В эту субботу в столице разыгрался сильный ветер. В первой половине дня гремела гроза с дождем и даже шел град. Но, несмотря на плохую погоду, в центре Москвы вовсю продолжаются ремонтные работы (в рамках городской программы «Моя улица»). Тверская в настоящий момент перекрыта - в районе дома №16 рабочие тянут трубы поперек проезжей части. Экскаватор работал в штатном режиме, пока из траншеи рабочие не замахали руками. В яме показалась каменная кладка, похожая на сводчатый грот. Ну или некий фрагмент исчезнувшего сооружения. В него уперлись девять пластиковых труб, в которых будут проложены электрические провода.
Представители азиатских стран посовещались и, памятуя о деревянной мостовой, обнаруженной этой весною, решили все же сообщить о находке начальству. Через некоторое время на месте уже работали археологи. Я попытался выведать у них хоть что-нибудь об этой стене, но пока «никаких комментариев».
- Нужно поднять архивные материалы, установить, что именно находилось в этом месте, - пояснили специалисты. - Мы вам обязательно сообщим. А пока просьба не мешать.
Этот участок Тверской напоминает сейчас боевой фронт. Рабочие с крикамикуда-то бегут, матерятся, экскаваторы шумят и газуют, «КамАЗы» сигналят, строительные заграждения падают от ветра как игральные карты.
- Первая мысль была, что найденный фрагмент имеет отношение к храму Димитрия Солунского, - рассказал «КП» координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. - Он стоял как раз на углу Тверской улицы. Но, побывав на месте, предположу, что храм находился все же подальше от найденной стены. Археологи обещают предпринять все меры по ее сохранению. Также напротив дома №15 из-под земли торчат еще какие-то кирпичные своды с железными обломками - может быть, 18-го, а, может, и 17 века. Увы, но на них работает строительная техника. Напротив Глинищенского переулка виден новый участок вскрытых деревянных мостовых, но там, судя по всему, археологи уже побывали. Место это находится под их присмотром. Но самое интересное прямо посреди Пушкинской площади - на пересечении проезжих частей есть яма, и в ней огромный массив кирпичной кладки. И ее тоже долбят строительной техникой. По планам, которые я видел, это место Тверских ворот Белого города. Парадные башни этой крепости. Желательно, их тоже как-то спасти от покушения ремонтников, но пока непонятно, как это делать. Так что сегодня, на мой взгляд, ни много, ни мало вскрыты очередные пласты московской истории.
Напомним, накануне при реконструкции все той же Тверской улицы рабочие наткнулись на часть деревянной мостовой 17-18 веков. Общественники в один голос начали трубить, что эту историческую ценность нужно сохранить. Чиновники и не собирались с ними спорить и приняли решение застеклить деревянную находку. Посмотреть на древнюю мостовую можно будет в конце лета, когда завершится ремонт Тверской улицы.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Рабочим с Тверской предстоит убрать метровый слой асфальта
Главную улицу города капитально реконструируют впервые за 80 лет, прошлый раз ей занимались в начале 30-х годов. По словам специалистов, рабочим, чтобы дойти до земли, надо будет сдолбить почти метр асфальта!
Дело в том, что раньше во время ремонта дороги новый асфальт просто клали поверх старого. За десятилетия Тверская улица обросла множеством слоев дорожного покрытия. Проезжая часть и тротуары хорошо приподнялись над изначальным уровнем.
Сейчас дороги уже не утолщаются, как было еще 50 лет назад. Теперь рабочие специальными фрезами сначала удаляют старый асфальт, а потом кладут новый. Но так начали делать только с 90-х годов. До того никаких фрез не существовало.