На счету этого загадочного актера много известных, полюбившихся зрителю фильмов: "Ночь в музее", "Мисс Переполох", "Семейка Тененбаум", "Полночь в Париже", "Французский вестник". В тридцать с небольшим он получил номинацию на "Оскар", но как сценарист. А появление в фильме "Marry Me" вместе с Дженнифер Лопес окончательно возвело его в пантеон "узнаваемых и первых". При этом все признают, что у Оуэна много странностей и "описать его сложно". Он и правда похож на всех своих романтичных чудаковатых героев. И это - прекрасно!
Сломанный нос стал не «препятствием» а «фирменным знаком»
Так приятно, что, говоря о детстве этого актера, не приходится перечислять стандартные ужасные истории, наложившие отпечаток на детскую психику. Оуэн благополучен и любим. Он был средним из трех сыновей. Кстати, классического сюжета конкуренции между братьями тоже не было. Они дружат и поддерживают друг друга и сейчас. Отец Оуэна Боб был телевизионным менеджером и специалистом по рекламе. Он всегда мечтал, чтобы сыновья получили хорошее образование, и много лет откладывал деньги на колледж. Мальчики Уилсон росли в комфорте и хорошо ладили друг с другом, и, как Оуэн отмечает в интервью, «родители никогда нам не досаждали». А вот он родителям очень досаждал! Потрясающее чувство юмора, позже отразившееся в его сценариях и актерских работах, постоянно толкало на какие-то выходки. Он обожал устраивать розыгрыши, подговаривал одноклассников на какие-то проказы. А еще — много дрался. Вот уж не заподозришь, глядя теперь на его «библиотечный» вид. Но откуда сломанный нос? Оттуда! Вот ведь поворот судьбы. Большинство людей ходили бы по пластическим хирургам, пытаясь исправить «недостаток». А Оуэн как-то даже не обращал внимания на «дефект», но именно он стал его отличительной чертой для зрителя. «Мужика с таким шнобелем — не забудешь!» — пишут люди в соцсетях.
Накануне выпускных экзаменов Оуэн украл книгу с решениями у преподавателя геометрии и раздал ответы одноклассникам. За этот проступок вместо диплома об окончании он получил «увольнительную» и сдавал экзамены в другой школе. Потом поступил в военный институт — вовсе не по настоянию родителей, а из какого-то романтизма. Братья вспоминали, как навещали его в обстановке, приближенной к боевой, и были удивлены, что он хорошо вписался. «Я сам решил туда податься, никто меня не заставлял, — вспоминал актер. — Но я его не окончил. Переоценил свои способности. Зато поступил в университет на филологический факультет и там получил диплом. Тогда же в классе драматургии познакомился с будущим режиссером Уэсом Андерсоном...»
Молодые люди стали друзьями, они вместе посещали занятия по драматургии, а потом стали соседями по комнате. Друзья задумали написать совместный сценарий, так появился фильм под названием «Бутылочная ракета», который вышел в 1996 году. Одной из причин успеха стало то, что они уговорили сыграть роль второго плана известного актера Джеймса Каана. Друзья показали первоначальную, снятую буквально «на коленке» картину Джеймсу Бруксу, который оценил творчество молодых людей и дал 5 миллионов долларов на то, чтобы из короткометражки получилось полноценное кино. В 1996 году обновленная «Бутылочная ракета» вышла на экраны и имела успех, который буквально окрылил друзей. Оуэн направился в Голливуд. Там молодого человека задействовали в комедиях на второстепенных ролях. Интересно, что сначала его путь был спокойным, последовательным и идущим вверх по прямой. Без резких взлетов, но и без падений. Никто не упал в обморок от «красоты» молодого актера. Но его и не браковали из-за, например, нестандартной внешности. А главное, он нравился людям, с ним было комфортно общаться. Все его успехи — это результат отношений с людьми.
Продвижению карьеры способствовала встреча с режиссером и актером Беном Стиллером. Также актера стали приглашать в проекты «Анаконда», «Призрак дома на холме», «Знакомство с родителями»... Кроме того, артист появился в фантастическом блокбастере «Армагеддон». А потом начались и более заметные успехи. В 2000 году Уилсон снялся вместе с Джеки Чаном в комическом фильме «Шанхайский полдень». Лента заработала в прокате почти 100 миллионов долларов. Сам Уилсон уже давно не был бедным человеком. Еще после первого успеха как сценариста он купил первый дом. И это тоже удивительно. Очевидно, что актер, соглашаясь на роль, не руководствуется только заработком. Иначе бы он не снялся в таком количестве странных фильмов, которые заведомо «не для всех». Но при этом деньги всегда сопутствуют ему, как бы «само собой».
В 2001 году актер перевоплотился в мужчину-модель Хэнсела в комедии «Образцовый самец». По словам Стиллера, он написал эту роль для Уилсона и никого другого на нее не рассматривал. По версии журнала Premiere, кинолента стала одной из 50 величайших комедий всех времен. В том же году актер подтвердил свой талант как сценарист и продюсер. Вместе со старым другом Андерсоном они выпустили картину «Семейка Тененбаум». На этот раз им не пришлось мучительно разыскивать актеров для своего фильма. Они сами выбирали. А Оуэн пригласил в команду братьев Эндрю и Люка, которые тоже стали актерами. Этот фильм принес Уилсону номинацию на «Оскар» как сценаристу. Как актер он еще ни разу не номинировался на эту премию. Но, как говорится, победителей не судят. И потом, Уилсон с тех пор всерьез считает себя писателем и сценаристом. А не только актером. «Думаю, тот факт, что я много читал в детстве, специализировался на английском и должен был много читать в колледже, помог мне как актеру и, конечно, как писателю, — рассуждает он. — У меня было чувство диалога и истории. И мне очень повезло, что мои родители оба творческие люди. Я был окружен действительно неординарными, творческими людьми, которые были отличным примером».
Вернуться к нормальной жизни помогли братья
В 2004 году завершились съемки комедийного боевика «Старски и Хатч» режиссера Тодда Филлипса, который позвал на главные роли Стиллера и Уилсона. К тому времени Оуэн стал признанным мастером комедийного жанра и высокооплачиваемым актером. Сценарист Хэмптон Фанчер говорил о нем: «Он комик, точно так же как Джимми Стюарт был комиком. Только он смешнее Джимми Стюарта. Он экзистенциально забавен...» В следующем году Уилсон блистательно сыграл главного героя в «Незваных гостях», а через год снискал успех в комедии «Ночь в музее». Фильм полюбился зрителю, стали делать продолжения. В американский музей естественной истории, до этого не вызывавший интереса у широкой публики, стали выстраиваться очереди.
Находясь, казалось бы, на вершине успеха, Уилсон впал в депрессию. Он был доставлен в больницу Санта-Моники после попытки самоубийства. Как потом выяснилось, он пошел на такой отчаянный шаг из-за разрыва с актрисой Кейт Хадсон. Правда, после этой истории их отношения на какое-то время возобновились, но все равно распались. Сложно представить себе жизнерадостного, такого последовательного в своих эмоциях Уилсона в отчаянии... Тем более что это не первая его романтическая история. Но, наверное, в жизни каждого, даже уверенного в себе человека бывают моменты, когда кто-то тотально разочаровывает и разбивает сердце. Как ни странно, Уилсон нормально реагирует на вопросы об этом периоде жизни, которые ему задают до сих пор. Он благодарит старшего брата, который оказал ему поддержку. «Эндрю остался со мной дома и помогал мне вернуться к нормальной жизни, — рассказывал в интервью актер. — Например, мы с ним планировали небольшие дела и составляли мне расписание на неделю, чтобы жизнь становилась более упорядоченной и «управляемой». После произошедшего он просыпался в одно время со мной каждый день и помогал. Спустя время все и правда стало хорошо».
Надо сказать, что этот эпизод практически не нарушил бесперебойного рабочего ритма актера. Уже в 2008 году стартовал показ семейной трагикомедии «Марли и я», где Оуэн снялся в творческом дуэте с Дженнифер Энистон, а роль лабрадора Марли играли 22 разные собаки. Кстати, в этой ленте появились реальные родители Оуэна — они воплотили его экранных маму и папу. А Джон Гроган, автор положенной в основу сюжета книги, появился на экране как владелец кокер-спаниеля в классе дрессировки.
Удивительно, но для многих поклонников Уилсона его ранние комедии не ценны и малозначимы. Для них он был открыт именно после появления в картине «Полночь в Париже». Оуэн сыграл писателя и романтика, уверенного в том, что должен был жить в 1920-е годы: герой приезжает в Париж со своей возлюбленной на каникулы и попадает в прошлое. Встречаясь там с Хемингуэем, Пикассо, супругами Фицджеральд, Гертрудой Стайн, он понимает, что принадлежит этому времени и хочет остаться там навсегда. По состоянию на 2016 год это самый кассовый фильм Аллена со сборами более чем 150 миллионов долларов во всем мире.
Удивительно, но Уилсон признавался, что сюжет фильма сначала его не заинтересовал. «Главным была работа с Вуди Алленом, — рассказывал актер. — Это своего рода захватывающая идея, которая привлекла всех, кто снимался в фильме. Приятно было и то, что все это время мы жили в Париже. Поработать с Вуди Алленом и пожить в Париже. Вот это меня привлекало, но не сам сценарий... Мне действительно понравилось это читать, но, как я уже говорил, у меня просто не было представления о том, как будет работать этот элемент путешествия во времени. Как можно передать то время? Но Вуди справился с этим».
Уилсон мгновенно совпал со своим героем. Он и в жизни хорошо начитан и прекрасно разбирается в литературных стилях и писателях. Надо сказать, что многих в этом фильме привлекает красавец-актер и Париж. Далеко не все, особенно молодое поколение, способны идентифицировать писателей XIX и XX веков, а кто-то их никогда не читал. Но Уилсона и Парижа хватило для успеха. Проект получил 130 номинаций и наград, включая 3 номинации на«Оскар» и саму статуэтку для Вуди Аллена за эту картину.
После такого успеха актер уже мог позволить себе не соглашаться на все и выбирать только ему интересное. Например, «Отвязные приключения в Лондоне» стали уникальным проектом, который рекламировался как «первый в истории снятый вживую фильм». Комедия была снята при помощи одной камеры и напрямую транслировалась в кинотеатры для показа. В основу сюжета режиссерского дебюта Вуди Харрелсона легли реальные события, произошедшие с ним в английской столице.
В том же году вышел в прокат анимационный фильм «Тачки 3», на него был затрачен огромный бюджет и который заработал вдвое больше потраченного. А в 2021-м в программу основного конкурса Каннского международного кинофестиваля вошла кинокартина «Французский вестник». Помимо Уилсона в звездный актерский состав вошли шесть лауреатов «Оскара»: Бенисио Дель Торо, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон и другие. Фантастическая драма «Блаженство» была понята не всеми, но никто не удивился, что Уилсон в ней снялся. Сюжеты о перемещении в другие миры и загадках сознания — это как раз то, чего мы от него ждем.
«Я сам не верил, что такая история, как в «marry me», может быть»
Фильм «Первый встречный» (название англоязычной версии «Marry Me») был бы беспроигрышной лотереей для любого актера. Дженнифер Лопес в главной роли. В центре сюжета — роскошная свадьба. История Золушки, но только не для женщины, а для мужчины. Невероятные вложения.
Свадебное платье было разработано модельером Зухаиром Мурадом и лично выбрано Дженнифер Лопес после того, как оно было замечено на подиуме. Платье весило около 95 фунтов, и ходить в нем было настолько сложно, что Лопес получила травму бедра. Чудаковатый, «неподкупный», «живущий в своем мире» герой, который вообще сначала «не догонял», что стал мужем суперзвезды, — для этой роли Уилсон то, что надо!
«Наверное, не зря все-таки между мной и Дженнифер еще с первой совместной работы в фильме «Анаконда» возникла «химия», — вспоминал актер. — Я в первую очередь и согласился на эту картину — «Первый встречный» — из-за нее. И правильно сделал! Это была не работа, а сплошной отдых и релаксация. С Дженнифер мне было очень легко. Возможно, потому что именно на ней было больше всего ответственности... Мне нравится в этом фильме, что история не выставляет никого из героев злодеями. И даже Бастиана иногда можно понять, ведь все делают ошибки. А в Чарли, конечно, каждому легко найти себя... Это был очень успокаивающий фильм для меня, потому что не пришлось ни о чем беспокоиться. Все как-то работало само собой».
«Само собой» — это выражение из словаря Уилсона. Такое ощущение, что он никогда не беспокоится о новых ролях, не «добивается» успеха, не «мечтает получить», но получает. Более того, его выбирают! Оуэн может казаться человеком, который катится по жизни легко... И он бы мог стать идеальным исполнителем роли князя Мышкина в голливудской версии, так как одним своим видом транслирует образ блаженного чудака, у которого совершенно нет никаких расчетов в жизни. Но люди, которые хорошо его знают, говорят, что он «умнее, чем кажется», «иногда скрывает свой интеллект» и «удивляет в процессе знакомства с ним». «Иногда люди могут его недооценивать», — многозначительно говорят друзья актера.
Но все-таки он — везунчик! Даже сам Уилсон подчеркивает: самый рискованный поступок в его жизни — то, что он стал актером. «Я не изучал актерское мастерство, не занимался этим в специальной школе, выпустился с дипломом по английскому языку, но всегда любил смотреть кино и писать, — говорит он. — Так что когда мы с другом начали готовить сценарий фильма, мне нужно было поверить, что я могу в нем сыграть. И поначалу это была больше вера моего друга в меня, в то, что я смогу это сделать. И я не ожидал, будучи родом из Далласа, что кто-то одобрит мое решение. Мне кажется, что творческая карьера — это не то, за что берутся многие люди. Для меня выбор актерской профессии стал рискованным поступком».
Что касается личной жизни актера, то она непроста и непонятна так же, как и он сам. Такой человек видится примерным семьянином с детьми и собаками. Но Уилсон даже затрудняется ответить на вопрос, романтик ли он.
«Я не знаю. Думаю, что я в некотором роде романтик. Я определенно ценю романтическую историю... Моя мама недавно вышла замуж в возрасте 80 лет за очень хорошего парня. Это очень романтичная история и идея о том, что вы можете найти свою любовь в любом возрасте. Я думаю, это очень милая история...»
Тем не менее 54-летний актер никогда не был женат. У многих есть подозрение, что институт брака не входит в систему его ценностей. Он не избегает отношений и даже, можно сказать, частенько бросается в них. Но, похоже, осознает их временность и не торопится «узаконить» любовь. Он встречался с несколькими известными женщинами, включая Деми Мур, Джину Гершон, Кейт Хадсон и Шерил Кроу. Он также является отцом троих детей. Несмотря на то что он никогда не делал предложение матерям своих сыновей, он полноценный отец, который берет мальчиков на съемки, проводит с ними выходные и воспитывает их. В 2018 году все его поклонники были шокированы новостью: после пяти лет отношений актер расстался со своей беременной возлюбленной Варуни Вонгсвиратес и отказался участвовать в жизни будущего ребенка. Именно поэтому долгое время в биографии актера писали, что у него двое детей, хотя их трое. Матери Лайлы пришлось предоставить Уилсону тест ДНК, чтобы доказать, что дочь его. Этим она добилась лишь алиментов, но не признания ребенка. Хотя будоражила прессу, пытаясь воззвать к совести Уилсона.
«Ты должен увидеть свою дочь, она невероятна, ты действительно многое упускаешь, — говорила она в интервью. — Она выглядит так же, как ты». «Лайла намного больше похожа на Оуэна, чем на родную мать, — писали в прессе. — Его копия». Комментировать свое решение актер отказался, а во время интервью предпочитает делать вид, будто у него есть только двое детей. Он просто продолжает игнорировать эту тему, добавив к своей биографии еще одну загадку. Ведь не может же актер не верить, что ребенок его, если подросшая девочка — его копия? Что такого могла сделать мать девочки, чтобы он отвернулся от самого ребенка? Загадка.
Сколько бы ни писали об Уилсоне, его никак не могут «описать» или «классифицировать». Про него невозможно сказать: «С этим парнем все ясно». Если об Уилсоне выходят пространные статьи в журналах, то авторы просто ограничиваются своими впечатлениями. «Его кожа загорелая и здоровая — румяная — и у него завидные светлые волосы, которые всегда выглядят так, словно он полчаса назад купался в океане, а потом высушил их на солнце, раздражающе идеальные. Голубые глаза такие же голубые, как в кино, или еще голубее. Он носит длинные брюки, хотя погода теплая. Такой бледный. Он как бы переминается с ноги на ногу. Он не кладет свой телефон на стол, как это делает большинство людей. Он отвечает на вопросы не так, как будто у него берут интервью, а скорее так, как будто он стоит в углу на вечеринке, болтает и рассказывает восхитительные истории...»
И все в таком духе. Сам Оуэн, рассказывая о какой-то понравившейся ему книге или фильме, нередко использует термин «магический реализм». И что-то такое люди чувствуют в нем. Как будто у него особенный взгляд на мир. Его комментарии по поводу самых обыденных вещей или невинные странности наподобие «игры в листья», придуманной для сыновей, делают его непохожим на всех остальных. Он неуловим... И, кажется, всегда находится в поиске того, как сделать реальность волшебной.