Наши корреспонденты продолжают исследовать тенденции, возникающие в современном обществе. В прошлых материалах мы говорили об истоках инфантильности молодого поколения, изучали модные типажи на улицах, в следующих — рассмотрим тему одиночества в городе, а сегодня в поле нашего зрения — явление, которое, как опасный вирус, заполонило странички в соцсетях. Эксперты, которых мы привлекли к нашему исследованию, объясняют, как образы, возникшие в сети, влияют на общество, и к чему это приведет.
Понятие «лолка» пришло в русский язык от английского выражения laughing out loud — смеяться вслух. Сокращенно LOL.
Но москвички Лена Макарцева*и Юля Букреева** об этом, как они говорят, «без понятия». Просто смешно.
— Меня как-то гаишник остановил, а я его попросила подкрутить мне зеркало, чтобы губы подкрасить. Сказала, что без губ к нему не выйду… У него такое лицо было, когда он его вертел! Ну просто лолка! И все бухтел про ПДД... — хихикает Лена, крутя на пальце ключи от «Ауди».
— Да не с того началось, Лена, ты сама — лолка! — перебивает подругу Юля. — Помните, клип девчонок из «Серебра»***, где они под песню «Мама Люба, давай» отрывались в тачке?
— Да, да... — вспоминает Лена. — Тот гаишник потом был. А в первый раз мы, как Темникова с Серябкиной**** решили зажечь и поехали гулять. Платье короткое с вырезом, губы накрашены...
Девушки заходятся от смеха, не замечая моего недоумения.
— А потом то ли сплошную двойную пересекли, то ли еще что-то нарушили... В общем, нас остановили. Подходит сотрудник ГИБДД и просит предъявить документы. Ну мы и предъявили... — девчонки опять смеются.
У длинноногой, богатой грудью Юли звонит мобильный.
Девушка недовольно морщится и прижимает трубку к уху.
— Я тебе уже все сказала: мы в кафе, вернусь завтра! — она снова хохочет. — Эта фраза из того же клипа,— отсмеявшись, объясняет Юля. — LOL!
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ.
Лолки и ГИБДД
Обескураженное лицо сотрудника ГИБДД при виде «документов» нарушительниц зафиксировал регистратор, который включили девушки. А затем из этого видео подруги сделали коуб — десятисекундный ролик, в котором брови мужчины в форме под музыку изумленно ползут вверх. Коуб собрал кучу «лайков» в сети.
— Специально мы не нарушаем, — поясняет Лена. — А чтобы ролик сделать, можем, например, притормозить — ну вроде как дорогу спросить — и начинаем троллить гаишников: то мужа просим найти, то платье выбрать. Ну и записываем лолок, конечно.
Правда, в сеть девушки эти записи уже не выкладывают. Как-то на один из таких роликов наткнулся бойфренд Лены — бизнесмен, по ее словам, занимающийся то ли логикой, то ли логистикой («Я толком не поняла, но чем-то важным. LOL»), и попросил удалить видео: «Коллеги могут не понять».
Смех.
Точнее, полный LOL…
■
У слова «LOL» — округленные края и воздух внутри. Звучит оно так, как будто кто-то надувает воздушный шарик или жевательную резинку. LOL — и надулся большой розовый пузырь из пахнущей клубникой жвачки.
— «Лолка» — это тот, кто выглядит смешно, — рассуждает Лена Макарцева.
— Ну вы же на видео, провоцируя сотрудников ГИБДД, тоже смешно выглядите, — замечаю я.
— Что делать, — наигранно вздыхает Лена.— Все мы немного лолки…
■
Я смотрю на девчонок и вспоминаю старинную русскую мудрость: «Смех без причины — признак дурачины».
Один из филологических сайтов тут же выдает перевод пословицы на современный научный язык: «Индетерминированное, судорожное сокращение диафрагмы с короткими выдохами через рот является неотъемлемым атрибутом личности с неадекватным восприятием окружающей действительности» .
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ.
Лолки и ТВ
Американской блондинке Пэрис Хилтон уровень троллинга автоинспекторов уже неинтересен — она прошла его еще в старших классах школы. Теперь объект ее провокаций — целый мир. Это только поначалу казалось, что все наоборот. Количество LOL-комментариев под фотографиями с вечеринок наследницы гостиничной империи внезапно превратилось в качество: Пэрис предложили вести реалити-шоу «Простая жизнь».
Миллионы американцев прилипли к экранам и, затаив дыхание, наблюдали за ее похождениями в коровниках и на свинофермах. Лолка Пэрис получила за свое участие в шоу кругленькую сумму американских долларов, рекламные контракты крупнейших компаний и огромное количество поклонников по всему миру.
Ну разве не LOL? Для психолога Андрея Сморчкова, «лолки» — предмет повышенного интереса. Профессионального.
— Постоянно жить весело и беспечно — скучно. Девушек, которые проводят время так, — миллионы,— объясняет он. — Но на рынке веселых и беспечных — огромная конкуренция. Поэтому, чтобы выделиться из толпы, попав из пешки в дамки, лолки делают что-то из ряда вон выходящее, а затем — фиксируют это на камеру и выкладывают в сеть. Потому что если результат не будет зафиксирован — значит, и LOL-а не было.
■
…Лавры Пэрис не дают покоя множеству россиянок, вроде Кристины Сысоевой — жены британского миллионера, чье имя она тщательно скрывает. Зато не скрывает новых туфель, сумок и бриллиантов, которые ей дарит любимый супруг.
— Я трачу 50 тысяч «фунтиков» за парочку сумочек от Chanel, — кокетливо улыбается в камеру Кристина. — Сколько мне дадут денег, столько я и потрачу.
До этого комментария у Кристины проблема была только одна: несмотря на богатый во всех смыслах этого слова бэкграунд, о ней мало кто знал: 47 тысяч жалких подписчиков на ее инстаграм — не считается, ведь это уровень Светы Биляловой***** — провинциалки, приехавшей покорять столицу. И до сих пор не покорившей: мужа — нет, из «багажа» за красивой спиной — лишь фотографии во всех позах, регулярно выкладываемые в соцсети. А у Кристины — есть.
И «фунтики» — тоже есть.
— 1000 фунтов стерлингов трачу ежедневно, но под настроение могу и 20 тысяч потратить, у меня нет лимита, — улыбается Кристина.
Про «фунтики» и «шанели» Крис рассказала в интервью российскому телеканалу РЕН TВ, так как пространство собственного инстаграма ей давно стало «тесно в плечах».
И надо отдать должное предприимчивой Кристине — провокационное интервью произвело в невспаханных регулярной демонстрацией прекрасного умах миллионов россиян эффект разорвавшейся бомбы.
Ее ответы активно обсуждались на сайте телеканала, а отрывок из ролика, в котором Кристина хихикает и дует губки в камеру, просмотрели десятки тысяч людей. Так девушка проснулась знаменитой. Розовый пузырь надулся. LOL!
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ.
Лолки и власть
— Главная цель существования лолки — рассказать о себе как можно большему количеству людей, добиться определенной известности, — объясняет Андрей Сморчков. — Троллинг — один из способов привлечь к себе внимание.
И на пути к этой цели некоторые из лолок внезапно осознали ценность контекста.
К примеру, можно троллить гаишников, демонстрировать трусы и шубы, но обратят внимание на LOL только единицы. А в правильном контексте трусы с шубами «заиграют» яркими красками. В этом смысле настоящей золотой жилой для лолок стала политика. Ведь на фоне унылых форменных костюмов розовый пузырь из жвачки всегда смотрится впечатляюще и выделяет лолку из толпы.
Кто, например, знал Юлию Алферову, 29-летнего члена Общественной палаты Московской области, до того момента, пока она в разгар истерии на почве кризиса не выложила в твиттер фотографию, где кормит свою кошку черной икрой? Никто.
Зато после этого о девушке узнали. И ей даже пришлось раздавать интервью, где она красиво рассуждала на тему свободы слова.
А кому была известна Ирина Володченко, одна из многочисленных покорительниц Москвы, прибывшая в Белокаменную из далекого городка Свирск Иркутской области? Популярности ей не принесло даже телевизионное реалити-шоу «Холостяк», в котором девушка добралась до финала.
Почему? Ответ прост: «контекст — неправильный».
Среди 26 участниц, борющихся за одного миллионера, Ира ничем не выделялась: ну подумаешь, дорогое авто — так оно у многих есть. Губы накачанные? У каждой второй — больше!
— Я жила безмятежно, путешествовала, и в один момент вдруг почувствовала импульс — что-то переключилось внутри, захотелось что-то сделать, — так объясняет девушка свое перемещение из дорогих ресторанов прямо в кабинет Государственной думы РФ, где она получила должность члена экспертного совета комитета по бюджету и налогам.
Зато вскоре после того, как Ира прямо из кабинета начала «пилить селфи» в туфлях, соболиных шубах и бриллиантах, реакция общественности не заставила себя ждать: политические таланты Ирины тут же стали обсуждать в блогах и социальных сетях, да так активно, что на защиту поруганной чести девушки пришлось встать ее руководителю — депутату Евгению Федорову, заверившему всех сомневающихся в том, что Ирочка — незаменимый сотрудник, и все свои бриллианты она заслужила. Трудом!
— Ее задача — лично ходить, подписывать законы, которые депутатское объединение выпускает, — объяснил депутат в видеоролике, выложенном прямо на сайте Национально-освободительного движения России, которое он представляет.
LOL, как говорится, засчитан.
Впрочем, по мнению Ирины Чечеткиной, общественного деятеля и продюсера, попытка лолок попасть в политику закономерна и объяснима:
— Политика — это новый тренд. Образ содержанки ушел в прошлое, сейчас женщина должна представлять из себя что-то больше, чем красивое личико и длинные волосы.
Статус «политический деятель» должен всем интересующимся сообщать о том, что девушка не просто чем-то занята, а делает очень серьезные и важные вещи — фактически спасает этот мир. Поэтому образ «лолки», популярный в соцсетях, плавно развивается и усложняется теперь на новом модном фоне.
■
Сатирик Михаил Жванецкий как-то сказал, что женщины бывают двух типов: прелесть, какие глупенькие, и ужас, какие дуры. Секрет успеха «лолки» в том, чтобы, удачно балансируя на краю, не перешагнуть черту, отделяющую первых от вторых. Прелестные дурочки становятся звездами инстаграма, ну а ужасные дуры, увы, мало кому нужны.
БЕГ ПО… ПОВЕРХНОСТИ
Лучше всего феномен лолок объяснила публицист Лена Мироненко (miss_tramell) — один из топовых блогеров рунета:
— Плебсу больше не нужны звезды, которым он захочет подражать. Плебсу нужны звезды, над которыми он сможет ощутить собственное превосходство и поглумиться. Не хочешь снимать трусы или хотя бы их показывать? Не желаешь сливать якобы домашнее порно в интернет? Тогда тухни в забвении, дура.
По мнению светской львицы Иды с актуальной фамилией Лоло, век лолок очень недолог.
— Это человек, который не делает ничего и ничего собой не представляет, — утверждает она. — Но это очень интересный персонаж. Только никто не знает почему. Есть фильм Вуди Аллена «Римские каникулы», где один из героев внезапно и без причины становится знаменитым, а потом перестает им быть так же внезапно.
■
Погубит лолок, скорее всего, то же самое, что и принесло им популярность — поверхностность. Если в инстаграме симпатичная чиновница, с трудом выговаривающая собственную должность, еще может заслужить «лайк» или хотя бы «лол», то для долгого путешествия на гребне волны успешности полезно познакомиться с первоисточниками, чего лолки, к сожалению, не делают.
Например, пересмотреть ставшие уже каноническими видеоролики. Вот кто из лолок вспомнит популярный когда-то коуб, в котором девочка в короткой юбке надувает огромный пузырь из розовой жвачки, а затем он внезапно лопается и оседает на ее лице? Никто. Вот в этом-то и LOL…
* и ** Фамилии героинь изменены.
*** «Серебро» — российская поп-группа
**** Елена Темникова — экс-солистка, Ольга Серябкина — солистка группы «Серебро»
***** Светлана Билялова — звезда российского инстаграма, социальная сеть для обмена фотографиями
МНЕНИЯ
Андрей Карпов, главный редактор Интернет-журнала "Культуролог":
- К славе можно идти двумя путями. Первый — сложный, когда нужно много работать, а второй — легкий: зайти «с черного хода» через личную привлекательность и связи. Сейчас, когда благодаря соцсетям средством массовой информации может стать каждый, кажется, что зайти «с черного хода» проще.
Это иллюзия. Привлечь к себе внимание в соцсетях тоже надо уметь.
Многие хотят, но не у всех получается. Впрочем, количество желающих меньше не становится. Наша культура учит достигать успеха без усилий. Это симптом деградации. Но и в деградированном обществе есть рынок спроса и предложения, поэтому когда предложение превысит спрос, этот тренд исчерпает себя — люди будут искать другие пути стать знаменитыми. Не такая и долгая у нас история соцсетей: кто первый пошел по этому пути — уже получил свои дивиденды, а у вторых это будет получаться все хуже.
Ирина Обухова, семейный психолог, кандидат наук:
- Демонстративный тип поведения, характерный для лолок, — это, во-первых, замещение внутренней пустоты, а во-вторых — опосредованное, завуалированное предложение себя в качестве товара. Но в очень «экстравагантной» форме. То есть, с одной стороны, это вроде смешно, подается через «хи-хи», но истинный посыл звучит как «найдись — тот, кто на меня отреагирует, обратит внимание и сделает счастливой».
Популярны же лолки потому, что выставлять себя на всеобщее осуждение способны далеко не все — нужно иметь определенную бесшабашность. Другие, может, и хотели бы, но пойти на этот шаг не решаются из-за стеснения.
Тут огромную роль играет отношение человека к себе самому. Ну и эффект последовательности — если что-то сделал один человек, второй, третьему повторить его «подвиги» уже не страшно — раз я не первая, значит, уже можно. Это удобная маска, за которую можно спрятаться.
Дамир Халилов, директор агентства Greenpr, специалист в области Social media:
- В онлайне и соцсетях провокационный формат сегодня очень востребован — аудитории интересно наблюдать за чем-то смешным или негативным. На этой волне силен и интерес к образу лолки. Давайте говорить откровенно: большую часть аудитории соцсетей составляют именно женщины. Например, сервис инстаграм у женщин более популярен, чем у мужчин.
В инстаграме, как когда-то в ЖЖ, существует институт лидеров мнений, заключающийся в том, что люди находят себе какого-то кумира и следуют за ним. А кумир на этом зарабатывает. Чаще всего сетевая популярность приносит дивиденды двух видов. Карьерные, когда девушку замечают и зовут на телевидение или в кино — вроде Галины Миргаевой или Алены Пискун. Либо — финансовые.
Существует огромный рынок покупки постов и блогов у «знаменитостей» — девушек, имеющих более 100 тысяч подписчиков. Это приносит хорошие деньги. Можно заработать до 10 тысяч долларов в месяц только за счет рекламы.