Английский философ Дэвид Юм считал, что человек, не имевший случая сравнить различные виды красоты, не способен составить суждение ни по какому вопросу. То есть красоту способен узнать лишь тот, кто видит ее, проживает ее, встречается с ней в повседневной реальности. Знают ли сицилиец Доменико Дольче (р. 1958) и миланец Стефано Габбана (р. 1962), что в основе их творчества, их вдохновения и видения, которые постоянно меняют и переворачивают мир моды, лежит это прозрение Юма? Может, и нет, но они явно знают, что невозможно созерцать красоту, говорить и судить о ней, невозможно производить красоту, если не впитывать ее, не подвергаться ее постоянному воздействию, не давать себя увлечь различным ее формам.
Увлеченность и чуственная красота – ключевые понятия для Дома моды, которым Дольче и Габбана управляют уже более тридцати лет. Нельзя не признать, что правители они сильные и уверенно ведут свою компанию к новым рубежам: высокая мода, ювелирное дело, драгоценные часы. Витрины их магазинов все больше похожи на голливудские декорации, все чаще на красных дорожках и вечеринках появляются знаменитые актрисы в богато расшитых платьях из их коллекций. Их рекламные кампании – воплощенное жизнелюбие, и продвигают они не столько конкретный товар, сколько саму прекрасную Италию.
И все же каждый раз, когда кажется, что найдено правильное слово, чтобы описать мир, созданный Доменико и Стефано по образу и подобию Италии, настоящей, соблазняющей, тут же изменяется перспектива. Их мысль бежит быстрее, чем слова, которые, как учит нас Габриэла Мистраль, нужно зажимать в горле и искать новый выразительный путь. Слово, которое не удавалось произнести поэтессе, – «любовь». Доменико и Стефано, напротив, на слова щедры и о любви говорят охотно: не о той, что их когда-то связывала и до сих пор делает незаменимыми и исключительно ценными друг для друга, но о любви к хорошо сделанной работе. О любви к тому, что получилось и радует клиента. О любви к заново открытому ремеслу, о котором многие говорят, но мало кто по-настоящему им владеет. О любви к своей земле – Италии, для них она сконцентрирована в образе Сицилии. Украшенная драгоценностями, загадочная и недоступная,Сицилия неизменно становится тем магическим кругом, в котором совершают свои дионисийские и аполлонические мистерии Дольче и Габбана. Мистерии творчества и моды, стиля, соблазна, традиции и современности. Одним словом – своей оригинальности. «Оригинальный» значит «близкий к истокам» и в то же время «не такой, как другие». «Для меня оба значения подходят, – объясняет Доменико. – С одной стороны, я привязан к своим корням, а с другой стороны, у меня есть собственная идентичность». Быть оригинальными трудно, так в чем же секрет? Стефано утверждает, что никакого секрета нет: «Мы просто хотим идти в ногу со временем, а для этого стараемся быть в курсе событий. Мы любопытны, читаем все подряд: газеты, сайты, статистику по магазинам. Мы путешествуем, наблюдаем за всем, что творится вокруг. Наверное, истоки нашей оригинальности и силы в единении наших двух видений». Это как формула ДНК, которая уже не может измениться.
Они умеют обращаться к прошлому, не впадая в ностальгию: мода Дольче и Габбаны существует для того, чтобы с каждой коллекцией заново придумывать узнаваемую и всякий раз потрясающую форму, которая превращает каждого в персонажа кинофильма: вы остаетесь собой, но лучшая часть вашей личности словно расцветает. Любой из нас, кто хотя бы однажды надевал костюм Dolce & Gabbana, подтвердит, что почувствовал на себе взгляд Лукино Висконти и слышал его наказы: никаких сценариев, вызубренных наизусть, никаких цитат и повторов, а только совершенство естественности и стиля. Женщина Дольче и Габбаны будто только что сошла с киноэкрана – она всегда элегантна, легка и незабываема. Она знает: чтобы вызывать восхищение, нужно быть влюбленной – в саму себя, в жизнь, в саму любовь. Их мужчина – всегда романтик, он не стыдится проявлять свои чувства, но в его мужественности нет сомнений. Напомним, что именно эти дизайнеры в эпоху моды на манекенщиков-эфебов выбрали для своей рекламы Light Blue спортивного Дэвида Гэнди, сделав его звездой модельного мира. Они первыми среди модных марок предложили индивидуальный пошив мужского костюма, более того – в ателье Dolce & Gabbana изготавливают по мерке то, что не шьют в других Домах моды: от сорочки до халата, от смокинга до туфель.
У стиля Dolce & Gabbana есть поклонники и хулители. Нравится вам это или нет, но их стиль – это всегда рана, нанесенная равнодушию современности. Он всегда против неэстетичной моды, задыхающейся от уродливого и никакого. Платья и пиджаки, пошитые вручную портными Dolce & Gabbana, становятся неумолимым приговором стандартизации. Их вещи изготовлены с такой маниакальной точностью и вниманием к мельчайшим деталям, что кажется, будто они только что вышли из той старинной мастерской в Палермо, где в 1960-е среди шуршания ткани и фыркающих паром утюгов рос Доменико Дольче. Превращение в реальность мечты требует мастерства, искусства, страстного желания совершенства. Доменико и Стефано поддерживают и обучают молодых мастеров, инвестируют в развитие ателье. Но понимает ли клиент, что, делая заказ, тоже инвестирует в будущее? Доменико в этом совершенно уверен: «Конечно, он это ощущает –через качество нашей продукции, недаром мы получаем все больше и больше запросов на индивидуальный пошив, который требует высокого мастерства». Ему вторит Стефано: «В ремесле нет ничего случайного: невозможно добиться совершенства в пропорции или в отделке без тщательной подготовки. Постоянное изучение итальянской швейной традиции – гарантия того, что вещь будет носиться долго. Одежда — как драгоценности: только равновесие всех элементов делает уникальным и то, и другое».
Может, у них есть волшебная формула, помогающая им всегда делать правильный выбор? Они отрицают: никакой магии, одно лишь любопытство и снова любовь – к своей работе. В их мастерских всегда весело. Они смотрят «Боккаччо 70», делают стилистические заметки, которые потом найдут воплощение в их коллекциях (это культовый фильм, сборник новелл четырех режиссеров – Де Сика, Феллини, Моничелли, Висконти, – отреставрированный благодаря их финансовой поддержке в 2013 году, а годом ранее они же помогли в реставрации «Сатирикона» Феллини). Они болтают об архитектуре и едят фаршированные сардины, которые Доменико очень хорошо готовит. В общем, живут согласно итальянскому принципу «делать хорошее, чтобы жить хорошо». Доменико и Стефано умеют возвращаться к правильным архетипам. «Когда я думаю об итальянской красоте, я вспоминаю “Сладкую жизнь”, – говорит Дольче. – Контекст, диалог рукотворного чуда и красоты пейзажа». «Когда я думаю об итальянской красоте, – вступает Габбана, – я думаю о настоящих женщинах, выдающихся своей женственностью, чувственностью, страстью, силой и слабостью одновременно. О женщинах-женах, подругах, любовницах, матерях. Для нас они музы и иконы стиля. Анна Маньяни, Моника Витти, София Лорен, Моника Беллуччи – мы часто думаем о них, когда рисуем, именно они — источник нашего вдохновения. Наши коллекции рождаются, как фильмы. Начиная работу, еще до первого эскиза мы задаем себе вопрос: какой сюжет мы хотим рассказать в этот раз? И строим вокруг него фильм с персонажами, у каждого из которых своя история и свои костюмы». Для Доменико главная связь с кино – через неореализм: «Висконти, Феллини, Росселини, Де Сика, Пазолини. Вплоть до Торнаторе и Сальватореса – все они с помощью своего видения мира подарили нам образы Италии, которые мы любим, из них мы черпаем вдохновение».
У моды, как и у кино, есть свой язык. Он обновляется постепенно, сезон за сезоном. Язык, на котором говорят Стефано и Доменико, может соблазнять и увлекать за собой, как пение русалки. А вот тот, на котором они разговаривают с прессой, совсем другой – часто они говорят нехотя, поэтому их неправильно понимают, их слова редко передают так, чтобы они точно соответствовали их мысли, ведь мысль бежит быстро, в звук, слог, слово нужно построить, отыскать, приладить. В этом смысле Дольче и Габбана более чем красноречивы в том, что они делают. И истинный смысл сказанного ими, если верить философу Юму, раскрывается тем, кто понимает и видит красоту.