Работодатели стали дольше искать сотрудников: согласны потратить больше времени и денег, но получить работников более высокой квалификации, сообщают кадровый сайт «Работа.ру», рекрутинг HeadHunter и агентство «Яков и партнеры». Если в 2021 году на поиск у кадровиков уходило в среднем не более двух месяцев, то в 2022 году — уже не меньше трех.
Трудности растут не только при поиске «штучных» специалистов или в секторе редких профессий, но и вследствие практически повсеместного дефицита. По данным сайта «Работа.ру», особенно острую нехватку персонала испытывают сферы образования и науки, а также медицины и энергетики. Руководителей среднего звена не хватает в больницах и клиниках, а также в организациях, связанных с торговлей и IT-технологиями. Больше всего головной боли при поиске сотрудников с опытом более трех лет. А топ-менеджеров активнее прочих ищут для IT-предприятий, энергетической отрасли и сектора недвижимости.
Проблема не новая. В 2021 году по стране фиксировалась нехватка более 179 тысяч квалифицированных рабочих в промышленных, строительных и транспортных отраслях. Организации также заявляли о потребностях в 254 тысячах специалистов высшего уровня квалификации в сферах «наука и техника», «здравоохранение», «бизнес и администрирование», «образование» и многие другие.
Теперь оперативные опросы ЦБ свидетельствуют: каждое второе предприятие испытывает дефицит кадров, но каждому третьему остро не хватает именно высококвалифицированных специалистов. В этом ряду машиностроительные, металлургические, строительные и транспортные компании. Как отмечают аналитики, сокращение импорта увеличило спрос на продукцию ряда технологичных отраслей и привело к росту потребности в грамотных работниках. В числе основных причин аналитики называют отток из страны иностранных фирм, частично вместе с персоналом, а также молодежную бизнес-эмиграцию.
В результате куда ни кинь — везде клин. На Дальнем Востоке остро не хватает транспортников — «из-за роста грузопотока на Восточном полигоне железных дорог усилился дефицит машинистов электропоездов». На Юге России «наблюдается отток квалифицированных строителей, водителей, энергетиков в новые российские регионы для восстановления инфраструктуры» — там нынче в разы больше платят. И так далее.
Впрочем, по данным Head-Hunter, одной из крупнейших служб занятости страны, наибольшим спросом на рынке труда с середины 2022 года стали пользоваться менеджеры по продажам: «работодатели разместили 497 тысяч таких вакансий». Этот тренд аналитики называют «гримаса импортозамещения». В условиях ухода западных компаний отечественные производители стараются оперативно занять освобождающиеся ниши на рынках — и активно борются за потребителя. На втором месте в рейтинге расположились продавцы-консультанты — по той же причине. Но аналитики предупреждали о временности этой волны, на смену которой ожидалось падение розничной торговли. И эти прогнозы уже сбываются.
Одновременно появились признаки роста востребованности специалистов-ремонтников в самых различных сферах. В качестве примеров приводятся запросы от компании «Фосагро» — крупного производителя фосфатного сырья и удобрений — и горно-металлургической компании «Норильский никель». «Фосагро» дала кадровому сервису заявку на 60 слесарей-ремонтников, чего прежде не было: «60 пакетом — это даже для «Фосагро» много». А компания «Норникель» в связи с традиционно высокой востребованностью профессии в промышленных компаниях в 2022 году анонсировала прием на работу в ближайшее время более 1700 (!) слесарей различной специализации, в том числе по ремонту оборудования.
Рекрутинговое агентство Cornerstone, оказывающее услуги по подбору персонала, отмечает, что раньше в России 30% всех занятых в промышленности отвечали за ремонт оборудования. «Сейчас процент будет расти, — прогнозирует партнер агентства Владислав Быханов. — В какой-то момент мы все станем немного Кулибиными: будем приделывать детали от «жигулей» к старым иностранным автомобилям».
Но если «гаражный автосервис» всегда был востребован в России, то теперь кратно растет потребность в ремонтах сложной бытовой техники. На маркетплейсах услуг прогнозируют, что к концу 2022 года спрос на ремонт стиральных машин увеличился на 150-180%, посудомоечных машин — на 100%, холодильников и телевизоров — на 50%. А пик потребностей в ремонте смартфонов и планшетов пришелся на весну этого года, отметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В целом за год рост интереса к таким услугам составил 20-25%, говорит он. Но эксперт оговаривается, что «частные мастера зачастую берут за свои услуги совершенно непомерную, ничем не обоснованную плату и притом делают работу некачественно — о состоянии используемых ими запчастей можно только догадываться».
Не менее серьезные перемены на рынке труда в России происходят из-за набравшего скорость в последние годы «промышленного импортозамещения» — кардинального обновления производства в самых различных сферах. Только в 2022 году в стране появилось 302 новых высокотехнологичных предприятия: завод инсулина в Липецкой области и роботизированная ферма в Нижегородской, производство беспилотников на Сахалине и тяговых трамвайных электродвигателей в Удмуртии, завод промышленных алмазов в Пскове и маломерных судов в Зеленодольске. И так далее.
А годом раньше новых высокотехнологичных предприятий в России появилось 348, в 2020-м — 318, в 2019-м — 326. В одной лишь Москве нынче примерно 14 тысяч предприятий: фармацевтика, пищевая, авиационное, космическое строительство, автомобилестроение, микроэлектроника: «Столица стала первым номером в обрабатывающей промышленности страны с долей совокупного экспорта товаров и услуг 21,4% от российского», — говорит мэр Сергей Собянин. Большинство московских компаний — это малый и средний бизнес, который составляет 20,3% малых и средних предприятий — экспортеров России.
Еще одной особенностью московского экспорта является то, что 60% в нем — высокотехнологичная продукция. В частности, объем экспорта электроники и продуктов информационных технологий в 2021 году показал прирост на 22% и составил 496 млрд рублей, а в медицине и фармацевтике вырос в 3,7 раза — до 136,1 млрд рублей. В ближайшие пять лет, когда заработают еще четыре крупнейших фармацевтических завода, столица выйдет на первое место в сфере фармацевтического производства страны.
Естественно, этим предприятиям требуются специалисты высокого класса. А потому средняя зарплата московского инженера составляет около 125 тысяч рублей в месяц, а инженера-строителя — 155 тысяч. Зарплата учителя — 80-100 тысяч, врача — 95 тысяч, повара ресторана — от 80 до 130 тысяч. Есть, конечно, вакансии и на 50-60 тысяч рублей, но найдутся даже на полмиллиона. Весь вопрос, достойным ли окажется претендент. Но в целом средняя зарплата по столице в 2023 году превысила 116 тысяч рублей. Пять лет назад была на 21 тысячу рублей ниже. Безработица 0,38% — при 180-200 тысячах вакантных рабочих мест. Комфортной в мегаполисе считается жизнь при уровне доходов от 100-140 тысяч рублей на человека.
А в Красноярском крае — одном из немногих регионов Сибири, где численность городского населения растет — средняя зарплата инженера — 75 тысяч, но уйма вакансий на 150 тысяч и выше. На сайте SuperJob можно найти работу от прямых работодателей с зарплатой до 520 тысяч рублей. В основном на Северах...
В регионе реализуются крупномасштабные инвестпроекты. Например, в конце 2022 года для реализации проекта «Восток Ойл» на севере края «Роснефть» объявила об открытии 11 тысяч вакансий. Еще один пример — комплексный инвестпроект «Енисейская Сибирь», объединяющий сегодня 32 проекта, где к 2027 году планируется создать суммарно до 70 тысяч рабочих мест.
На каждого привлеченного сотрудника работодатель получает сертификат в размере 225 тысяч рублей, которые можно потратить на обустройство приглашенного, обучение и прочее.
«Работодатели заинтересованы в иногородних специалистах, по которым сложился постоянный жесткий дефицит. Им довольно часто предлагают компенсацию затрат на переезд, финансовую помощь в аренде жилья или предоставляют служебное жилье. Среди таких специалистов — медики, строители, специалисты из сферы производства и водители, машинисты. Таких специалистов красноярские работодатели ищут не только дома, но и в других регионах, чаще всего сибирских», — говорит руководитель пресс-службы «HeadHunter Сибирь» Лилия Эсауленко.
Уже есть результаты: в прошлом году по таким программам край получил десятки высококвалифицированных специалистов из Кемеровской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Томской областей и даже из Москвы. А всего из прибывших в Красноярье в 2022 году взрослых граждан 17 100 имеют высшее образование, в том числе 86 кандидатов и 22 доктора наук.
Добавим, что средняя зарплата по краю — почти 70 тысяч рублей. Уровень безработицы составил 2,7%, но не удел остаются в основном неопытная молодежь и люди предпенсионного возраста — их, соответственно, 18,8% и 20%.
Для сравнения: В России среднемесячная зарплата ныне составляет 56 208 рублей — на 337 рублей ниже, чем в 2021-м. Президент Владимир Путин заявил, что к концу года «реальная заработная плата в целом по стране должна вырасти на 3-5%, а располагаемые доходы населения — где-то на 2-3%». Но глава Центробанка Эльвира Набиуллина опасается, что «рост зарплат в 2023 году будет опережать темпы увеличения производительности труда, что может привести к дополнительному росту цен:». А в исследовании Русской школы управления и HR Metrics говорится, что в 2023 году 80% работодателей собираются увеличить фонд оплаты труда: на 20% и более — 12% опрошенных, на 10-15% — 16%, на 5-10% — 33%, менее чем на 5% — 19%. Совсем не собираются повышать зарплаты лишь 8% опрошенных. Так что квалифицированные кадры действительно в цене.
Россияне постепенно приспосабливаются к новым реалиям рынка труда. Это показало недавнее исследование «Работы.ру», охватившее 5 тысяч респондентов старше 18 лет. Если в 2021 году определяющим фактором для кандидата при трудоустройстве было стабильное положение компании-работодателя на рынке, то в конце 2022 года большинство опрашиваемых отметили, что при смене работы они скорее будут искать более высокую зарплату (71%) и комфорт (50%).