Минфин меняет модель финансовой поддержки регионов: впервые за несколько лет бюджетные кредиты резко сократятся, а дотации вырастут. В обмен на бесплатные деньги регионы будут обязаны оздоравливать свои финансы
Правительство планирует в следующие три года резко сократить объем дешевых бюджетных кредитов регионам, но при этом увеличить объем дотаций на выравнивание региональных бюджетов, следует из проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы и материалов к нему.
За три года регионы получат меньше бюджетных кредитов, чем за один 2016 год, — 250 млрд руб. (по 100 млрд в 2017–2018 годах и 50 млрд в 2019 году) против 338 млрд руб. в 2016 году. Ставка по таким кредитам минимальна — 0,1% годовых, но они засчитываются в долг и подлежат возврату.
Сокращение бюджетных кредитов компенсируют дополнительными безвозмездными перечислениями. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется увеличить относительно 2016 года на 100 млрд руб. — до 614,6 млрд в 2017 году — и оставить на таком уровне в 2018 и 2019 годах.
«Учитывая, что предоставляемые бюджетные кредиты также являются долговыми обязательствами регионов, хотя и требующими минимальных расходов на их обслуживание, увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации положительно отразится на сбалансированности региональных бюджетов и динамике государственного долга субъектов», — говорится в комментарии пресс-службы Минфина на запрос РБК.
В последние годы федеральные власти сначала замещали коммерческий долг регионов бюджетными кредитами, а теперь приходится замещать и бюджетное кредитование. В 2014 году в федеральном бюджете изначально планировалось предоставить регионам 80 млрд руб. в виде кредитов, но в итоге выдали почти 250 млрд, а в 2015 году сумма выданных бюджетных кредитов увеличилась до 342 млрд руб. (данные Федерального казначейства). В 2016 году федеральный центр планирует предоставить регионам кредиты на 338 млрд руб., следует из правительственных поправок в текущий бюджет. В итоге, если на начало 2015 года рыночный долг регионов (банковские кредиты и облигации) составлял 64 против 31% по бюджетным кредитам, то теперь, на 1 октября, доля задолженности по бюджетным кредитам вышла вперед — 48% (1,1 трлн руб.), а доля рыночных обязательств сократилась до 47%. Общий госдолг регионов составляет 2,264 трлн руб.
В конце сентября 2016 года вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий в правительстве за региональную политику, говорил о планах заложить 200 млрд руб. в бюджет 2017 года на кредиты регионам. Правительство выявило 33 региона с высокой долговой нагрузкой — у этих регионов даже после дотационного выравнивания уровень бюджетной обеспеченности не позволяет финансировать на среднероссийском уровне возложенные на региональные власти функции. «В отношении этих регионов принято решение в приоритетном порядке оказать им дополнительную финансовую помощь в виде бюджетных кредитов для реструктуризации коммерческих долгов», — сказал Козак (цитата по ТАСС).
Но в итоге в ходе правительственных совещаний сумма бюджетных кредитов на 2017 год была сокращена в два раза. Представитель Козака сказал РБК, что не будет комментировать этот вопрос до принятия бюджета.
Бюджетные кредиты — дешевые, а «дотации вообще ничего не стоят», поясняет чиновник Минфина решение снизить объем бюджетных кредитов и повысить объем дотаций. «Кроме того, дотации [считаются] как доходы субъекта, а кредиты — это заимствования», — объясняет собеседник РБК.
Соглашения в обмен на дотации
Сокращение объема бюджетных кредитов не приведет к тому, что регионы начнут вновь набирать дорогие коммерческие кредиты, уверяет чиновник. Регионы смогут получить бесплатные деньги из центра только после предоставления гарантий о принятии мер по оздоровлению региональной финансовой системы. Минфин подписывает с дотационными регионами соответствующие соглашения, предусматривающие «принятие мер по экономическому развитию [региона] и оздоровлению государственных финансов», следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета. При предоставлении дотаций будут также учитываться результаты инвентаризации расходных обязательств регионов.
Объем дотаций, которые может получить конкретный регион, ограничен: прирост дотаций не может быть выше 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона за 2015 год. «В соглашениях будут фигурировать и параметры долга. По уже действующим соглашениям регионам ограничивают возможность заимствований», — говорит собеседник РБК в Минфине.
В зоне риска — 14 регионов, у которых на 1 января 2016 года госдолг превысил 100% объема их налоговых и неналоговых доходов. Это Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, говорил заместитель министра финансов Леонид Горнин в октябре ТАСС. По его словам, 14 регионов с наиболее высоким уровнем долга после консультаций с Минфином и ФНС утвердили свои программы оздоровления.
За их невыполнение Минфин грозится готовить предложения по инициированию процесса отставки губернаторов, говорится в пояснительной записке. Конечные кадровые решения по губернаторам принимает президент.
Плана распределения дотаций по регионам еще нет, объемы будут высчитываться по специальной формуле. На 2016 год лидерами по утвержденным дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности были Дагестан (46,7 млрд руб.), Якутия (более 43 млрд руб.), Камчатка (37,5 млрд руб.), Крым (22,3 млрд руб.), Чечня (22,2 млрд руб.). В 2017–2019 годах Минфин планирует применять методику распределения дотаций, которая будет «в большей степени ориентирована на доведение расчетной бюджетной обеспеченности до минимального уровня за счет концентрации объема дотаций в наименее обеспеченных субъектах», следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на предстоящую трехлетку.
«Дополнительно денег государство не найдет»
Сумма дотаций на выравнивание не полностью компенсирует те средства, которые можно было бы получить в рамках бюджетного кредитования, считает глава Калмыкии Алексей Орлов. Но федеральные власти предлагают дополнительные источники доходов для регионов — в частности, зачисление части средств от увеличения акцизов на топливо в региональные дорожные фонды (40 млрд руб.) и возможность оставлять себе прирост поступлений от налога на прибыль, о чем говорил премьер-министр Дмитрий Медведев в октябре.
«Дополнительно денег государство не найдет, а перераспределить грамотно и эффективно то, что есть, для того чтобы поддержать региональные бюджеты, — это идеальное решение», — рассуждает Орлов. Дополнительные источники доходов могут частично перекрыть недополученные средства, говорит он.
Возможно, сокращение бюджетных кредитов при увеличении дотаций и позволит оздоровить финансовую систему регионов, но муниципалитеты по-прежнему будут вынуждены занимать у банков, говорит заместитель главы администрации Костромы Екатерина Чижова. По ее словам, решение увеличить дотации «было бы очень верным, но город напрямую это не касается». «Субъект компенсирует нам разницу в процентных ставках между коммерческими и бюджетными кредитами, которые мы могли бы получить. Регион получает дополнительную возможность для бюджетных кредитов, но до нас они не доходят, потому что у региона много своих проблем», — говорит она. В следующем году город не планирует увеличения бюджетных кредитов — будет занимать на коммерческом рынке, говорит Чижова. Сейчас средняя ставка по банковскому кредиту для Костромы — 13,5%.