Апрель 2020 года для всей экономики РФ будет нерабочим — президент Владимир Путин продлил режим, действовавший с 30 марта по 3 апреля, до конца месяца. Это эквивалентно потере уже не менее 1% годового ВВП, главная проблема — возможное обрушение многих средних компаний с высокой долей зарплат в себестоимости: резкий спад выручки накладывается на необходимость оплаты труда, льготные кредиты на выплаты зарплат многих не спасут. Предприятия в списках «системообразующих» на следующей неделе могут получить отсрочки по уплате налогов по той же схеме, что и малый и средний бизнес — это одна из мер, обсуждаемых в Белом доме. Федеральный центр не настаивает на слишком жестких ограничениях работы компаний — Владимир Путин фактически передал решение этого вопроса регионам. Москва, сейчас эпицентр коронавирусной эпидемии, отказалась от дополнительного ужесточения режима самоизоляции.
Как и предполагалось, 2 апреля в телевизионном обращении Владимира Путина, а затем в его новом указе режим выходных дней в РФ, введенный с 30 марта по 3 апреля, был продлен — но, вопреки ожиданиям, сразу до 1 мая 2020 года. Президент сообщил, что пока перелома в развитии эпидемии коронавируса в Москве нет, в регионах РФ эпидемия также развивается. По данным “Ъ”, обсуждалось и более жесткое решение — выходные до 1 июня, впрочем, уже в выступлении президент подчеркнул, что возможно и досрочное прекращение режима выходных — все зависит от эпидемической ситуации: в конкретном регионе, уточнила позже пресс-служба Кремля, решение о длительности нерабочих недель будет приниматься губернаторами по согласованию с комиссией правительства.
Как показал опрос Агентства стратегических инициатив (АСИ) на этой неделе, в крупных городах (население более 1 млн) на удаленный режим работы переведены 69% работающих, в больших городах (0,25–0,5 млн) — 41%, в малых — 32%.
Для значительной части жителей за пределами мегаполисов условная «московская» схема соблюдения карантина (дистанционная работа и доставка продуктов) затруднена или невозможна.
В силу этого и характер ограничений в регионах, очевидно, будет сильно различаться. Впрочем, то, что возможность дальнейшего ужесточения контроля «самоизоляции» спорна, подтвердило выступление мэра Москвы Сергея Собянина: он сообщил об отсутствии необходимости сейчас введения пропускной системы передвижения по городу и о том, что ужесточения ограничений нет. По словам мэра Москвы, любые «другие предприятия (помимо органов власти.— “Ъ”)… имеют право работать, если их деятельность не приостановлена моим указом» (приостановлены, напомним, рекреационная сфера, весь непродовольственный ритейл, общепит, образовательные учреждения). Компании должны распределить списки работающих на рабочих местах, дистанционно или временно не работающих. Обязательная, а не добровольная самоизоляция действует для лиц старше 65 лет и лиц с диагностированным коронавирусом при лечении на дому — для прочих она лишь настоятельно рекомендуется, как и социальная дистанция и отказ от лишних перемещений по городу.
В любом случае, наблюдающийся и будущий обвал продаж в большинстве бизнесов, не остановленных решениями губернаторов (снижение ВВП в текущем режиме вряд ли будет менее 20% за месяц, что эквивалентно 1–2% за год — это расчеты ЦМАКП и Альфа-банка), делает крайне уязвимыми низкомаржинальные и высокооборотные отрасли, особенно сферу сервиса с высокой долей ФОТ в себестоимости.
Прогнозы аналитиков по будущему падению ВВП по году сильно расходятся.
Так, «Ренессанс Капитал» ожидает его на уровне 0,8% год к году, BofA — на 5,6% (это, видимо, крайние точки). Новых прогнозов по масштабу всплеска безработицы пока нет — отметим, что наиболее затронутый COVID-19 регион России, Москва, имеет как наибольшую среди регионов РФ долю услуг в региональной экономике, так и наименьший уровень безработицы, и самую сильную экономику.
Компании России в условиях «мертвого месяца» можно поделить на четыре части. Первая — остановленная сфера сервисного МСП, авиакомпании, туристический и образовательный бизнес, часть услуг. Им как наиболее пострадавшим именно от противоэпидемических действий власти адресован пакет помощи — от льготных кредитов на выплату зарплат (в размере, близком к МРОТ) до массовых отсрочек по налогам. Вторая — теневой сектор МСП и неформальная занятость: вряд ли она получит какую-либо поддержку, кроме получения пособий по безработице персоналом (Минтруд 2 апреля анонсировал «бесконтактный» способ регистрации новых безработных, который должен заработать, видимо, на этой неделе — по аналогии с больничными, без необходимости справок от работодателей). Здесь процесс «выхода из тени», инициированный в 2017–2018 годах правительством, грозит завершиться по историческим меркам мгновенно.
Третья часть — список из 465 системообразующих предприятий и 4 тыс. их «дочек»: ими правительство намерено заниматься фактически в «ручном» режиме. По данным “Ъ”, одной из мер поддержки, обсуждаемой в правительственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики, является распространение на них мер поддержки, предназначенных для малых и средних предприятий, даже в более широком режиме: они, как предполагается, могут получить рассрочку по уплате части налогов на пять лет при снижении объемов продаж более чем на 50%, на три — при снижении доходов на 30%. В списки предлагается включить собственно «системообразующие» предприятия (утверждаемые правительственной комиссией), «стратегические» предприятия (перечень постановления правительства от 20 августа 2009 года 1226-р), градообразующие (в проектах Белого дома это компании с числом занятых за последний год в 5 тыс. человек).
По данным “Ъ”, меры этого списка не утверждены, идея будет обсуждаться на совещаниях у премьер-министра Михаила Мишустина 4 апреля и на следующей неделе. Впрочем, они вряд ли будут фронтальными даже в отношении крупных компаний.
Наконец, четвертая часть — средние компании, не вписывающиеся в критерии МСП, на которые приходится как значительная часть занятости, так и экономической активности. Пока для их поддержки никаких специальных мер в Белом доме и региональных администрациях не обсуждается, кроме идей «маневра» с налогом на прибыль и имущество (см. “Ъ” от 2 апреля). Предполагается, что их собственники сами будут определять масштабы увольнений по итогам или даже в течение коронавирусных выходных.
Одной из проблем, мешающих сейчас сколько-нибудь достоверно оценить потери всей экономики и уязвимых групп от антиэпидемических ограничений, является отсутствие достоверных данных как по России, так и по сходным экономикам Европы о масштабах предстоящего спада спроса и возможной реакции предпринимателей на мгновенную остановку спроса минимум на месяц.
Первые данные о том, как в ЕС переживали аналогичные российским карантинные меры, появятся лишь на следующей неделе — из них будет хотя бы примерно понятно, какой силы удара предстоит ждать бизнесу.
Отметим, что какие-либо крупные и общезначимые меры правительства для поддержки бизнеса, кроме поддержки более уязвимого отраслевого МСП, вряд ли стоит ждать раньше середины апреля. Несмотря на то что накопленные резервы в распоряжении Белого дома превышают вместе с кассовыми остатками 20% ВВП, тратить даже значимую их часть уже в первые недели беспрецедентного кризиса не имеет смысла.