Новые данные SIPRI о военных расходах стран мира позволяют понять, кто начал новую гонку вооружений в мире и кто имеет шансы в ней победить. «Профиль» проанализировал данные 11 графиков и пришел к выводу, что военные расходы разоряют Россию.
Мировые военные расходы составили в 2016 году $1,68 трлн, или 2,2% мирового ВВП, сообщил специализирующийся в этой области авторитетный Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI). Новости 2016 года – начавшийся после долгого периода падения рост военных расходов США и их резкое сокращение во многих нефтедобывающих странах (из-за нехватки денег). «Профиль» решил внимательнее изучить базу данных SIPRI, чтобы найти ответ на главный интересующий нас вопрос: оправданно ли резкое возрастание военных расходов России в последние 6 лет? Сам ответ мы оставляем на усмотрение читателя.
Не догнать Америку
Военные расходы США 2016 года составили $611,2 млрд. Они лишь чуть отстали от суммарных военных расходов следующих за ними стран из топ‑10. Оборонный бюджет России – $69,2 млрд – занял третье место в мире по абсолютной величине. Однако от США он отстает в 9 раз – почти на порядок. В такой ситуации, даже если увеличить его вдвое или втрое, никакого паритета с США добиться не удастся. Так стоит ли вспоминать советское прошлое и стремиться к такому паритету? Или надо ставить перед российскими военными более адекватные задачи?
Более 1/3 мирового военного бюджета – это бюджет США. 1/7 – Китай. Наш бюджет – лишь 4,1% от мирового.
За последние 6 лет (по отношению к уровню 2010 года) Россия нарастила свой военный бюджет на 58,7%. В то же время США, называемые нашим главным геополитическим соперником, сократили свой военный бюджет на 20,1%. Минимальный военный бюджет США был достигнут в 2015 году. И Дональд Трамп шел на выборы в 2016 году с обещанием увеличить военный бюджет, заявляя даже, что текущий бюджет ведет к истощению американских вооруженных сил.
В абсолютных цифрах это еще более наглядно. Только за один 2013 год США сократили свой военный бюджет на величину, почти равную всему годовому российскому военному бюджету того же года. А всего за 6 лет его сокращение составило сумму, равную российским оборонным расходам за 2,2 года. Очевидно, экономия на военных расходах рассматривалась администрацией Барака Обамы и демократами как один из источников для осуществления масштабных социальных программ, в частности знаменитой программы в области здравоохранения ObamaCare.
Россия же в конце 2010 года приняла новую программу вооружений до 2020 года, согласно которой стала резко наращивать свои оборонные расходы. Подписал эту программу тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев. Динамика военных расходов двух стран резко разошлась: США быстро тормозили их, а мы быстро увеличивали из года в год.
Что выглядит почти анекдотично: причина для таких противоположных решений была одна и та же – борьба с последствиями экономического кризиса. Только США решили это делать, увеличивая социальные расходы, а мы – военные, рассчитывая, что это будет стимулировать всю экономику.
Трамп, выполняя свои предвыборные обещания на 2018 год, внес предложение о бюджете США для министерства обороны в размере $639 млрд. Это продолжает тренд 2016 года на очень медленный, но все-таки рост военных расходов. Россия на 2017–2019 годы (принятый закон о трехлетнем бюджете) примерно сохраняет достигнутый ею уровень оборонных трат. Если бы Россия оставила свои военные расходы на уровне 2010 года (в долларах), то за 6 лет она получила бы в свободное распоряжение $92 млрд. При фиксации этих расходов в рублях бюджет получил бы 8,6 трлн руб. Вместо этого наши военные расходы выросли в 1,6 раза в долларах и в 2,6 раза в рублях.
Недолгая эра разоружения
В начале 90‑х годов прошлого века СССР распался, а наследник его ядерного и во многом обычного военного потенциала – Россия попала в условия жесткого экономического кризиса. Она резко – почти в 10 раз – сократила свои затраты на оборону. С исчезновением с арены геополитического соперника США (и весь мир) вынуждены были также пойти по пути сокращения своих военных расходов (США – почти на треть). Именно Россия спровоцировала эру разоружения. Жаль, длилась она недолго – всего десятилетие.
Атака террористов на нью-йоркские башни-«близнецы» в 2001 году, а также выбор президента-республиканца резко развернули ситуацию. США объявили войну терроризму. Новый враг был найден. И он стал оправданием для эскалации нового витка гонки вооружений. Уже в 2004 году был достигнут уровень 1988 года, а к 2010-му он был превзойден почти на 30%.
Экономический кризис 2007–2009 годов и выборы президента-демократа остановили рост военных расходов США. С 2011 года именно США выступили «голубем мира», начав довольно быстро сокращать свои затраты на оборону. В 2015 году они достигли минимума.
Однако 5 лет одностороннего разоружения со стороны США не были подхвачены миром. Россия, наоборот, как раз в эти годы стала резко наращивать свой военный бюджет. Китай планомерно увеличивал его в меру роста экономики (а рост экономики был весьма бурным – двузначные цифры ежегодно). Напряженность на Ближнем Востоке и в Северной Африке не спадала, как и угрозы терроризма. Рано или поздно США должны были прекратить свое одностороннее разоружение, и это произошло с выборами республиканского президента.
Ловушка военных расходов
Доля оборонных расходов в ВВП показывает «военную» нагрузку на экономику. В лидерах тут нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Африки с неспокойными соседями – Оман, Саудовская Аравия и др. Однако Россия в 2016 году также попала в топ‑10 самых милитаризованных экономик мира на 7‑м месте. Несмотря на экономический кризис (падение ВВП), мы продолжали увеличивать военные расходы и достигли сверхвысокого показателя 5,3%.
Зачем нашей стране тратить так много ВВП на оборону, а не, к примеру, на социальные программы? Наши основные геополитические конкуренты не увеличивают или даже заметно сокращают военную нагрузку на экономику. Китай держит стабильный уровень военных расходов чуть ниже 2% ВВП, а США сократили его с 4,7% в 2010‑м до 3,3% в 2016‑м. Нагрузка военными расходами экономики России превысила американский уровень в 2013 году и с тех пор продолжает идти вверх.
Многие считают, что распад СССР и его проигрыш в холодной войне произошел именно по экономическим причинам – стремление сохранить военный бюджет при все больше отстающей от США экономике привело к чрезмерной доле военных расходов и вызвало сильное недовольство людей (дефициты, очереди, карточки, скрытый и явный рост цен и т. п.). Доля оборонки в российском ВВП в 80‑е годы прошлого века составляла 8–9%, в последние годы СССР она падала, но никогда не опускалась ниже 6–7%. Оценки Мирового банка для СССР 1990 года значительно выше – 19%, но эти оценки очень приблизительные. SIPRI не дает таких оценок для СССР/России. Для сравнения: военный бюджет США тогда составлял 5–6% ВВП. Конечно, современной России до уровня оборонных расходов СССР далеко, хотя так ли уж и далеко? Наши 5,3% по сравнению с 6–9% последних лет СССР – мы уже почти на нижней планке. Но в любом случае эффект от роста нагрузки непроизводительными военными расходами тот же.
Говорят, что оборонка стимулирует российскую экономику. Это верно, но проблема в том, что это искусственное стимулирование – сократи госрасходы, и экономика сразу упадет. Это и было одной из причин столь глубокого спада российского ВВП в 90‑е годы после резкого сокращения военных расходов. Если бы «военные» деньги шли на строительство, нам остались бы дома и заводы. Если бы они шли в доходы людей, остался бы повышенный стандарт потребления, который требовал бы «под себя» роста потребительских производств. После покупки вооружений не остается ничего. Деньги «сгорают». Хуже того, остаются незагруженные мощности военных заводов, требующие высоких затрат на свое поддержание, затраты на их конверсию на гражданское производство, люди, которым надо искать новую работу, падение спроса на продукцию смежных производств – металлургию, машиностроение и т. д. Наращивать военные расходы относительно легко, а вот сокращать их – это куча проблем. Россия, как и СССР, явно загоняет (или уже загнала?) себя в ловушку чрезмерных военных расходов.
Опять впереди планеты всей
Военная нагрузка на бюджет отражает во многом те же тенденции, что и на ВВП, но более выпукло. Кроме того, тут есть еще зависимость от величины «государства в экономике» – т. е. доли ВВП, перераспределяемой в стране через бюджет.
В мировой «табели о рангах» Россия заняла почетную 9‑ю строчку с показателем 15,5% военного бюджета в его общих расходах (в 2010-м было 10,1%). США и Китай далеко отстали. Более того, в этих странах военная нагрузка на бюджет сокращается, в то время как у России – быстро увеличивается. За последние 6 лет наша страна стала 13‑й в мире по росту доли военных расходов в бюджете (+54%), а США и Китай сократили их более чем на 1/5.
Немного удивляет первое место Литвы по росту доли военных расходов в бюджете, но это, скорее всего, связано с чрезвычайно низким стартовым уровнем таких расходов. Увы, но двукратное увеличение военного бюджета этого прибалтийского государства, как и полуторакратный рост в обогнавших нас Украине и Латвии (а также рост на четверть в Эстонии), вероятно, связаны как раз с наращиванием российского оборонного бюджета – других военных угроз у этих стран нет. Гонка вооружений заразительна.
По этому показателю Россию обогнали в основном небольшие страны. Других (кроме упомянутых) европейских стран впереди России по этому показателю нет. Из стран, обладающих ядерным оружием, далеко сзади, на 39‑м месте, расположился Пакистан (рост доли на 8%). Остальные ядерные державы сокращали этот показатель.
Если бы Россия оставила долю своих военных расходов в бюджете на уровне 2010 года, то за 6 лет она получила бы в свое свободное распоряжение 3,6 трлн руб.
Сколько платит «за войну» каждый из нас
Больше всего военных расходов на человека приходится в Израиле – $2194 в год. Страна реально находится во враждебном окружении. США, выполняющие военные миссии по всему миру, тратят на армию $1886 на каждого гражданина в год (4‑е место в мире).
Но чтобы сравнивать эту цифру, стоит также учитывать и уровень доходов в каждой стране. Для этого была использована статистика зарплат от Международной организации труда (МОТ) из последнего Global Wage Report 2016/17 («Доклад о мировых зарплатах», тут собрана в сопоставимом виде статистика по зарплатам наемных рабочих в разных странах). «Профиль» посчитал это соотношение для 4 стран – трех первых по военным бюджетам и Израилю с самыми большими военными затратами на одного жителя страны.
Каждый работающий россиянин в 2016 году отдал $483,1, или почти 30 тыс. руб. на оборонные расходы страны. Это 21‑е место в мире. И больше его месячной зарплаты (с учетом 13% налогов).
Россия оказалась «впереди планеты всей» по нагрузке оборонными расходами на зарплату каждого работающего – 88%. Прежде всего потому, что в нашей стране очень низкие зарплаты. Даже в Китае средняя зарплата (в пересчете на доллары) уже в 1,5 раза превосходит российскую. Хотя связь тут, скорее, обратная – Россия слишком много тратит на оборону, поэтому и зарплаты у нас такие низкие.