4 года назад Раиса Портнова впервые ступила на палубу «Коста Конкордиа». А спустя полгода благодаря чётким действиям россиянки на терпящем бедствие лайнере были спасены сотни людей.
С тех пор с морскими круизами девушка, по просьбе родных, завязала, однако от дальних путешествий не отказалась. Отправилась за любимым на остров Гаити, о котором раньше читала только в романах.
Самое большое наше заблуждение — в том, что у нас в жизни ещё много времени. Эту мудрость Раиса отчётливо поняла, когда помогала пассажирам эвакуироваться с тонущего «Коста Конкордиа».
Один из самых больших в Европе круизных лайнеров (с 14 палубами, бассейнами, кинотеатрами, спортивными площадками, ресторанами и магазинами) погружался в воду на глазах 23-летней Раисы, которая молилась: «Господи, помоги!» В то время как капитан тонущего судна в панике одним из первых покинул корабль, Раиса с коллегами не допустили на судне хаоса. Чёткие действия девушки помогли спастись находившимся на судне россиянам — более ста человек. А всего она помогла эвакуироваться более тысячи пассажирам.
Раису, окончившую Пятигорский лингвистический университет с красным дипломом, владеющую английским, французским, немецким и испанским языками, не раз выручала прекрасная память. В момент катастрофы она до мельчайших подробностей вспомнила инструктаж по эвакуации в случае форс-мажорных обстоятельств.
Катастрофа с лайнером «Коста Конкордиа» произошла в Средиземном море в ночь с 13 на 14 января 2012 г. «Это был мой шестой месяц работы на судне, — рассказывает Раиса «АиФ». — В плавании я была первый раз. Я работала на судне администратором, решала проблемы пассажиров».
Информационная стойка Раисы располагалась напротив бара, где работал Келин, к которому она сразу прониклась симпатией. «Когда в самые первые дни я встретилась с ним взглядом, на душе потеплело. Мне показалось, что и он меня заметил. Пару раз пытался со мной заговорить, но я от смущения отвечала невпопад или вообще молчала. И Келин прекратил попытки. Тогда я при встрече первая спросила: «Как дела?»
Потом были конфеты, цветы и первое свидание в кафе, когда им обоим разрешили сойти на берег в итальянском городке.
В день трагедии Раиса, как обычно, стояла за информационной стойкой. Был вечер, пассажиры ужинали. Всех испугал резкий толчок, после которого погас основной свет. В полумраке Раиса успокаивала сбежавшихся пассажиров. По громкоговорителю наконец передали о проблемах с генератором, что было неправдой. Судно наткнулось на каменный риф и, получив пробоину, начало крениться. «У меня компьютер съезжал со стола — пришлось закрепить его скотчем. Уже была внутренняя информация, что первые палубы затоплены водой, однако официальная команда об эвакуации последовала где-то через час после катастрофы», — говорит Раиса.
Конечно, Раисе было страшно, ведь судно размером с многоэтажный дом, когда его покидали последние пассажиры, накренилось почти вертикально. «Я решила, что если мне после всех пассажиров не удастся сесть в шлюпку, то я смогу добраться до берега вплавь — до суши было рукой подать. К счастью, прыгать в воду не пришлось».
Выход эмоциям Раиса дала на суше: «На берегу сидела и рыдала наша русская туристка. Я видела, как её муж, помогая эвакуироваться другим, сорвался в воду. На берегу она его не нашла. Я села рядом и тоже заплакала».
С чужого телефона Раиса отправила эсэмэску родителям — в станицу Павловская Краснодарского края. В этих местах она родилась, здесь в своих детских мечтах отправлялась в дальние странствия. Она и вуз языковой выбрала, чтобы воплотить мечты в жизнь. На лайнер Раиса пошла работать не ради денег. Зарплату в 900 долларов при её квалификации она могла бы найти и в России. Ей был важен профессиональный опыт. А оказалось, прежде всего приобрела опыт человеческий: «Когда в тяжёлой ситуации начинаешь помогать другим, тебе помогает Бог. Я это отчётливо почувствовала во время катастрофы. Да, а того пропавшего русского мужчину, оказывается, подобрали итальянские рыбаки. Они с женой встретились уже в Риме. Представляете её счастье?»
Сейчас Раиса живёт в Доминиканской Республике: «На лайнере у каждого сотрудника был бейджик с именем и названием страны, гражданином которой он является. Помню, как старалась рассмотреть бейджик Келина. И когда прочитала там «Dominican Republic», запереживала: «Где же это?» Роясь в тот же вечер в Интернете, Раиса выяснила, что это государство в восточной части острова Гаити.
Во время крушения Келин и Раиса были на разных палубах. Встретились уже на берегу, где Келин первым делом раздобыл у местных жителей сухую одежду и питьевую воду. Всё это богатство положил к ногам Раисы. И сделал ей предложение руки и сердца. Она согласилась.
Раиса говорит, что в катастрофе «Коста Конкордиа» было много совпадений с «Титаником». Оба судна имеют почти одинаковую длину. Лайнер «Коста Конкордиа» затонул в 2012 г., спустя 100 лет после гибели «Титаника» в 1912 г. На «Коста Конкордиа» в момент крушения находилась внучка пассажирки, выжившей во время трагедии с «Титаником».
После крушения Раиса пообещала родственникам в море больше не выходить. Её отъезд в Доминикану родители пережили непросто, недавно приезжали к дочке в гости. Келин, избранник Раисы, непохож на заморского принца, о которых пишут глянцевые журналы. Молодой человек — из многодетной семьи, обычной, где кроме него ещё 7 братьев и сестёр. Пара снимает скромную квартиру и копит деньги на билеты в Россию. «Надеюсь, Келин, увидев Россию, захочет здесь жить. А если нет? Что ж, будем обустраиваться на Гаити. Где наша не пропадала?»