Как стало известно "Ъ", в администрацию президента поступили предложения об изменениях в силовых ведомствах в рамках сокращенного бюджета. Речь в первую очередь идет о возможном расформировании ФСКН и ФМС, чьи функции могут быть переданы МВД. Часть бывших наркополицейских предполагают влить в состав уголовного розыска, а почти половину сотрудников миграционной службы передать в состав нового паспортно-визового управления МВД. При этом вопросы трудовой миграции могут отдать в ведение Минтруда. Контроль же за легальным оборотом наркотиков возложат на Минздрав.
По данным источников "Ъ", в конце прошлой недели в администрацию президента поступил ряд предложений о грядущих сокращениях в силовых и правоохранительных органах. Они были предоставлены Минфином, МВД и ФСКН. В рамках сокращения бюджета предлагается расформировать две службы — ФСКН и ФМС. На данный момент штатная численность наркоконтроля составляет около 34 тыс. сотрудников. Из них предполагается уволить около 27 тыс., а 7,5 тыс. офицеров перевести в МВД в подразделения уголовного розыска. Как ранее сообщал "Ъ", это позволит сократить расходные статьи бюджета примерно на 30 млрд руб. Экономия главным образом произойдет за счет массового сокращения управленческого аппарата и генеральских должностей.
Отдельно поясняется, что темой легального оборота наркотиков (аптеки, фармацевтические компании и т. д.) станут заниматься уже не правоохранительные органы, а соответствующие службы Минздрава.
Кроме того, как пояснил "Ъ" зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, из состава ФМС, в которой сейчас числится более 40 тыс. госслужащих и прикомандированных из МВД офицеров, планируется передать в МВД около 19,5 тыс. сотрудников. Для этого в МВД возможно восстановление паспортно-визовой службы — предшественника ФМС. Вопросы трудовой миграции в таком случае будут переданы Минтруду.
В свою очередь, глава ФСКН Виктор Иванов направил в администрацию президента письмо, в котором указал, что ликвидация его службы приведет к серьезным негативным последствиям и ухудшению "оперативной обстановки" в стране в целом. В ФСКН от комментариев воздержались, однако источник в ведомстве сообщил "Ъ", что, по подсчетам Минфина, экономический эффект от ликвидации Госнаркоконтроля может наступить только в 2017 году, но проблемы, по его словам, возникнут уже сейчас. Будет уничтожена спецслужба, создававшаяся для решения проблемы наркомании, угрожающей безопасности всей страны; на улице окажутся тысячи ее сотрудников, которым придется выплатить от 2,5 млрд до 4 млрд руб. компенсаций, а те, что будут трудоустроены в МВД, "растворятся" в этом ведомстве и в итоге также могут оказаться без работы, так как и в министерстве планируются серьезные, до 100 тыс. человек, сокращения. Собеседник "Ъ" особо обратил внимание на то, что вместе с возможной реорганизацией ФСКН наверняка будут заморожены и все реабилитационные программы, которые активно продвигал в последнее время ее руководитель Виктор Иванов.
Против расформирования ФСКН выступает и ряд общественных организаций. Председатель всероссийского общественного движения "Союз матерей России" Ольга Панина пояснила "Ъ", что на днях состоится специальное совещание родительского комитета организации, в повестку которого включен вопрос о судьбе ФСКН и направлении руководству государства соответствующего обращения. Общественники считают, что у МВД и так слишком много функций, поэтому с такой специфической задачей, как противодействие незаконному обороту наркотиков, оно может и не справиться.
Между тем депутат Госдумы Николай Ковалев, в прошлом директор ФСБ, заявил "Ъ", что считает предложенные меры по сокращению ФСКН и ФМС "абсолютно логичным и принципиальным решением". По его словам, в последние годы ФСКН стала обособленной структурой, которая начала конкурировать со своими "смежниками" — МВД, ФСБ, таможней и т. д. "Эта конкуренция нам дорого обошлась. Доходило даже до того, что оперативники разрабатывали вместо преступников друг друга",— сообщил парламентарий.
Одним из наиболее ярких примеров этого, по данным "Ъ", является противостояние ФСКН и отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД Татарстана, в результате которого по обвинениям в "превышении должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ) и "незаконном обороте наркотических средств" (ст. 228 УК РФ) под стражу взяли четверых высокопоставленных офицеров полиции, а еще два десятка оказались под подозрением. Сейчас, правда, дело начало разваливаться, а аресты начались уже среди сотрудников регионального наркоконтроля.
Как считает господин Ковалев, борьба с наркотиками, особенно с трафиком из-за рубежа, будет гораздо эффективнее, если будет вестись именно МВД, у которого несравненно больше возможностей, чем у ФСКН. По его мнению, ФСКН не всегда своевременно реагировала на появляющиеся новые угрозы — например, спайсы.
"Мы с коллегами в Госдуме поддержали закон об их запрете",— напомнил Николай Ковалев. Но, как он считает, это была запоздалая полумера. По его словам, тех же распространителей спайсов, не дожидаясь их официального запрета, вполне можно было задерживать в рамках ст. 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), предусматривающей до десяти лет заключения.
В МВД и ФМС от официальных комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что решение о судьбе той или иной службы находится в компетенции исключительно президента. Такую же позицию заняли и в Минфине. "Данный вопрос не входит в компетенцию Минфина. По указанным вопросам решение принимает президент",— пояснил "Ъ" официальный представитель ведомства.