Российский рынок съедал без хлеба целые бренды, не говоря уже об отдельных знаковых моделях. Такой моделью, например, стала Mazda3 последнего поколения, которая, едва появившись, сразу же превратилась в изгоя из-за высокой цены и неоднозначного дизайна. И это особенно обидно на фоне ошеломительного успеха предыдущих поколений «матрёшек», ставших для бренда символом возрождения. Однако российские маркетологи Mazda не впали в уныние, а решили сделать ставку на другую «трёшку», теперь уже в виде кроссовера. Почему? Да потому что модно!
Но не только люди с калькуляторами считали дни до появления Mazda CX-30. Его ждали и те, кому СХ-5 великовата, а Mazda6 низковата. Поэтому ещё в 2019 году, когда новый кроссовер впервые показали публике, потенциальные российские покупатели начали задавать вопросы о перспективах приобретения. Ответом было скорбное молчание и разведённые руки, но все продолжали терпеливо ждать. Оптимизм ожидания начал рассеиваться весной 2020 года, когда население целых континентов дружно уселось по домам, чтобы проводить бессмысленные конференции в зуме. Ну уж теперь, решили мы, точно не привезут. А наши загадочные маркетологи в это время втайне готовили подарок, который и вручили в конце прошлого года.
Новый автомобиль построен на платформе почившей третьей серии, но выглядит более логичным, особенно сзади. Если помните, именно за этот ракурс Mazda3 получила сотни тумаков и обидных затрещин. В кроссовере СХ30 всё иначе, и к его внешности, выполненной в знаменитой дизайнерской парадигме «KODO – душа движения», придраться может только эстет-извращенец. Несмотря на платформу, кроссовер не выглядит как опухший хетчбек в пластиковом обвесе. Напротив, у него своё запоминающееся и узнаваемое лицо. Ну и зад.
Собственно, это же касается и салона, где присутствуют как знакомые, так и абсолютно новые элементы, отвечающие требованиям времени.
Если помните, мы долго и упорно жаловались, что интерфейс мультимедиа устарел, а его графика напоминает «сегу», с её угловатыми 32-битными картинками. Разумеется, мы не утверждаем, что японцы услышали именно нас, но графика на дисплее стала лаконичной и современной, а сам он увеличился в размерах и теперь слегка утоплен вглубь панели приборов. Кстати, с этим углублением вышел небольшой казус: с водительского места информация считывается хорошо, а вот с кресла переднего пассажира — не очень, потому что монитор ещё и развернули влево. Вообще, интерьер получился очень лаконичным, без избытка декораций и заоблачного полёта фантазии дизайнеров. Здесь всё на своих местах, и всё интуитивно понятно, а качество отделки у Mazda давно одно из лучших в классе. На новом руле целых 18 кнопок, большинство из которых отвечает за продвинутую систему безопасности, если, конечно, вы закажете её вместе с пакетом опций за 370 000 рублей.
При длине колёсной базы 2 655 мм, сложно рассчитывать на то, что на заднем ряду можно будет протянуть ноги (в буквальном, а не переносном смысле слова). Не будем врать: если в переднем кресле сидит человек ростом под 185 см, то ваши колени всё время будут нежно массировать его позвоночник. А при поездках на дальние расстояния вам придётся выполнять асаны из хатха-йоги, прежде чем затёкшие конечности вновь придут в рабочее состояние и позволят выбраться из машины. Ну, собственно, ничего другого от компактного кроссовера мы и не ждали. Хотите ходить по салону пешком - присмотритесь к СХ-9, размером со студию в подмосковной новостройке. При полностью поднятых спинках второго ряда, багажник сложно назвать огромным – всего 295 литров, что довольно логично, с учётом весьма эгоистичной концепции CX-30. Мы ведь уже поняли, что этот автомобиль не будут покупать на маткапитал, полученный за рождение третьего ребёнка. Скорее наоборот: двое, собачка и отсутствие пошлого обременения в виде дачи. Если же у вас будет стойкое желание выбраться на природу - запомните, что у вас есть пластиковый обвес, клиренс 180 мм, система полного привода с подобием внедорожного режима (которая доступна в двух из трёх комплектаций), небольшие ходы подвесок и отчаянная решимость.
CX-30 любит скорость и ровные дороги, а если на дороге встречаются связки поворотов, то машина открывается с самой лучшей стороны. Да, японские инженеры делают уникальные шасси, которые превращают в спорткар даже кроссовер (в этом месте автор обычно встаёт на табурет и начинает петь хвалебные оды управляемости, отличному острому рулю и абсолютной предсказуемости поведения). При таком характере шасси, хотелось бы и двигатель помощнее, но на нашем рынке в этом плане не разгуляешься. Автомобилю положен единственный мотор, объёмом 2 литра и мощностью 150 л.с., который работает с полноценным 6-диапазонным автоматом. Эти железки хорошо известны и крайне надёжны, но амбиций у них маловато: в максимальной комплектации с полным приводом, СХ-30 требуется около десяти секунд для разгона до сотни. То ли дело наши американские партнёры: у них есть и 2.5 л, и 2.5 л с турбиной, которые известны у нас по Mazda6. Они разгоняются быстрее. Если вы считаете, что АКП – это сложно и дорого, то в России можно купить новый автомобиль и на механике, но это будет базовая комплектация с передним приводом, лишенная всяких полезных штук, таких как невероятная аудиосистема Bose или десяток систем пассивной безопасности. В круизном режиме, крепко сбитая короткоходная подвеска не убаюкивает, как на построенной по американским канонам СХ-9, а наоборот мобилизует, иногда выдавая в салон вибрации и лёгкие тычки. Впрочем, не стоит забывать, что дорогие комплектации обуты в низкопрофильные шины, с дисками диаметром 18 дюймов. И, наконец, наша любимая тема — цена. Та самая, что отправила домой Mazda3 последнего поколения. Базовая комплектация Drive с МКП, передним приводом и простым кондиционером стоит 1 650 000 рублей, а из опций можно докупить только навигацию за 55 тысяч. Следующая комплектация Active, в зависимости от привода, стоит от 1 904 000 до 2 004 000 рублей, и сюда можно прикупить пакет подогревов и датчиков парковки. А вот максимальная Supreme формально стоит 2 054 000 с передним приводом, и на 100 000 дороже, если привод полный. Но если вы хотите кучу электронных ассистентов, крутой звук, люк и подогревы всего, то вам придётся занести ещё 369 000 рублей. А поскольку самые красивые Mazda только в цвете Soul Red, то к стоимости добавится ещё 33 тысячи. Как говорят модные нынче аналитики, даже на максималках цена в рынке, и тут главная задача маркетологов объяснить поклонникам бренда, почему не нужно испытывать ностальгический тремор по Mazda3, а нести свои быстро обесценивающиеся миллионы за СХ-30. Начать лучше с того, что машина сама по себе красивая, а закончить тем, что она ещё и крутая, пусть даже с двухлитровым мотором.