Минфин закончил сбор предложений по изменению расходной части федерального бюджета на 2020 год для финансирования программы поддержки экономики в условиях коронавирусной эпидемии. Всего резервы правительства на эти цели увеличатся до 646 млрд руб. Более половины средств — 351 млрд руб.— составят отмененные и отложенные расходы министерств в этом году. Траты на нацпроекты сократятся на 200 млрд руб. Сокращение получилось почти абсолютно равномерным, кроме решения о некотором снижении темпов цифровизации госсектора. Легкость, с которой Минфину удалось найти в бюджете сотни миллиардов, не может не говорить о наличии избыточных резервов в госрасходах.
Как стало известно “Ъ”, Минфин завершил процесс сбора заявок у министерств и главных распорядителей бюджетных средств по изменению расходов федерального бюджета в 2020 году. Работа эта велась по поручениям премьер-министра Михаила Мишустина. Напомним, Белый дом меняет бюджетную роспись для того, чтобы финансировать меры по поддержке экономики общей стоимостью 1,4 трлн руб. Половину этих средств предполагается получить или у ФНБ, или за счет займов на рынке, остальное же необходимо найти в ранее утвержденных бюджетных расходах.
Примерно половина необходимого объема перераспределения у Белого дома есть в резервном фонде, который увеличен переносом на полгода летней индексации зарплат госслужащим (59 млрд руб.), отменой грантов регионам (50 млрд руб.), перераспределением средств на модернизацию первичного звена здравоохранения (50 млрд руб.), отменой переписи населения, сдвигом сроков переезда Верховного суда в Санкт-Петербург и так далее. В целом это составляло 294,5 млрд руб., следует из имеющихся у “Ъ” документов Минфина, в этой сумме есть сокращение расходов на нацпроекты на 51,1 млрд руб.
Вторая часть нужного объема перераспределения — 351,7 млрд руб.— также найдена по большей части в нацпроектах: в ходе второго этапа «приоритизации» федеральных расходов на 2020 год в них найдено неприоритетных расходов на 150 млрд руб.
Таким образом, нацпроекты в этом году в сумме получат на 200 млрд руб. меньше ассигнований.
Сокращение будет достаточно равномерным, кроме двух случаев. Сильнее других уменьшаются расходы на нацпроект по цифровизации экономики и на поддержку экспорта. Кроме этого, крупнейшую экономию по этой группе дадут снизившиеся расходы на дорожное строительство — минус 37,7 млрд руб. (впрочем, это лишь около 5% общих сумм расходов нацпроекта в 2020 году), тогда как экспортный нацпроект сокращен сразу наполовину, а цифровизация — на четверть от прежнего объема. Также пострадали отложенная федеральная программа «Чистый воздух» (15,7 млрд руб.) и строительство новых школ (37 млрд руб.)
Одновременно ведомства предоставляли свои предложения и по «сбалансированному» изменению своих расходов в 2020 году, с тем чтобы тратить сэкономленное на свои же более приоритетные сейчас расходы. Это не привело к какой-либо существенной экономии: в сумме ведомства решили отказаться от трат на 2,9 млрд руб. и получить право на новые расходы на 4,7 млрд руб. В итоге эта процедура привела к росту расходов на 1,8 млрд руб., что в масштабах бюджета, впрочем, не слишком важно.
Крупнейшая экономия расходов на втором этапе проходит по графе «Иные расходы» — в них нашлось 77,9 млрд руб., которые, как выяснилось, можно пока не тратить.
Здесь Минфин также не изменил идее «баланса сокращений»: расходы равномерно снижались у всех главных распорядителей средств — и на поддержку продаж «Ил-96», и на дотации АПК, и на установки Курчатовского института, и на реконструкцию спортивных объектов, и на санаторий ФАС в Крыму.
Отметим, крупнейшим вкладом в рост резервного фонда Белого дома стало сокращение расходов управления делами президента на 15,2 млрд руб. по паре десятков строительных и реконструкционных проектов: отменены немногие, в основном речь идет о сокращении выделенных средств с переносом расходов пока на 2021 год. В этой же части сокращений — уменьшение текущих расходов на проектирование ракетоносителя «Ангара-5», 7,5 млрд руб.
Отметим, «приоритизация» расходов бюджета на 2020 год де-факто проведена Минфином в течение двух недель, практически она не затронула по существу ни одного из крупных направлений госрасходов (то есть не принималось решения от чего-то отказаться или принципиально замедлить какой-либо процесс или план, кроме нацпроекта по цифровизации) и, в сущности, не изменила ничего в самой бюджетной конструкции, и это позволило обнаружить в бюджете около 0,5% ВВП дополнительных средств на расходы. Видимо, более убедительного доказательства существования резервов федеральных расходов в РФ сложно представить — «бюджетное правило» с его ограничением расходов в этом плане лишь ограниченно улучшило ситуацию.