Бывший уполномоченный по правам детей Анна Кузнецова двинулась в Госдуму, а на ее место назначена ее давняя подруга и, на первый взгляд, практически ее клон – тоже бывшая жительница Пензы, тоже многодетная мама (пятеро рожденных, четверо приемных и еще 13 под опекой) и жена священника Мария Львова-Белова. Чем заслужила она эту должность и чего ожидать от нового защитника детей?
Марии 37 лет, по образованию она дирижер эстрадного оркестра, в 2019 году поступила учиться в Пензенский государственный технологический университет по направлению «Менеджмент». Она известна своей деятельностью в области социализации и социальной адаптации детей-сирот и молодых взрослых с инвалидностью. В 2020 году Львова-Белова стала сенатором Совета Федерации от Пензенской области.
Как ей удается совмещать все это с семьей и многочисленными детьми и, тем более, как все это вяжется с новым ответственным постом, для обывателей остается загадкой. Вместе с супругом, священником Павлом Когельманом (который, кстати, до рукоположения в 2019 году трудился программистом) они воспитывают пятерых кровных и четверых приемных детей, которых взяли в семью в 2012 и 2013 годах. Также под опекой у Марии находятся 13 молодых людей с инвалидностью. Сама Львова-Белова на тот же вопрос президента России весело ответила: «А многодетные мамы – они же такие, многозадачные».
Что касается взятых под опеку, детский омбудсмен рассказывает о них так: «они со мной не живут, они живут в моих проектах сопровождаемого проживания». Этим ребятам с ментальными особенностями оставался один путь – в психоневрологический интернат. Теперь же они проживают с сопровождением в одном из благоустроенных центров, существующих на деньги благотворителей и государственные гранты. На своей страничке в соцсети Мария делится: «Сегодня они наперебой рассказывали мне о своих маленьких победах. О том, как сами жарят картошку, выходят вечерами гулять, покупают себе одежду, о своей работе и ответственности за нее. В такие моменты осознаешь, что все не зря...
Поэтому работаем дальше над тем, чтобы каждый выпускник дома-интерната с инвалидностью имел возможность сопровождаемого проживания. И чтобы такая практика стала нормой на государственном уровне».
– Я знаю Марию много лет, она совершенно замечательная мама! – рассказала «МК» ее землячка и многолетний партнер и друг, Председатель Совета ассоциаций приемных семей при Министерстве просвещения РФ Наталья Городиская. – Благодаря ее поддержке и участию я и сама состоялась как приемная мама подростков. Она придумала в и инициировала проект поддержки замещающих семей в Пензе. Она через многое прошла, это человек, который абсолютно в курсе всех проблем и многодетных, и приемных семей. Она сама очень часто бывала и в учреждениях детей-сирот, и в интернатах…
Мария умеет вокруг себя собрать единомышленников, которые тоже горят этим делом. У меня в окружении множество самых разных руководителей в регионах и партнеров, но я не знаю больше таких людей, которые могли бы, как Мария, воплощать в жизнь самые смелые планы, помогать такому большому количеству людей. Я могу сказать, что это очень правильный выбор. Наконец-то, достойнейший из достойных назначен.
Бывший уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина тоже воодушевлена этим назначением:
– У меня вызывают бесконечное уважение люди, которые берут под опеку и усыновляют детей. Желаю Марии Алексеевне успешно воспитывать своих детей и уделять при этом достаточно времени работе, потому что в семейной политике России накопилось большое количество системных проблем. Сегодня остро необходимы новые подходы во всей демографической политике. Но при текущей кадровой политике рассчитывать на долгожданные перемены в этой сфере не приходится.
Объективности ради приведем мнение и скептиков, которые пока сдержанно восприняли это назначение:
– Я с Марией Львовой-Беловой знаком давно, но в последнее время мы не пересекались в связи с тем, что она увлеклась построением политической карьеры, а к общественной работе это уже не относилось, – рассказал нам эксперт, который всю жизнь занимается поддержкой детей-сирот. – Это уже был человек партийный; человек, который нацелился совершенно на другие истории, стал сенатором... А я ее застал еще в те годы, когда они были скромной организацией, когда они танцевали и устраивали праздники в детских домах. Потом они, видимо, поняли, что лучше заниматься детьми-инвалидами и оставили детей-сирот...
Я для себя понял одно, что она использовала общественную деятельность для того, чтобы построить свою политическую карьеру. Думаю, что она будет вести ту же линию, что и Кузнецова, потому что эта должность по большому счету ни к чему не обязывающая, это будет такой «МЧС в юбке», но никаких качественных подвижек ждать не приходится.