Майский указ: миссия невыполнима
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Игорь Николаев, Доктор экономических наук. МК Московский Комсомолец
Вряд ли в стране найдется хоть кто-то, кто не в курсе про майские указы президента. Кто-то слышал про такие указы еще 2012 года, а кто-то знает, что и сейчас мы живем по указам, только теперь уже 2018 года (точнее, в 2018-м был один суперуказ, который обо всем).
Так вот, для правительства этот суперуказ — безусловный приоритет. Правительство недавно даже утвердило Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. К Плану этому прилагаются показатели, характеризующие достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Давайте попытаемся оценить реалистичность достижения этих самых показателей.
1. Естественный прирост численности населения в 2024 году должен составить… 1 тыс. человек, что, по мнению правительства, должно свидетельствовать о достижении национальной цели развития — «Обеспечении устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации».
Так и представляю, что немало людей удивятся этой цифре в 1 тыс. человек как доказательству обеспечения устойчивого роста численности населения. А до этого, до 2023 года, планируется одна естественная убыль населения России, то есть число умерших будет превышать число родившихся.
Однако даже эти скромные планы представляются совершенно нереалистичными. Судите сами. В 2018 году в России был зафиксирован не естественный прирост, а естественная убыль численности населения — 224,6 тыс. человек. Теперь идет 2019-й, в котором по планам правительства должен начаться перелом этой негативной тенденции, однако результаты I квартала говорят об обратном: минус 106,7 тыс. человек. Для сравнения: в I квартале 2018 года тоже фиксировалась естественная убыль населения — минус 87,3 тыс. человек. Получается, что никакого перелома тенденции в лучшую сторону не происходит. Напротив, демографическая ситуация ухудшается. Значит, целевой показатель — нереалистичный.
2. Ожидаемая продолжительность жизни должна составить в 2024 году 78 лет. В 2018-м этот показатель составил 72,9 года, то есть получается, что в оставшиеся годы продолжительность жизни должна ежегодно возрастать примерно на один год. Но это фантастика! К сведению: за 2017–2018 годы продолжительность жизни возросла всего лишь на 0,2 года. Как в оставшиеся 5 лет Россия выйдет на целевую прибавку в годах? Да. Не припомню, чтобы какой-нибудь стране мира что-то подобное удавалось. Поэтому вывод: этот показатель невыполним.
3. Реальные располагаемые денежные доходы населения должны вырасти в 2024 году на 2,4%. Что сейчас? Реальные доходы населения у нас снижаются начиная с 2014 года. Только в 2018-м вышли в плюс на 0,2%, и то благодаря новой методике расчета данного показателя. Начался 2019-й, итоги I квартала: минус 2,3% в годовом выражении. Фактически шестой год подряд доходы населения падают, но при этом каким-то чудом они по планам правительства должны перейти к устойчивому росту. Это с такой- то устоявшейся минусовой тенденцией? Это с такими-то перспективами экономического развития, когда мировые цены на нефть скорректировались вниз, когда растет вероятность введения новых санкций против России, когда ввиду торговой войны между США и Китаем вся мировая экономика снижает темпы своего роста? Нет, не верится в достижимость целевого показателя по динамике реальных располагаемых денежных доходов населения. Опять все очень далеко от реальности.
4. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума должна составить 6,6% от общей численности населения в 2024 году. С этой цифрой все просто: число бедных в стране должно сократиться в два раза — в 2017 году показатель равнялся 13,2%. Выполним?
Что же, давайте вспомним наши успехи на ниве борьбы с бедностью. Вообще-то еще в теперь уже далеком 2003 году в президентском Послании Федеральному Собранию была поставлена задача «преодоления бедности». Преодолеть не удалось, поэтому теперь у нас стоит задача снизить в два раза к 2024 году. Судя по динамике прошлых лет, это категорически невозможно. Трудно представить, что после стольких лет не очень успешной деятельности по снижению числа бедных в стране здесь вдруг начнется что-то невероятно позитивное. Мы что, ожидаем резкое ускорение экономического роста? Нет, и близко нет ничего такого: по итогам I квартала 2019 года ВВП страны вырос на малоразличимые 0,5%. А ведь именно обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики является фундаментом для эффективного решения проблемы бедности в стране.
Я понимаю, что с помощью разного рода статистических ухищрений можно выйти на требуемый показатель. У нас ведь число бедных зависит от величины прожиточного минимума, которую можно «подкрутить». Но если ничего особо не «крутить», то и этот целевой показатель достигнут не будет.
5. Количество семей, улучшивших жилищные условия, должно достигнуть в 2024 году 5 млн человек. В 2018 году количество таких семей составило 3,5 млн. В 2019 году, кстати, оно должно даже уменьшиться до 3,4 млн. Вообще же за период с 2019 по 2024 год должны улучшить свои жилищные условия 25,1 млн семей. Представляете: каждая третья российская семья в ближайшие годы должна заиметь большую и лучшую квартиру.
Верите? Вот и мне представляется это крайне маловероятным, потому что: наступает период неопределенности с финансированием жилья, связанный с отказом от традиционных долевых схем; рынок ипотечного кредитования уже испытывает негативное влияние закредитованности населения; реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают падение; экономика близка к стагнации. Откуда возьмется тогда этот бум жилищного строительства? Поэтому цифра — 5 млн семей, улучшивших жилищные условия в 2024 году, конечно, хорошая, но весьма далекая от реальности.
6. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2024 году должен достигнуть 50%. С этим показателем вообще, по-моему, беда. Представьте: он в 2017 году составлял 16,1%, в 2018 году — 16,5%, в 2019 году должен составить 17,1%. Потом — стремительный трехкратный рост. Одна такая динамика уже вызывает вопросы. Самый главный вопрос: а с чего вдруг? Давайте сами попытаемся на него ответить. Что заставляет организации внедрять технологические новшества? Конкуренция. Если есть понимание, что, не внедряя новые технологии, ты можешь разориться, твое место займут конкуренты, то ты будешь внедрять инновации. Если же в силу тех или иных причин конкуренция невысокая, то нет и стимулов делать ставку на новую технику и технологии.
Что у нас там с конкуренцией? То-то и оно. Поэтому мечты о том, что у нас в 2024 году 50% организаций будут осуществлять технологические инновации, так и останутся мечтами.
7. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП страны должны достигнуть в 2024 году 6,1%. По итогам 2018 года этот показатель составил 1,9%. Возможно ли увеличить его сразу в три с лишним раза? Возможно, когда отталкиваешься почти от нуля. Это называется эффектом низкой базы. Наконец-то нашелся показатель, которого, возможно, удастся достичь.
8. ВВП России должен вырасти в 2024 году на 3,3%. Напомню, что пока официальный прогноз на текущий 2019 год — прирост ВВП на 1,3%. Первый квартал, как уже выше упоминалось, закончили с результатом плюс 0,5% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го. Мы уже почти не растем. Так почему российские власти полагают, что вдруг экономика ускорится до темпов, превышающих среднемировые? Очень хочется? Ну, знаете ли, как говорится, хотеть не вредно. В общем, 3,3% роста экономики в 2024 году — это несбыточная мечта при той экономической политике, которая проводится правительством сегодня.
9. Россия должна занять пятое место среди стран по ППС (паритету покупательной способности) к 2024 году. Да-да, перед правительством поставлена задача обеспечить вхождение в пятерку крупнейших экономик мира. Для чего требуется ни много ни мало обогнать экономику Германии. С нынешними темпами экономического роста мы не то что не догоним Германию, мы с большой долей вероятности уступим свое сегодняшнее шестое место наступающей нам на пятки Индонезии, в которой в последние годы ВВП прирастает примерно на 5% в год. Так что не пятые мы будем в 2024 году, а седьмые.
10. Несырьевой энергетический экспорт в 2024 году должен составить 350 млрд долларов. По итогам 2018 года он составил 214 млрд долларов. Почему вдруг будет такой рывок, если российская экономика стагнирует, а мировая явно замедляется? Ответа нет, есть только красивая цифра. Не будет этой цифры, надо все-таки быть реалистами.
Подведем итоги. Из 10 целевых показателей развития России к 2024 году может быть выполнен только один, далеко не самый важный (внутренние затраты на развитие цифровой экономики), да и то благодаря эффекту низкой базы.
Вообще рисковое мероприятие затеяло правительство, оцифровав свои показатели деятельности к 2024 году. Но уже всё, нарисовали, утвердили. А ведь интересно будет: практически ничего не выполним. Ничего. На кого или на что сваливать будем, почему не получилось? Или, как обычно, сделаем вид, что ничего не произошло? Как же это всё неправильно: шапкозакидательство и непрофессионализм, прожектерство и безответственность.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.