр могут допустить две модели — Haval Jolion и Haval F7/F7x, так как они входят в список машин, приоритетных для государственных и муниципальных служащих.

По замыслу разработчиков закона, новые требования к локализации такси должны стать если не буксиром, то хотя бы стимулом для развития российского автопрома. Парк такси довольно велик: по данным Общественного совета по развитию такси, в нем сейчас насчитывается порядка 700 тыс. автомобилей. Номинально это составляет почти половину годовых продаж новых машин на российском рынке (1,6 млн по итогам прошлого года).

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни