По оценкам экспертов, 5–7% смертей в нашей стране происходит по причинам, вызванным загрязнениями в атмосфере. При этом год от года качество воздуха в России продолжает ухудшаться. Фактически сегодня в России есть только грязные регионы и очень грязные.
Жители негодуют, правоохранительные органы даже иногда возбуждают уголовные дела, но воз и ныне там. Небольшие подвижки в экологии у нас, если и происходят, то либо по чистой случайности, либо по причине каких-то глобальных негативных проблем в экономике.
Извечным лидером всех антиэкологических рейтингов в России из года в года оказывается Красноярск. Каждый год в течение нескольких месяцев в городе объявляется так называемый режим «чёрного неба» – когда над городом зависает особо сильный смог. В 2016 году «чёрное небо» над Красноярском было почти 60 дней, в 2017-м – более 40.
А перед новым годом международный коллектив учёных представил данные по загрязнению воздуха над сибирской тайгой. Замеры делались на специально установленной вышке в малонаселённой местности аж в 600 километрах от Красноярска. Но даже там в воздухе были зафиксированы аэрозольные частицы и углеродные выбросы. Исследование проводилось в течение пяти лет (с 2010 по 2014 год): относительно чистые пробы воздуха удавалось получать только летом.
Впрочем, Красноярск с его экологическими проблемами, к сожалению, вовсе не уникален. В Кузбассе за последние несколько месяцев из-за пыли и зловония возбудили целых два уголовных дела.
«Промышленные предприятия и заводы периодически штрафуют за вредные выбросы, однако мера эта не очень действенная. Штрафы мизерные, так что постоянно случаются рецидивы», – констатирует руководитель исследовательских проектов Гринпис России Василий Яблоков.
Вместе с тем, по словам эксперта, куда острее сегодня стоит проблема с вредными выбросами от автотранспорта. «Проблему с транспортом решить намного сложнее, чем проблему с предприятиями. Промышленников можно обязать ставить новые фильтры, ввести для них серьёзные штрафы. А вот с транспортом всё это делать намного сложнее», – рассуждает Василий Яблоков.
По статистике, примерно 50–60% преждевременных смертей, связанных с грязным воздухом, происходит именно по причине вредных выбросов, производимых автотранспортом. И это лишь усреднённые цифры – в мегаполисах показатели куда выше. Так, в крупных городах, по оценкам Greenpeace, загрязнение воздуха на 80–90% связано именно с транспортом.
По оценкам ВОЗ, более 70% случаев преждевременных смертей, связанных с загрязнением, приходится на ишемическую болезнь сердца и инсульты, 14% – на хроническую обструктивную болезнь лёгких или острые инфекции нижних дыхательных путей и ещё 14% – на рак лёгких.
Автовыхлоп
При этом, для того чтобы снизить выбросы от автотранспорта, вовсе не нужно изобретать велосипед и писать какие-то сложнейшие госпрограммы. Более того, даже и затрат-то особых для этого не надо. Рецепт очевиден и прост: автомобилей в городе должно стать меньше. А те, что есть, должны быть максимально экологически чистыми.
В принципе если бы чиновники действительно озаботились этой проблемой, то её можно было бы решить буквально в течение года. Но похоже, что многие власти предержащие просто особо не заморачиваются этой проблемой. Не потому ли, что губернаторы, как правило, проживают в особняках за пределами городов, где воздух не в пример чище?
«Развитие удобного и доступного общественного транспорта, в том числе повышение его экологического класса, переход на стандарт «Евро-6», который уже действует в Европе, ограничение на въезд в центр, меры стимулирования отказа от пользования личным автотранспортом», – перечисляет известные рецепты снижения выбросов в городах руководитель экологического движения ЭКА Татьяна Честина.
Одной из мер по ограничению выбросов от транспорта в крупных городах могло бы стать создание зон с ограничением въезда неэкологичного транспорта. С такой инициативой недавно выступил Greenpeace. Кстати, подобные «экологические зоны» уже давно действуют более чем в 400 крупных европейских городах – например, в Берлине, Милане, Брюсселе, Стокгольме, Роттердаме. Аналогичную модель сегодня взяли на вооружение власти крупных городов в Латинской Америке и даже в Китае. И это при том, что в Поднебесной и вовсе, как правило, не уделяют должного внимания экологическим вопросам. Недаром Китай – традиционный лидер всех мировых антирейтингов по загрязнению окружающей среды.
В России же пока в этом направлении хвастать особо нечем. На призыв Greenpeace создать «экологические зоны» вокруг социально важных объектов, куда будет запрещён въезд неэкологического транспорта, пока откликнулись только власти Екатеринбурга. Ещё одна экологическая инициатива будет запущена в Москве – городская администрация заявила о покупке 900 электробусов и об отказе от закупок дизельных автобусов.
Между тем, как отмечают эксперты, никаких специальных дополнительных нормативных актов в России для создания «экологических зон» в крупных городах сочинять не нужно – вся нормативная база уже есть. С 1 июля будущего года на российских улицах уже должны появиться знаки, ограничивающие въезд неэкологичных автомобилей. Фактически чиновникам осталось только определить, где их поставить.
Но похоже, что ожидать появления таких знаков в скором времени не придётся. Это в Европе вовсю используют стандарт Евро-6, в российских же городах сплошь и рядом разъезжает неэкологичный транспорт, который даже ниже стандарта Евро-3. И, что особенно обидно, все документы у этих «коптилок» в порядке. Потому формально к таким автомобилям даже и не придраться.
КОНКРЕТНО
Сегодня похвастаться сколько-нибудь чистым воздухом, ну или хотя бы таким, где содержание вредных примесей находится в рамках установленных предельно допустимых концентраций (ПДК), не может практически ни один крупный российский город. Подтверждением тому – исследование, проведённое недавно активистами Greenpeace. Замеры велись в течение суток на 18 оживлённых перекрёстках городов-миллионников. Так вот, превышения ПДК были выявлены на 17 точках. В основном отмечалось превышение содержания диоксида азота, монооксида азота и приземного озона. Все эти вещества в воздухе крупных городов витают исключительно из-за большого количества неэкологичного транспорта.Эта проблема сегодня стоит даже более остро, нежели вредные выбросы промышленных предприятий. По итогам 2016 года общий объём вредных выбросов в атмосферу составил 31,6 млн тонн, это на 1,1% больше, чем в 2015 году. При этом на выбросы промышленных предприятий пришлось 17,3 млн тонн – всего на 0,3% больше, чем в предыдущем году. А вот выбросы от транспорта увеличились на 2,1%, составив более 14 млн тонн. Самыми грязными российскими регионами, по оценкам Минприроды, являются Бурятия, Хабаровский край и Таймырский автономный округ. Более 75% жителей этих регионов дышат воздухом «очень высокого загрязнения».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Путин угольщикам не указ?
Серьёзных экологических скандалов в России, как правило, не происходит. Разве что речь идёт о чём-то совсем уж из ряда вон выходящем, вроде дыма в столице в 2010 году.Столь же громко этим летом прозвучала проблема Находки, где жители в буквальном смысле слова задыхаются от угольной пыли. В порту угольные компании занимаются перевалкой угля открытым способом, из-за чего весь город покрыт копотью, а в небе висит ужасный чёрный смог.Проблему эту на прямой линии с президентом Владимиром Путиным озвучили ещё летом. После этого глава государства отдал соответствующие поручения. В результате в конце октября крупнейшего стивидора Находки – ОАО «Терминал Астафьева» суд даже обязал прекратить нарушение природоохранного законодательства.В конце прошлого года в Сети появилось очередное обращение одного из жителей Находки к президенту. В коротком видео демонстрируется всё то же, ставшее уже знаменитым на всю страну густо-чёрное облако угольной пыли. Похоже, что стивидоры не торопятся исполнять ни поручение президента, ни решение суда.
Проветрились в кризис
Если что и делает воздух в нашей стране действительно чище, то это только экономический кризис.
Благодаря замедлению экономического роста все последние годы проблемы выбросов промышленных предприятий хотя и стоят по-прежнему достаточно остро, но всё-таки постепенно начинают отходить на второй план. Так, по данным Росстата, максимальный объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу пришёлся на самый благополучный с экономической точки зрения 2005 год: тогда воздух «закоптили» 35,8 млн тонн вредоносных веществ. С наступлением кризиса 2008 года, а потом и 2014-го количество выбросов начало постепенно снижаться. В 2014 году их объём сократился на целых 12,9%. Однако в 2015–2016 годах выбросы снова начали расти – аккурат с небольшим оживлением в экономике.
Впрочем, главная проблема с загрязнением воздуха в нашей стране заключается в другом: на сегодня не существует сколько-нибудь достоверных данных о том, когда, где и по какой причине в воздухе были превышены предельные концентрации вредных веществ. «Если обратиться к рекомендациям ВОЗ, у них немного другой принцип нормирования: в чём-то мы совпадаем, в чём-то – нет. В том числе в таком очень важном показателе, сколько времени в течение года была превышена ПДК. Но, для того чтобы ответить на этот вопрос, вам нужны непрерывные ряды измерений», – говорит завлабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич.
И вот с непрерывностью измерений, равно как и с качеством этих самых измерений, у нас пока беда. К примеру, данные о выбросах со стационарных источников (промышленных производств) передаются в ручном режиме. То бишь при желании (или необходимости) все эти цифры всегда можно подкорректировать в нужном направлении. Предполагалось, что в ближайшие годы в нашей стране должны быть введены автоматизированный сбор данных и соответственно модернизация промышленных объектов. Это должно произойти в рамках реформы системы нормирования промышленной нагрузки, запланированной на 2018–2025 годы.
Реформа ещё не началась, но в правительстве уже всерьёз задумываются о том, чтобы перенести сроки запуска автоматизированного сбора данных.
Однако даже при таком, прямо скажем, попустительском, отношении к статистике по выбросам Россия всё равно умудряется находиться в первых строчках мировых антирейтингов. К примеру, РФ удерживает четвёртое место в мире по выбросам углекислого газа – впереди только уже упомянутый Китай, США и Индия.
Показательно, что в правительстве, которое располагает этой информацией, также не спешат принуждать бизнес к проявлению экологической ответственности.
И это при том, что 2017 год вообще-то у нас был объявлен Годом экологии.
СПРАВКА
Чем мы дышим?
Вредные вещества, которыми загрязняет воздух автотранспорт* Взвешенные частицы РМ10 и РМ2.5 – сложная смесь твёрдых и жидких органических и неорганических веществ, которые, накапливаясь в организме, провоцируют развитие сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Доказана также связь повышенной концентрации этих частиц с возникновением рака лёгких.* Сажа – определённый вид РМ-частиц, образующихся при неполном сгорании ископаемых видов топлива и биотоплива. Является канцерогенным веществом, выбросы которого связаны в основном с использованием дизтоплива и мазута.* Оксиды азота, прежде всего диоксид азота (NO2), – эти вредоносные вещества пагубно влияют на дыхательные пути человека. Особенно опасны для детей. Вызывают сильное воспаление дыхательных путей, бронхиты. Могут спровоцировать астму.* Приземный озон – один из компонентов фотохимического смога (не путать с озоновым слоем в верхних слоях атмосферы). Превышение ПДК может отмечаться в солнечную жаркую погоду; может привести к проблемам с дыханием, вызвать болезни лёгких; является одним из факторов риска заболеваемости и смертности от астмы.* Оксиды серы, в частности диоксид серы (SO2), – вредоносные вещества, образующиеся при сгорании ископаемого топлива. Негативно воздействуют на дыхательную систему и функции лёгких. Могут вызвать раздражение глаз.