Более 50 лет Мюнхенская конференция по безопасности была одним из символов евроатлантического единения, нерушимой связи между США и их европейскими союзниками. Однако, собравшись в баварской столице в 53-й раз, европейские политики, дипломаты и военные обнаружили себя, по меткому выражению одного из немецких журналистов, "на сеансе групповой терапии". О том, удалось ли посланникам нового президента США успокоить взволнованных союзников и чем их взбудоражил глава МИД РФ Сергей Лавров,— корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.
Открывая конференцию, ее председатель, бывший высокопоставленный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер признал, что она будет "самой волнительной за последние десятилетия". "Никогда ранее мы не сталкивались с подобной ситуацией: все с нетерпением ждут объяснений, чем же будут руководствоваться новые власти США при формировании внешней политики",— заявил он, выразив общее мнение европейских участников форума.
Посланники нового президента США постарались успокоить взволнованных союзников. Глава Пентагона Джеймс Мэттис заверил собравшихся, что Дональд Трамп, назвавший НАТО "устаревшим альянсом", вовсе не собирается рвать связи с блоком. По словам министра обороны, глава Белого дома "полностью поддерживает НАТО" и лишь считает необходимым "трансформировать" альянс, чтобы он "соответствовал требованиям сегодняшнего дня".
Новый вице-президент США Майк Пенс также постарался заверить участников форума, что отношения с европейскими союзниками останутся приоритетными для администрации. "От имени Дональда Трампа я могу сказать, что обязательства США по отношению к трансатлантическому альянсу непоколебимы",— сказал он под воодушевленные аплодисменты.
Эта мантра, однако, подействовала не на всех. Самой расхожей шуткой в кулуарах форума было, что вот-вот проснется Дональд Трамп и напишет в Twitter, что слова Майка Пенса и Джеймса Мэттиса — "fake news".
Многих европейцев насторожила фраза вице-президента США, что Дональд Трамп "будет поддерживать своих союзников так, как они будут поддерживать его". Кроме того, участники конференции сетовали, что в выступлениях представителей администрации США было мало конкретики. Говоря о необходимости трансформации НАТО, господа Пенс и Мэттис озвучили лишь одно пожелание: чтобы европейские члены альянса начали наконец тратить на оборону как минимум 2% своего ВВП, как было обговорено на саммите блока в 2014 году. Сейчас только пять из 28 стран НАТО (США, Великобритания, Польша, Греция и Эстония) выполняют это обязательство. При этом военный бюджет США — $664 млрд в 2016 году — превышает суммарные расходы всех остальных членов альянса.
Делегаты нескольких европейских стран, выступая в Мюнхене, обещали довести расходы на оборону до нужной цифры, что будет непросто. Так, эта тема обещает быть одной из самых обсуждаемых в ходе, по сути, уже стартовавшей предвыборной гонки в Германии. Сейчас военные расходы ФРГ составляют около €37 млрд. Если эту статью довести до 2% ВВП страны, то Германия будет тратить на оборону €70 млрд — больше, чем Россия.
Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, представляющая блок канцлера Ангелы Меркель ХДС/ХСС, тем не менее заявила со сцены, что Европа больше не может полагаться на США в вопросах безопасности и должна прилагать более активные усилия для распределения нагрузки в сфере обороны. Однако ей возразил новый глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, один из лидеров входящей в правящую коалицию СДПГ. Он напомнил, что Германия и так тратит огромные суммы на гуманитарные операции за рубежом и прием беженцев. При этом он (вступая в явное противоречие с позицией однопартийцев канцлера) признал, что наплыв мигрантов вызван в том числе "неудачными военными интервенциями" на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
"Post-West" по-московски
Россию в Мюнхене обсуждали и осуждали, но не столь резко, как, скажем, в феврале 2015 года в момент ожесточенных боев в Дебальцево. Выступление Сергея Лаврова участники конференции тогда прервали выкриками и насмешками. Впрочем, на сей раз и сам министр демонстрировал миролюбивое настроение. Как заметили несколько собеседников "Ъ" в делегациях западных стран, его речь "была более удобоваримой", чем в предыдущие годы. В МИД РФ не так давно сменился глава департамента внешнеполитического планирования, ответственного за подготовку публичных заявлений министра. При этом, по словам источника "Ъ", близкого к российской делегации, Сергей Лавров сам "доводил до ума" черновик текста.
Выйдя на сцену, глава МИД РФ заявил, что "человечество стоит на перепутье". "Целый исторический этап под названием post cold war order (порядок, наступивший после холодной войны.— "Ъ") подошел к концу. Основным его итогом стал провал усилий по приспособлению институтов холодной войны к новым реалиям,— отметил он.— Мир не стал ни западоцентричным, ни более безопасным и стабильным". Раскритиковав прежний миропорядок, Сергей Лавров рассказал, какой бы хотела Москва видеть новую эпоху: "Если хотите, назовите его post-West (имеется в виду пост-западоцентричным.— "Ъ"), когда каждая страна будет стремиться к поиску баланса между национальными интересами и интересами партнеров, при уважении культурной и исторической самобытности каждого из них". Термин "post-West" потом еще долго обсуждали в кулуарах форума. Мнение многих собравшихся выразил на закрытой панели один из высокопоставленных членов делегации США (по правилам сессии, его нельзя цитировать по имени): "Это все хотелки Москвы, не дождутся",— сказал он.
Сделка с предварительным условием
Украинская тематика на сей раз отошла на второй план. Вернуть к ней интерес попытался в своей речи президент Петр Порошенко, обвинивший российское руководство в "ненависти к Украине". По его словам, Владимир Путин "глубоко ненавидит Украину". "Он отрицает самобытность и уникальную идентичность украинского народа",— заявил украинский президент. Однако былого сочувствия его выступление не вызвало.
Все ждали, что скажет по Украине Майк Пенс, но его посыл оказался двойственным. С одной стороны, вице-президент США сказал, что Вашингтон "продолжит призывать Москву к ответу по Украине", добавив, что "Россия должна в полной мере выполнять минские соглашения". В то же время он заявил: власти США ищут с Россией "новые точки соприкосновения". Участник конференции, глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов объясняет неоднозначность позиции новой администрации США тем, что некая "большая сделка" с Москвой, о которой неоднократно говорил Дональд Трамп, будь она заключена без урегулирования украинского конфликта, вызвала бы жесткое сопротивление в американском истеблишменте, и прежде всего в Конгрессе. "Судя по всему, это не совсем то, чего ожидали в Москве, считая Украину частью возможной сделки, а не предварительным условием",— поделился он с "Ъ".
Член делегации РФ, глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев признался журналистам: он "с разочарованием" воспринял слова Майка Пенса, что именно Россия несет ответственность за выполнение минских договоренностей. По его мнению, такой подход "позволяет Киеву бесконечно саботировать минские соглашения".
Член Совета федерации Алексей Пушков, также участвовавший в мюнхенском форуме, однако, сказал "Ъ", что "было бы нереалистично на конференции, главной темой которой стало единство США и европейских членов НАТО, ожидать, что американцы займут по отношению к России принципиально иную позицию, чем их коллеги из Европы". "У меня слова Майка Пенса не вызвали удивления,— заявил он.— Думаю, внешняя политика Трампа будет гораздо более традиционной, чем многие боялись в Европе и чем многие надеялись в России". Между тем, как сказал "Ъ" бывший директор Службы внешней разведки РФ Вячеслав Трубников, из выступления американских официальных лиц в Мюнхене "следует, что США твердо намерены уничтожить ИГИЛ ("Исламское государство".— "Ъ") и хотят сделать это вместе со всеми". "Вице-президент США, правда, говорил прежде всего о взаимодействии западных стран, но подчеркнул, что этого недостаточно",— добавил собеседник "Ъ", высказавшись за сотрудничество разведслужб США и РФ в борьбе с терроризмом.
Для Москвы ясность в отношении конкретных планов новой администрации США наступит после встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. По словам собеседников "Ъ", близких к американской делегации в Мюнхене, сейчас стороны пытаются договориться о ее организации до июльского саммита G20 в Гамбурге. Пока речь идет о том, что президент США, который, как ожидается, будет в Европе в мае как минимум два раза — на саммите G7 и мини-саммите НАТО,— "отскочит" в одну из третьих стран, куда прилетит и Владимир Путин.